Дело «оборотня», 26 ножей и «бриллиантовая» история. Следствие вел смоленский знаток

Общество

Сергей Васильевич Малигон - «старейшина» смоленской криминалистики. От беседы с ним получаешь величайшее удовольствие! И приходит осознание, насколько блеклы и далеки от реальности «убойные» сериалы, вереницей перетекающие с одного телеканала на другой.
Это он выступал обвинителем на суде по громкому бриллиантовому делу 80-х и входил в следственную группу Прокуратуры СССР по раскрытию особо тяжких преступлений. Итогом этой работы стало задержание маньяка  Стороженко. Малигон входил в группу по раскрытию серии преступлений, которые совершил серийный убийца Сергей Черный.
Сергей Васильевич на пенсии, но прошлое не оставляет его, бередит душу и память, заставляя листать старые уголовные дела и записывать воспоминания.

                     «Эмоции к делу не подошьешь!»     

- Раньше Заднепровская прокуратура вместе с Промышленной и Ленинской находилась на проспекте Гагарина, 15. А еще там два районных суда располагались. Все под одной крышей, очень удобно!

Первый рабочий день на Гагарина. Только перевел дух, из милиции звонят: «Поступило заявление на покушение на изнасилование. Описание преступника есть, причем подробное. Женщина его хорошо запомнила».

Говорю коллеге: «Почитай описание. Может, знаешь его?»

Тот рукой махнул: «Да это же Головлев! С гонором парень. Я его сегодня как раз видел».

Через полчаса Головлева привозят. Его друзья-собутыльники подтвердили, что он в районе Витебского шоссе обычно болтается.

Розыск на первом этаже находился, а я на втором сидел. Напротив меня – девочка, на которую Головлев напал. Опер берет Головлева под белы рученьки, и тащит его на второй этаж. Девчушка увидела в дверном проеме обидчика, который по коридору шел, да как закричит: «Это он!»

Радости никакой, процедура опознания нарушена.

А девушка твердит: «Он напал на меня!» Кто ее знает, может, оговорить парня вздумала?

Накануне у нас как раз в областной прокуратуре прошло итоговое совещание, на котором прокурор области Владимир Степанович Борзыкин заявил: «Ни в коем случае следователи не должны проводить задержание на трое суток. Это прерогатива органов дознания. Следователь прокуратуры дает санкцию на арест, если собраны доказательства».

Как быть? Решил, что задерживать Головлева не стану на основе показаний девочки, которая, возможно, в порыве эмоций решила, что он и есть тот самый насильник. Эмоции к делу не подошьешь!

Хорошие парни опера задержали Головлева, а на меня обиделись. Это уже потом мы восемь аналогичных эпизодов головлевских нападений на женщин доказали. Настоящий извращенец! Хватал их в подворотне, рот зажимал, тащил в укромный уголок под привокзальным мостом и грабил.

Я нашел контакт с Головлевым, и он признался: «Мне нравилось подчинять женщин своей воле, власть показывать».

Дошло до того, что я в «Рабочем пути», хоть это и не приветствовалось, заметку разместил. Суть ее была такова: «Правоохранительными органами Заднепровского района расследуется преступление, связанное с посягательством на женщин, их ограбление и возможное домогательство. Есть данные, что не все потерпевшие, на которых были совершены нападения, сообщили об инциденте в милицию».

Заметка возымела результат. Нашлась женщина, которая призналась, что на нее недавно напали.

Она рассказала, что поздним вечером шла по улице Свердлова: «Неизвестный мужчина напал на меня, начал щупать, потом вырвал из рук сумочку. Я не рассмотрела его, потому что было темно, а я ужасно испугалась».

Головлев подтвердил: «Да, было дело. Набросился на Свердлова на какую-то дамочку. Хорошо ее помню. Если нужно, узнаю».

Повели опознание с понятыми. Узнал.

А потом разоткровенничался и показал места, где подкарауливал запозднившихся смолянок.

Работа была интересная! Душа в душу жили с участковыми моего района. Сидишь, бывало, на работе допоздна, только допрашивать не уставай!

Собрался в свой первый отпуск в Новороссийск. Мне вот-вот уезжать, а тут –ЧП! За одну ночь 12 (!) трупов. Как началось с трех часов пополуночи, так и пошло, поехало! Первый на Госпитальной был. Тяжкие телесные повреждения со смертельным исходом. Потом висельник, утопленник. На каждый труп приходилось выезжать. Настоящий конвейер в ту ночь смерть запустила….

Может, вспышки на солнце были тому виной? Я специально отслеживал такие нюансы, интересовался, какое влияние оказывают природные катаклизмы на психику человека?

