История на колесах. Необычное ретро-хобби Андрея Толстых

Общество

«Ну что, поехали кататься?» - спрашивает нас Андрей Толстых на пороге своего дома. Мы уже успели попетлять по частному сектору Починка в поисках реставратора старинных авто. Навигатор привел нас к совершенно другому дому, но его хозяин «на глаз» определил, кого мы ищем. Видимо, гостей у Толстых хватает…

И вот теперь он мчит нас по улицам города на 401-м «Москвиче». Находиться за рулем раритета, восстановленного своими руками, по словам Андрея Борисовича, это непередаваемые ощущения. Хотя управлять старыми машинами непросто - механизмы идут туговато. Прохожие оборачиваются, машут руками, дети подпрыгивают от радости. Несмотря на свою «советскость», автомобиль очень похож на немецкий Opel Kadett.

И даже цвет у него как у европейского собрата - черный с бордо. Точь-в-точь такого же цвета у Андрея Борисовича берет. «Его смастерила моя жена,

она увлекается валянием из шерсти, - с гордостью говорит Толстых. - Ирина работает учительницей, преподает физкультуру».

 

С чего всё начиналось

Толстых мог бы жить в Берлине, Кишиневе или Киеве. Но больше 20 лет живет в Починке. География его биографии такова: родился в Свердловской области, почти в младенчестве родители увезли его в Молдавию. Служил в Германии и на Украине. В 1994 году попал в Шаталово. В 2000 году стал военным пенсионером, но из Починка решил не уезжать. Сейчас он работает оператором газовой котельной на швейной фабрике.

К своему увлечению пришел случайно. Можно сказать - вынужденно.

- Я как раз служил в Германии, когда разрешили вывоз машин в СССР, - вспоминает Андрей Борисович. - Уезжал оттуда в

1989 году, перед объединением. И как раз купил 21-ю «Волгу». Ей было 25 лет. С тех пор она со мной. Мы трижды за это время ездили на ней в Молдавию. А это 1200 км в одну сторону! Справлялись за сутки, тратили ровно бочку бензина. Расход у нее немаленький - 15 литров на 100 км. Правда, один раз возвращались аж трое суток. Застучал мотор, прогорел поршень… С кем не бывает...

За все время у горячо любимой машины не случалось «простоев» - Толстых ездил на ней всегда. Но потом, конечно, назрела необходимость ее усовершенствовать.

В 2011 году он купил ей «донора», чтобы продлить жизнь. Несколько лет переделок, перекраска сделали свое дело: старая машина превратилась в ретроавтомобиль.

- Десять лет назад, когда затраты на нее перевалили за 500 тысяч рублей, я перестал их контролировать, - признается «самоделкин». - Опять же, суммы весьма относительны: мы считаем, сколько вложили материальных средств. Но кто посчитает наши силы и время?

- Неужели за эти годы у вас никогда не было мысли избавиться от «Волги»?

- Нет! Никогда! У любого поступка должен быть мотив. Зачем мне ее продавать? Чтобы купить новую? У меня была возможность приобрести поновее - 24-ю. Но мне всегда нравилась именно 21-я, ее форма и изгибы.

Штучная работа

У 401-го «Москвича» тоже есть «семейная» история.

- Я гостил у своей двоюродной сестры в Подмосковье и увидел у нее во дворе умирающего под серым небом «Москвича». Ржавый, разваливающийся... Сердце кровью обливалось, - описывает в красках Андрей Борисович. - Эту машину я знал с детства. Владельцем был дедушка - участник Великой Отечественной. Во время блокады Ленинграда по «дороге жизни» через Ладогу он возил продукты и боеприпасы. После войны много работал, подсобрал денег и в 1955 году купил машину своей мечты - 401-й «Москвич».

Так в Починке появился еще один раритетный автомобиль. С ним пришлось тяжелее, чем с «Волгой», - почти все работы велись с нуля. Детали к «Москвичу» Андрей Борисович ищет по всей России и в других странах по интернету. Много информации он черпает из книг по автомобилестроению и со специализированных сайтов. В социальных сетях общается с реставраторами машин и состоит в Смоленском клубе любителей ретроавто. Каждый автомобиль уникален, в каждом случае необходима кропотливая «штучная» работа. Нет универсальных инструкций, нет запчастей, часто не хватает деталей…

- Работа над машиной сейчас в самом разгаре - хочу добавить в нее побольше светотехники, перебрать ходовую. А еще мечта у меня есть. Когда автомобиль был новым, прежний хозяин ездил на нем в Сочи. И я хочу повторить его путь.

- А если говорить о другой мечте… Какую машину хотели бы еще отреставрировать?

Впервые отвечает не сразу, задумывается.

- Многие, я знаю, мечтают о «Победе»…

- Ну, у меня была возможность купить себе «Победу». Несколько лет назад ее продавали прямо у нас в Починке. Состояние - хорошее, но первоначальная стоимость была завышенная - 270 тысяч рублей. Слишком дорогое удовольствие.

- Вы думали о том, чтобы монетизировать свое хобби? - аккуратно спрашиваю я, подразумевая, конечно, другой вопрос:

«Не было мыслей продать авто?»

- А их никто не купит. Давайте начистоту. Мы с вами уже немного затронули стоимость таких работ. К примеру, это миллион рублей. Открываем «Авито». Там за миллион можно купить таа-а-а-акую машину! И тебе не надо чахнуть над ней годами, чтобы довести до ума... Хотя у меня другой случай: я не чахну - я получаю удовольствие.

- Но есть ведь и те, кто наверняка не понимает такое увлечение?

- Есть. Так и говорят: «Купи уже себе нормальную машину».

- Вы переубеждаете их?

- Не вижу смысла. У каждого свое хобби. Я, например, не понимаю охотников. Как вот так можно - взять и убить животное? У меня, например, вполне мирное хобби.

А вы знаете, что...

Именно благодаря Андрею Толстых Починок стал претендовать на столицу ретроавтомобилей Смоленской области. Здесь часто проходят мероприятия с участием старинных машин.

В июне этого года житель Починка побывал со своим «Москвичом» в Туле на 12-м ежегодном открытом автомобильном фестивале «Автострада». «Не буду обманывать: не весь путь до Тулы я проехал своим ходом, - признается мастер. - Специально для таких поездок у меня есть прицеп».

КСТАТИ

Хотите увидеть ретроавтомобили?

Приходите 11 сентября на площадь Ленина в Смоленске. Утром (время начала пока уточняется) здесь стартует ралли на классических автомобилях.

Более 30 раритетных и эксклюзивных советских и зарубежных машин предстанут перед жителями и гостями региона. К гонкам допускаются автомобили, выпущенные не позднее 31 декабря 1990 года.

Организатором ралли является Российская автомобильная федерация при активной поддержке руководства области. Мероприятие пройдет в рамках 5-го этапа Кубка РАФ по ралли на классических автомобилях.

Фото автора и из архива героя публикации.


Автор: Мария Демочкина







Загрузка комментариев...
Читайте также
вчера, 22:39
С начала года в медицинские организации региона обратились 1...
вчера, 22:02
Ветрами пыль и песок из Африки несет на северо-запад России...
вчера, 21:28
Как сообщили в министерстве промышленности и торговли, это б...
вчера, 20:58
По итогам 2023 года работа смолян в этой сфере была признана...
Новости партнеров