Современный наркобарон - «ботаник» с Багамских островов

Общество

В начале 2015 года у смоленского наркоконтроля появился новый начальник. Сергей Бабенко был назначен в Смоленск с должности заместителя начальника Управления наркоконтроля по Тульской области. Главный редактор «РП» вместе с руководителем ведомства составил портреты наркобарона и распространителя «спайсов», а также выяснил, что нужно делать государству и наркополицейским, чтобы победить наркозависимость, и в каких учреждениях получить помощь, чтобы излечиться от страшной болезни.

- Сергей Витальевич, когда вас представили коллективу, вы отметили, что основное направление работы - сохранить набранный темп. Какие вы заметили слабые моменты в работе Управления и на что в первую очередь нужно сделать упор?

- В Смоленске я работаю всего пять месяцев, поэтому подводить какие-либо итоги еще рано. Говорить о результатах деятельности ведомства можно будет на коллегии при подведении итогов за первое полугодие.

Однако стоит отметить, что, благодаря бывшему руководителю УФСКН Александру Витальевичу Митюкову, Управление показало хорошие показатели по борьбе с наркопреступностью. И мы стараемся не снижать планку. Опираясь в своей работе на Указ Президента от 2010 года, боремся не только с предложением наркотиков населению, но и со спросом на них.

Борьба с афганским наркотрафиком, основная составляющая которого героин, - одна из тех задач, которую нам поставил на 2015 год глава Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков Виктор Петрович Иванов. Другое направление – дизайнерские синтетические наркотики, которые поступают к нам из Китая, Европы. Это так называемые «спайсы». В России они не производятся, поэтому наши усилия направлены на перекрытие контрабандных каналов.

Не менее важная часть работы - борьба с подпольными лабораториями. Чаще всего они располагаются в местах произрастания конопли: на Дальнем Востоке и в южных регионах. Ни для кого не секрет, что и в Смоленской области растение незаконно выращивают и культивируют.

И сегодня, когда все ведомства занимаются борьбой с наркобизнесом, сотрудники ФСКН также работают на снижение спроса на запрещенные препараты, к тому же на их плечи ложится весь груз ответственности по реабилитации наркоманов. В этом отношении нам приходится проводить большую административную работу, которая опирается на деятельность областной антинаркотической комиссии, возглавляемой врио губернатора Смоленской области Алексеем Владимировичем Островским и по координации деятельности комиссии во всех муниципальных образованиях. В Смоленской области эта система пока еще не до конца выстроена, именно на ней я и хочу сконцентрировать внимание. Потому как, в первую очередь, чтобы снизить спрос на наркотики, нужно проводить профилактическую работу.

Так, начинает приносить свои плоды тесное сотрудничество с митрополитом Смоленским и Рославльским Исидором, с департаментом Смоленской области по образованию, науке и делам молодежи, с другими профильными департаментами и управлениями областной администрации. Надеюсь, так будет продолжаться и дальше.

Кроме того, мы нашли понимание с руководителем ОГБУЗ «Смоленский областной наркологический диспансер» Ольгой Геннадьевной Зайцевой. В ее учреждении люди, употребляющие наркотики, проходят медицинскую реабилитацию. Обратившиеся за помощью чаще всего приходят, чтобы снять абстинентный синдром. Но проблема в том, что, пройдя курс, они возвращаются в общество и продолжают употреблять наркотики, совершать преступления. Надо с ними работать дальше, чтобы они прошли курс социальной реабилитации.

Сейчас государство тратит колоссальные деньги на лечение наркозависимых, которые все равно продолжают совершать преступления. Нужно перераспределить эти деньги, перенаправив их на реабилитацию больных. Это позволит снизить спрос на наркотики и, в свою очередь, уменьшит количество наркоманов. Вот главная задача, которую мы перед собой ставим.

- Сколько в Смоленской области наркозависимых людей?

- Официально на учете стоит более двух тысяч человек. Но, как правило, их в 5-7 раз больше. Это, конечно, не так уж и мало. Но из других регионов ЦФО мы не выделяемся.

- В 2012 году, будучи в должности и. о. руководителя тульского УФСКН, вы говорили о том, что за десять лет примерно в десять раз возросло количество наркоманов. Это характерно для всех субъектов ЦФО?

- Сейчас главная задача не скрывать реальную ситуацию, а показывать объективную картину. Чем больше правоохранительные органы выявляют больных наркоманией граждан и ставят на учет в медучреждения, тем больше шансов их спасти и вернуть к нормальной жизни. Но одними полицейскими мерами выправить ситуацию нельзя. Главное – работать в комплексе: снижать спрос и предложение. Наркоманов, которые лечатся и проходят реабилитацию, единицы. При этом в десятки-сотни раз больше мы сажаем в тюрьму. Зачем это надо? Государству будет выгоднее, если их будут лечить.

- Сергей Витальевич, вы несколько раз отметили взаимодействие нескольких ведомств, в частности УМВД, УФСКН, УФСБ, УФСИН, таможни. По каким направлениям работаете?

- Нами проделана большая работа, в частности, по борьбе с организованными группами. Одни мы бы не добились тех показателей, которые имеем. Поэтому решение не отдавать все наркотическое направление ФСКН было верным.