Карьера вверх пошла.

В Заднепровье год отработал, освободилось место прокурора в следственном отделе областной прокуратуры. Вот и занимался не надзорной практикой, а реальные дела расследовал.   

                                 Отвертка

- В Шумячах начальник районной милиции отправился домой пообедать на своей служебной машине. Едут назад, по рации приходит сообщение: «Какой-то пьяный черт гоняет жену!»

Приняли вызов, повязали распоясавшегося муженька и посадили в «бобик». А он сумел открыть дверь и на полном ходу вывалился из отсека «бобика». Ударился об асфальт и получил несовместимую с жизнью травму. А брат у погибшего при должности, высокопоставленный военный чин. Приехал, начал шуметь: «Раз ты, полковник милиции, взял человека под свою ответственность, обязан обеспечить ему безопасность!»

Оказывается, в машине под задним сиденьем лежала отвертка, вот задержанный и воспользовался инструментом. Освободился с пьяных глаз и прямиком ушел на тот свет.

Тем не менее, полковнику вменили халатность. Не следовало отвертки на видном месте держать.

                                Дело «оборотня»

Однажды возле одной из железнодорожных станций в Смоленской области нашли тело задушенной и изнасилованной москвички. Кто мог на нее напасть? На теле убитой нашли волос. Нечеловеческий! Эксперты подтвердили: волосинка принадлежит кошке или собаке.

В поле зрения следствия попал местный пастух, который пас неподалеку стало коров. Мужчина ездил верхом. Экспертиза показала: волос принадлежит лошади пастуха!

Пастух попытался обставить преступление как несчастный случай, но тщетно.   

               «Я был похож на гончую собаку…»         

- «Аноховский бунт» расследовал полгода. Вскоре освободилось место помощника прокурора области по надзору за местами лишения свободы. Мне предложили это место занять: «Давай, ты уже научился общаться с зэками, у тебя накопился большой опыт!» Пришлось около года там просидеть, пока невмоготу стало. Не нравилось мне по изоляторам ходить, проверки в колониях устраивать.   

В 1982 году меня порекомендовали назначить на должность прокурора – криминалиста. Как раз Стороженко в то время ловили. Я был очень доволен, прокурор Смоленской области Владимир Степанович Борзыкин – тоже.

Первым в своей специальности был Владимир Маркович Ленский. Мне пришлось его заменить. Впоследствии с 1997 по 2002 годы я возглавлял криминалистический кабинет, а после его реорганизации работал старшим прокурором - криминалистом.

Кто такой прокурор-криминалист? Прежде всего, наставник следователя. Следственное мышление не может строиться по шаблону, оно должно быть творческим, и обязательно с развитой интуицией. Именно этому и учит прокурор-криминалист, принимая участие в расследовании уголовных дел.

Съездил в Москву на стажировку, вернулся из столицы, полный энергии.

На работе просиживал до десяти вечера! И до одиннадцати нередко бывало засидеться. Удовольствие получал невероятное. Проснешься поутру и удивляешься: как это, ночь прошла, и никто никого не убил?!

Перед службой непременно заходил в дежурную часть УВД, там меня уже все знали. Спрашиваю: «Что тут у нас?» - «Да вот, труп…». А я за голову хватаюсь: «Почему мне не доложили?»

Бегу к другу моему, Володе Бобылеву, который потом стал заместителем начальника УВД Смоленской области, сокрушаюсь: «Почему такое происходит?»

Помню, когда начались разборки со Стороженко, приказ издали об образовании областной следственно – оперативной группы, в задачу которой входило выезжать на абсолютно все, даже на неочевидные преступления. Подобной группы во всем Советском Союзе не существовало, смоляне стали первопроходцами и на протяжении двух лет шли со стопроцентной (!) раскрываемостью уголовных дел.  

Однажды поймал себя на мысли, что становлюсь похожим на гончую собаку. Ловить, искать, идти по следу…

                              26 ножей

- В 1982 году в Промышленном районе Смоленска случилась серьезная потасовка. В Таджикской ССР задумали какой-то завод открыть, вот таджики и приехали учиться в ПТУ. Парни молодые, горячие. Южная кровь! Не нашли с местными общего языка и на танцах устроили драку. Ударили ножом мальчика. Кто нанес роковой удар? Попробуй, докажи! А я как раз из Москвы со стажировки вернулся, предложил обратиться за помощью во Всесоюзный институт судмедэкспертизы, к заведующему физико-технического отделения Сергею Абрамову. Ас медицинской экспертизы колото-резаных повреждений дал дельный совет: «Соберите как можно больше ножей. И одежду потерпевшего предоставьте, чтобы раневой канал определить».

