Смоленская область не входит в ТОП-10 и даже двадцать российских регионов, которые можно было бы назвать «бизнес-эльдорадо».
Тем не менее предпринимательская активность смолян остается достаточно высокой. Экономический кризис, на дно которого мы периодически опускаемся, является наилучшим стимулятором для малого и среднего предпринимательства.
В сложившейся ситуации интенсивнее всего развивается сфера услуг в диапазоне от открытия новых и весьма высокотехнологичных салонов красоты до индивидуальной помощи дачникам в обработке их участков. Весьма неплохо чувствует себя гостиничный бизнес, поскольку поток туристов «выходного дня» из Москвы и Санкт-Петербурга не ослабевает даже по будням. Многие москвичи приезжают в областной центр по многу раз только для того, чтобы пару-тройку дней всей семьей отдохнуть от столичной суеты.
Из новых крупных инвесторов в область с многомиллиардными инвестициями пришел «Мираторг». Продолжает успешно развиваться и на сотни миллионов рублей пополнять бюджет «Останкино». Неплохо живут и представители Fashion-индустрии. Собеседники «РП» честно признались, что сложности в экономике помогли им взглянуть на собственный бизнес под другим углом.
- ТРЦ «Макси» открылся чуть более полутора лет назад, и с тех пор количество арендаторов комплекса постоянно растет. Центр стал востребованным и среди предпринимателей, и среди смолян. Поэтому федеральные сети и местные предприниматели активно занимали площади торгового комплекса. Сейчас заполняемость «Макси» на уровне 98%. К концу года она достигнет 100%. Готовятся к открытию крупные магазины «Твое», Incity, - отмечает пресс-служба ТРЦ «Макси». – Средняя посещаемость центра за семь прошедших месяцев 2016 года составила 690 тыс. человек в месяц. Ряд брендов продолжает свое развитие, расширяются сети и отделы. Но открываться они предпочитают в объектах с наименьшими рисками.
Держать марку удается и еще одному крупному торговому центру города.
- У нас на все 100% заполнена первая галерея. Много арендаторов размещаются во втором здании. Буквально через неделю откроется «Эльдорадо», площадь которого будет насчитывать 1500 метров, и будет он располагаться на двух этажах. Сейчас происходит переток из уличного формата торговли в торговые центры, что не может не радовать, - отмечает директор ТРЦ «Галактика» Денис Марченков.
Вся сила - в менеджменте
- Для нас кризис оказался очень полезен,- говорит Денис Андреев, управляющий компанией ООО «Пластик Репаблик». - То, что сегодня происходит в экономике страны – совершенно не повод для паники. Да, слабые участники рынка уйдут, сильные останутся. Это естественный процесс. Мы не ощутили падения спроса на свои пластмассовые изделия, поэтому собираемся развивать, а не сокращать производство. Все дело не столько в том, сколько стоит доллар или баррель нефти, а в умелом менеджменте.
- Жить в эпоху кризиса надо по средствам, а для этого существует такой прием, как оптимизация расходов, - считает заместитель директора агрофирмы «Катынь» по переработке молока Алина Аксенова. - Но это не означает, что надо сократить все до минимума. Наоборот, настало самое время вкладывать деньги в развитие производства. Сейчас на первом месте – увеличение объемов переработки молока и наращивание ассортимента выпускаемых фирмой продуктов питания. Со сбытом проблем нет, спрос огромный, сметана, масло, творог «уходят» с прилавков так быстро, что не успеваем привозить новые партии. По возможности, производство должно быть многопрофильным. Например, у нас есть литейный цех, где на заказ отливаются скульптуры. Он пользуется известностью по всей стране и никогда не простаивает без работы. Так что оптимизация расходов и многоплановое производство – главные составляющие выживаемости в самых суровых финансовых катаклизмах.
Строили и будем строить!
- Спрос на недвижимость, в том числе и квартиры, значительно сократился, но это не причина для того, чтобы стройплощадки в области окончательно опустели, - уверен руководитель крупной строительной организации. - Сейчас в основном приобретаются квартиры небольшие по площади, так называемые эконом-класса. Они распродаются в строящихся домах в Смоленске, Гагарине, где мы закладываем уже вторую секцию пятиэтажки, в Пригорском. Конечно, объемы и темпы строительства несколько снизились, но наши рабочие даже не слышали о сокращенной рабочей неделе или принудительных отпусках. Так что кризиса бояться не стоит, он скорее даст импульс к развитию, поиску новых возможностей.
По оценке экспертов того же АСИ, Смоленская область имеет ряд неоспоримых преимуществ. Это приграничное положение, предоставляющее кратчайший путь в Европу, достаточно развитая дорожная сеть, высокая энергообеспеченность… В общем, созданы все условия для развития предпринимательства. Только откликнутся ли на эт сами предприниматели?