И как они, учись служить Отчизне

Общество

С чего начинается Родина? Для каждого человека и в разные исторические времена – по-разному. Одни ностальгируют по родной деревеньке, другие стараются даже не вспоминать, где они появились на свет и сделали первые шаги… Но есть люди, для которых слово Родина значит неизмеримо больше, чем место рождения.

Люди, плоть от плоти, кровь от крови ставшие неотъемлемой частью великой державы, служению которой отдали всю жизнь. Таким человеком и был Павел Васильевич Войтенко. Пограничник, чекист, фронтовик. Чтобы рассказать о нем, не надо придумывать красивую, героическую легенду. Он бы и сам этого не одобрил, потому что верил: таких как он - десятки тысяч, имя которым - Великий советский народ. Тот, который сломал хребет фашизму и прикончил мировое зло в его же логове.

Народ, сумевший выжить и победить в самой страшной войне, а потом возродить дотла испепеленную страну. Вот что наверняка услышали бы мы в ответ на просьбу рассказать о себе от человека стального поколения - майора госбезопасности Войтенко.

Гриф «Секретно» не снят до сих пор

В кабинете председателя областного суда Владимира Павловича Войтенко неофициальные встречи бывают нечасто. Но сегодня как раз тот самый редкий случай, когда со мной разговаривал не судья, а просто сын, гордый за своего отца. Владимир Павлович на расчищенном от деловых бумаг «пятачке» своего рабочего стола бережно раскладывает документы, сохранившиеся в его домашнем архиве с 1941 года. Мне повезло, я их не только увидел, но и подержал в руках. Больше такой возможности не предоставится, потому что скоро эти молчаливые свидетели военных лет займут свое почетное место под стеклом витрин музея Управления ФСБ по Смоленской области.

Самое первое Удостоверение №102 датировано 31 января 1941 года. Выдано старшему лейтенанту Войтенко, заместителю начальника 3-го спецотделения Управления НКВД по Барановичской области. Срок действия - по 31 декабря того же года. Но уже 26 июня ему выдали другой документ, с печатью коменданта авиационной части Боровское.

Бывая по служебным делам в Починковском районе, я часто проезжаю мимо небольшого установленного на обочине дороги памятника в виде стелы со взлетающим самолетом. Именно здесь был аэродром, откуда в свой крайний (летчики никогда не говорят «последний») полет ушел экипаж Героя Советского Союза Николая Гастелло. Это и есть бывшая воинская часть Боровское, в которую сразу после нападения фашистов на СССР прямо с совещания в Минске и был направлен старший лейтенант Павел Войтенко.

- Отец с отличием закончил погранучилище, и ему предложили место службы на выбор, - рассказывает Владимир Павлович. - Естественно, он поехал на западную границу, где в то время разворачивались основные события. Это был рубеж трех государств: СССР, Польши, Литвы, образовавшийся после заключения Троцким Брестского мира. Тогда отдали столько земли, что граница проходила чуть ли не под Минском. Сопредельная сторона - Польша - была к нам очень агрессивно настроена. Немец напал на нее 1 сентября, и поляки убегали в нашу сторону. Поэтому обстановка сложилась очень напряженная. Война застала отца в Белоруссии. 21 июня он уехал на совещание в Минск, а через пять дней уже служил на Смоленщине, в авиачасти под Починком.

Он был хорошо знаком с Николаем Гастелло и часто с ним общался. Рассказывал, как однажды над их аэродромом «завис» немецкий разведчик Ю-88, или, как еще называли этот двухфюзеляжный самолет, «рама». По нему открыли огонь из всего имевшегося в наличии оружия, и фашист задымил, начал падать. Отец с сослуживцами вскочил в стоявшую недалеко полуторку и помчался к месту, где самолет должен был врезаться в землю. Немцы выбросились с парашютами, поэтому остались живы. Видя наших военных, они захватили ехавшего на телеге мужика и, уткнув в него ствол парабеллума, потребовали отпустить их. Не тут-то было. В результате умелых действий заложник остался жив и поехал на своей телеге дальше, а летчики были пленены. Кстати, среди них и одна рыжеволосая фройлен.

А потом было долгое и тягостное отступление. Бомбардировщики перебазировались дальше в тыл, а наземные службы уходили по земле. Старшему лейтенанту Войтенко довелось в самый разгар боев преодолевать Соловьеву переправу. Много он об этом не рассказывал, но как-то раз обмолвился про ту жуткую картину, когда воду в Днепре заменила человеческая кровь.

