Николай Колпачков: «В Смоленской области ссузы не закрывают, а укрупняют»

Общество

Накануне начала нового учебного года пресс-клуб «РП» посетил первый заместитель начальника регионального департамента по образованию, науке и делам молодежи Николай КОЛПАЧКОВ. В беседе с журналистами он рассказал, почему при уменьшении количества школ, детских садов и ссузов в области не стоить бить тревогу.


- Нам известно, что в Смоленском регионе ведется реорганизация средних учебных заведений. В результате из 28 колледжей и техникумов останется чуть ли не половина. Чем это обусловлено?

- 11 учреждений находятся в стадии реорганизации. По двум - вопрос отложен, так как не было получено положительное заключение региональной комиссии. Этот процесс должен завершиться к 1 октября. Здесь важно понимать: мы не закрываем ссузы, а укрупняем их. Федеральная норма: техникум должен обучать не менее 500 студентов. Потому стало необходимым объединять смежные специальности в одном кластере. Есть и другая причина: ректор Высшей школы экономики отмечает, что для родителей выпускников проводился соц­опрос. У них спрашивали: «Что вы предпочтете для своих детей: профессию, полученную в колледже, с зарплатой в 60 тыс. рублей или диплом вуза и последующую работу не по специальности с зарплатой в 20 тыс.?» И 75 процентов родителей выбрали второе. Наша задача - поднять престиж рабочих профессий и их востребованность. А сделать это можно - укрупнив ссузы и укрепив их материально-техническую базу.

Про одаренных и особенных

- Как обстоят дела с дополнительным образованием? Эти учреждения закрывать не собираются?

- Здесь у нас сеть стабильная - 65 единиц, а с учетом учреждений спорта и культуры - 140. Общими силами мы охватываем различными формами допобразования 74 процента ребят. При этом меняется формат работы с подростками. Сегодня это трехуровневая система: помимо различных Домов творчества, в нее входят программы допобразования школ и внеурочная деятельность в кружках по одному из направлений (спортивное, патриотическое, духовно-нравственное, эстетическое или художественное). Главная проблема - нехватка материальной поддержки. Государство выделяет деньги на детские сады и школы, но не на систему дополнительного образования. Это сказывается на износе зданий и материально-технической базы. Особенно провал в финансировании чувствуется в направлении робототехники. О необходимости развивать нанотехнологии говорят на всероссийском уровне, а средств не дают. Поэтому администрация Смоленской области в 2015-м специально на это направление выделила 1 млн. рублей, на которые приобрели материалы и инструменты. Их получат крупные центры технического творчества.

По-особому мы относимся и к ребятам, имеющим талант к наукам. Этих «умников и умниц» нужно готовить к предметным олимпиадам, что тоже выходит за рамки школьной программы. В этом году впервые совместно со СмолГУ запустили проект поддержки такой молодежи: в течение года на базе вуза с победителями муниципальных этапов олимпиад проводили очные и заочные занятия. А летом для них прошла профильная смена в Голоевке. Эта работа будет продолжаться, и надеемся, через год увидим результаты.

- С 1 сентября детские дома области ждет обновление. Расскажите, в чем оно выражается.

- Действительно, идет процесс реформирования. Дело в том, что Закон об образовании вывел учреждения для детей-сирот из категории образовательных организаций. Теперь для интернатов ключевая позиция - содержание детей и их социализация. Таким образом, образовательный процесс может вестись как на базе интерната, так и за его пределами (в ближайшей школе). Вот пример: дети из смоленского «Гнездышка» учатся в 17-й школе. Отмечу, существуют интернаты от I до VIII видов. Детей VII вида нельзя отдавать в массовую школу. Активно в области реализуется проект «Доступная среда», в рамках которого создаются условия для инклюзивного образования детей-инвалидов. Всего в области 54 школы создали необходимую среду для обучения детей-инвалидов.

Кадровый голод утолят Интернетом?

- Николай Николаевич, насколько остро стоит проблема нехватки учителей?

- Критической ситуации, при которой в школе вообще не велись бы уроки по какому-либо предмету, нет. Но, конечно, на отдельных территориях наблюдается дефицит определенных специалистов. Например, в сельской местности всегда была актуальной проблема с преподавателями иностранного языка: изначально небольшое стремление выпускников вузов работать в деревне накладывается на текучку кадров. Зато учителей начальной школы и биологии в Смоленской области даже переизбыток.

Как правило, проблемы возникают, когда нужно подменить одного педагога другим, например, из-за болезни. Здесь на помощь приходят новые технологии и дистанционное образование. Конечно, оно не заменит живое общение ребенка с педагогом, да к этому никто и не стремится. Но при необходимости видеоконференц-связь спасает ситуацию. Мы надеемся, что процесс технического перевооружения учебных заведений, который сейчас ведется на федеральном уровне, не остановится. Ведь таким образом дети из разных уголков области смогут получать знания на открытых уроках титулованных педагогов, к примеру, народных учителей России.

- Существуют ли какие-то льготы-поощрения для педагогов, которые едут работать на село?

- Конечно! Все они получают 25-процентную прибавку к окладу. Плюс им не нужно оплачивать коммунальные услуги, в частности, они бесплатно пользуются отоплением и освещением. А вот что касается обеспечения их жильем, этот вопрос - компетенция органов местного самоуправления. В тех районах, где власти заинтересованы в привлечении специалистов в школы, находят такую возможность. Кстати, существует специальная программа ипотеки для молодого учителя. По ней педагог может выплачивать только 8 процентов от ставки. Разницу погашают областной и федеральный бюджеты. Условия - возрастное ограничение (не больше 35 лет) и стаж работы в образовательном учреждении не менее года. Однако очереди из желающих мы не наблюдаем.

- Какова сейчас средняя зарплата работников образования?

- В натуральных цифрах ее назвать сложно. Дело в том, что это нужно делать по итогам года, а имеющаяся сейчас цифра с отпускными будет некорректна. Отмечу, указы президента мы выполняем. Есть небольшое отставание по повышению зарплаты работникам детских садов, но оно будет ликвидировано до конца этого года. Подчеркну, начинающий педагог сейчас получает около 8 тыс. рублей. Но грамотный директор школы, умеющий распределять финансы (учебные заведения сейчас работают по нормативному финансированию на одного ребенка), может повысить ему зарплату примерно в 1,5 раза. Однако, к сожалению, таких руководителей пока немного. Сегодня школы остро испытывают потребность в управленцах-менеджерах. Сейчас время диктует, что директор больше не может быть «главным учителем в школе», а должен стать рачительным управленцем. Кто-то перестроился, кто-то - нет.








Загрузка комментариев...
Читайте также
вчера, 22:16
Как сообщает УМВД России по Смоленской области, авария произошла...
вчера, 21:35
Ложная информация распространяется в соцсетях, в почтовых ящиках...
вчера, 23:05
Молодой человек заинтересовался ставками на спортивные события....
вчера, 20:28
В этом году традиционное мероприятие пройдет в онлайн-формате....