С места драки изъяли десять ножей, прошлись по общежитиям. Итого 26 лезвий! Задержали четверых подозреваемых.

В шесть утра лечу самолетом «Л-410» в Москву, в восемь вхожу в институт. Серегой Сергеевич мне говорит: «Иди, погуляй, пока мы делом займемся».

Пока проводили экспертизу, успел съездить на Ваганьковское кладбище, где могила Высоцкого.

Из четырех ножей один совпал с раневым каналом.

Преступнику предъявили обвинение.

                 Наши люди в Москву на такси не ездят!

В это сложно было поверить: смоленские «левши» в открытую занимались массовыми хищениями на фабрике, которая перерабатывала алмазы! Преступная схема брала начало с небольшого неучтенного скола драгоценного камня. Рабочие производили огранку сырья таким образом, что часть мелких сколов они оставляли себе, а потом обменивали их на более крупные. За счет своего профессионального мастерства огранщики присваивали бриллианты, а потом сбывали их.

Сергей Васильевич приметил интересную подробность: один из обвиняемых, у которого была зарплата 150 советских рублей, за… триста (!) нанял владельца «Волги», который возил его на работу и забирал после смены. Этот человек также мог позволить себе приехать на такси в Москву и отдохнуть в ресторане, а потом благополучно на том же такси вернуться в Смоленск. Откуда у него столько денег? Наши люди в Москву на такси не ездят. Нестыковка!

- Да какая там нашумевшая «бриллиантовая» история, нынче миллиарды воруют, и все сходит рук, - отмахивается Сергей Васильевич. - По первому делу гособвинение держал первый заместитель прокурора Смоленской области Астафьев, по второму – я. Шестеро обвиняемых у меня было. Целая мафия! Из них самый главный фигурант был награжден Знаком Почета. Почетный работничек!

                                     Черный

В 1999 году Смоленск онемел от ужаса, едва ли не каждую неделю получая информацию о задушенных девушках.

- Тяжело вспоминать, - Сергей Васильевич прерывает долгое молчание вздохом. - Его ведь взяли, а потом… отпустили.

Задерживали подозреваемых молодых людей. Среди них был и охранник Сергей Черный.

Сидя в СИЗО, он понимал, что при обыске в его доме найдут огнестрельное оружие, вот и «вспомнил» про злополучный обрез. Он не мог знать, что его мать, улучив момент, залезла под кровать и успела выбросить оружие в овраг. Его  спокойствие и откровенность показались оперативникам убедительными. Других улик, изобличающих Черного, не было. А я продолжал настаивать на его аресте.

Вместо этого маньяку сказали: «Иди, гуляй, Вася!»

Вот он и пошел… гулять.

У нас из генпрокуратуры сидел человек, я к нему: «Как же так? Отпустили…».

В голове не укладывается! Добровольная выдача…

Да в 90-е все бандиты с записками следующего содержания ходили: «Я везу пистолет (автомат) сдавать в милицию». Вот вам и «добровольная» выдача!

Моя заслуга в том, что после известия о третьей задушенной девушке уголовное дело возбудили сразу же, соединив все случаи убийств в единое производство. Я сумел убедить руководство на оперативном совещании: «Способ убийства один и тот же. Скорее всего, преступления совершены одним и тем же лицом». Организовали опергруппу, и – вперед! Начались крупномасштабные следственные розыскные операции. Работали единым фронтом с УВД и ФСБ.

Но грубейшая ошибка была все же допущена. Маньяка выпустили на волю, и он задушил еще одну девочку.

Сразу после ее гибели при обыске нашли ту самую красную болоньевую куртку, которую опознала родственница одной из убитых девушек.

Отвезли биологические следы Сергея Черного Германию для проведения экспертизы. Все подтвердилось. Серийный убийца.

Ужасно.            

Ее смерть как - будто и на моей совести тоже.

            Справка «РП»

За безупречную службу Малигон награжден знаком «Почетный работник прокуратуры Российской Федерации», медалями
«Ветеран следственных органов»
и медалью
«За безупречную службу»
I степени.

Автор: Анастасия Петракова







Загрузка комментариев...
Читайте также
вчера, 23:05
Свои знания в области истории ВОВ проверило рекордное количество...
вчера, 20:56
В Москве губернатор встретился с президентом Российского футбольного...
вчера, 22:48
Об этом сообщает ГУ МЧС России по Смоленской области.
вчера, 22:00
Конфликт между «товарищами» произошел в конце февраля.
Новости партнеров