Покидая Смоленщину, он воевал на территориях Духовщинского, Ельнинского, Вяземского районов. Примерно тем же маршрутом возвращался назад. А до этого в его военной судьбе были оборона Москвы и Ленинграда, освобождение Варшавы и взятие Берлина. Но об этом мало что известно, потому что на подвигах военных контрразведчиков из знаменитого СМЕРШ до сих пор стоит гриф «Секретно».

В освобожденном Смоленске было холодно и голодно

Каморка в башне крепостной стены считалась шикарным жильем. А другого среди разваленных стен и обугленных печных труб даже в 1946 году не было. Да, закончилась война, но не для чекистов. Тем более что в Красном Бору, под Смоленском, были открыты все входы в ставку Гитлера Беренхалле, а рядом еще не остыли следы разведшколы абвера, где обучались, чего греха таить, не только истинные арийцы. Были среди курсантов и смоляне, переметнувшиеся на сторону врага, впоследствии оставленные гитлеровцами для ведения диверсионной работы на освобожденных советскими войсками территориях. Эту агентурную сеть нужно было срочно обезвредить. Этим и занималось Управление контрразведки СМЕРШ Смоленского военного округа, в котором служил старший следователь, майор госбезопасности П.В. Войтенко.

Со старого, пожелтевшего от десятилетий снимка на современный, не знающий серьезных военных потрясений мир смотрит еще молодой военный. Фото сделано в небольшой комнатушке с потертыми полами. На столе - букет цветов в винной бутылке из темно-зеленого стекла… Не до роскоши было в первые послевоенные годы.

И человек, наделенный государством неограниченными полномочиями, жил так же скромно, как и все. Бывало, что в зимние морозы семья Войтенко экономила каждое полено дров, а Павел Васильевич, если представлялась возможность, помогал с топливом соседям.

Судьба офицера такова, что ему долго не приходится засиживаться на одном месте. Так и майора Войтенко военная судьба снова, уже после войны, забросила в Белоруссию. Об этом периоде его службы мало что известно. Во всезнающем Интернете удалось найти всего несколько строк: «Участник Великой Отечественной войны на Западном, Ленинградском и 1-м Белорусском фронтах в составе органов контрразведки СМЕРШ. Был награжден орденами Отечественной войны 1-й и 2-й степеней, Красной Звезды, медалями «За боевые заслуги», «За оборону Москвы», «За оборону Ленинграда», «За освобождение Варшавы», «За взятие Берлина», «За Победу над Германией» и другими.

После войны служил в органах госбезопасности Белорусской ССР. В августе 1952 года в звании майора госбезопасности Войтенко был уволен в запас. Проживал в Смоленске, умер 28 мая 1975 года, похоронен на Аллее Почета Нового кладбища Смоленска». Вот и все, коротко и понятно, без лишних эмоций и модной в недавние годы героизации.

20 декабря 2016 года сын майора госбезопасности Павла Васильевича Войтенко, председатель Смоленского областного суда Владимир Павлович Войтенко в торжественной обстановке поздравил смоленских чекистов с их профессиональным праздником и передал на вечное хранение музею УФСБ документы и награды отца, открыв для молодых сотрудников еще одну славную страничку истории, написанной кровью и судьбами людей, отдавших свою жизнь бескорыстному служению Отчизне.

СПРАВКА «РП»

Павел Васильевич Войтенко, майор госбезопасности. Родился 25 декабря 1908 года в селе Михайловка 1-я (ныне – Полтавская область). В 1925 году окончил семь классов школы, в 1929 году - шестимесячные рабочие курсы. В октябре 1930 года Войтенко был призван на службу в Пограничные войска ОГПУ СССР. Окончил полковую школу, затем курсы в 3-м пограничном полку ОГПУ имени В. Р. Менжинского. В 1934-1935 годах командовал взводом в школе младшего начальствующего состава 12-го погранотряда НКВД, позднее продолжал службу в том же отряде, командовал взводом, был помощником начальника, начальником заставы, помощником начальника 1-го отделения штаба. С ноября 1939 года служил в органах НКВД/НКГБ/МГБ СССР.


Автор: Андрей Завьялов







Загрузка комментариев...
Читайте также
17 минут назад
6 мая огонь охватил кирпичный завод на улице Лавочкина в Смо...
54 минуты назад
Прямо сейчас пожарно-спасательные подразделения Смоленска ли...
сегодня, 20:06
6 мая случился пожар на территории кирпичного завода на ул. ...
сегодня, 19:31
6 мая в областном центре, в районе ТЭЦ-2, на территории парк...