- Согласно Указу Президента к 1 января 2016 года численность УФСКН сократится. Как идет исполнение Указа?

- В январе этого года уже прошло сокращение на 20 процентов. Это связано с тяжелой экономической обстановкой в стране. При этом мы старались сохранить оперативно-следственный состав, те боевые подразделения, которые работают на выявление, пресечение, раскрытие преступлений.

- Зачастую, когда в ведомствах меняется руководство, новый начальник проводит кадровые перестановки или приводит свою команду. Как вы будете вести кадровую политику?

- У каждого руководителя - свои методы работы. Если подразделение работоспособно, отлажен механизм (с учетом тех корректив, которые я вношу или собираюсь), если работают профессионалы, которые достойно занимают должности, нет смысла их менять. Но если я увижу, что руководитель не справляется с поставленной задачей, тогда последует замена. Но не факт, что кто-то приедет из Тулы, хотя там много достойных людей. Будем искать резервы здесь. Коллектив в Управлении хороший, заместители достойные.

Сейчас рассматривается вопрос о назначении руководителя из Управления ФСКН России по Тульской области в Вяземский межрайонный отдел. Место было долгое время вакантно. Это единственный такой случай. Новый начальник имеет большой опыт работы и возможность переехать.

- Если говорить о помощи наркозависимым, на федеральном уровне часто говорят о метадоновой терапии, которая применяется в европейских клиниках. Есть неплохие результаты, когда врачи выступают за бесплатную раздачу шприцев, чтобы наркозависимые избежали ВИЧ-инфекции. Вы считаете, это действенные меры в борьбе с болезнью?

- Метадоновая заменительная терапия неприемлема для нас. Она показала свой негативный пример, когда присоединился Крым. Там количество метадоновых наркоманов возросло в десятки - сотни раз. Раздача бесплатных шприцев – не профилактика наркомании, это профилактика СПИДа. Это не решение проблемы. Оно в другом. В некоторых субъектах появляются некоммерческие реабилитационные центры. И федеральная служба выступает инициатором их лицензирования. Тогда государство сможет их финансировать. Наркоман, который изъявил желание вылечиться, должен будет там жить, а государство будет за него платить. Это будет хорошим началом. Но, помимо этого, чтобы излечиться, он должен вернуться в общество и быть ему полезным. Поэтому необходима еще и трудотерапия.

- На улицах города можно увидеть объявления о лечении наркозависимых. Это и есть пример частных клиник?

- Не всегда. Медицинская реабилитация должна осуществляться в условиях стационара. То, о чем вы говорите, это временная помощь, направленная на снятие «ломки». Мы не считаем, что эти врачи способны по-настоящему помочь наркоману.

- Составьте портрет наркодилера в Смоленской области. Какой тип наркотиков более популярен?

- Раньше наркобароном был «бородатый таджик» с бандой на конях и автоматами Калашникова, занимающийся транзитом афганского героина с последующим его распространением. Сейчас - это «ботаник», который живет, например, на Багамских островах и прожигает свою жизнь, а ночью сидит за компьютером и через разветвленную сеть в Интернете занимается распространением «спайсов».

Сегодня курительные смеси заменили ту нишу, которая была связана с дезоморфином. Когда правоохранительные органы стали эффективнее работать, цены на героин возросли. Это говорит о том, что его было мало. Поэтому стали использовать лекарственные препараты, содержащие кодеин, из которого они изготавливали дезоморфин, в народе это «крокодил». Чтобы его сделать, требуется час-полтора. Человек привыкает к наркотику после нескольких доз. Почему «крокодил»? Потому что после употребления у человека начинается отслаивание кожи, тело покрывается чешуйками, потом начинают гнить мышечные ткани. Благодаря позиции федеральной службы с 1 июня 2012 года на лекарства, входящие в его состав, был введен рецептурный отпуск. Эффект был налицо. Но отсутствие дезоморфина привело к появлению «спайса».

Помните, в конце прошлого года в Ханты-Мансийском АО, в Кировской области появились новые курительные смеси, от которых массово наступала смерть, но в списках запрещенных препаратов их не было. Смеси изымали, но привлечь к уголовной ответственности никого не могли. Внести новый вид «спайса» в списки – длительная процедура. Сначала сведения отправляют в Москву, ждут постановления. Тем временем каждую неделю появляются новые формулы «спайсов». К счастью, в Смоленской области удалось избежать массовых смертей. И все потому, что губительное вещество просто не попало в наш регион.

Сейчас Государственная Дума РФ внесла изменение: ФСКН имеет право вносить эти вещества в реестр запрещенных на два года. За это время вещество апробируют и потом, если оно является наркотиком, официально внесут в реестр наркотических средств.

Благодаря слаженной работе Управления за два месяца удалось задержать две организованные преступные группы, одна из которых занималась распространением смесей через Интернет и электронные платежи, делала закладки на улицах. Вторая группа занималась распространение наркотиков через почтовую связь. Там были четко распределены роли с окладами, зарплатами. Одни приобретали оптовые партии, другие - подыскивали клиентов, третьи - отправляли наркотики адресатам, которые употребляли наркотик.

Беседовал Сергей ЯКИМОВ.








Загрузка комментариев...
Читайте также
сегодня, 19:20
Губернатор Смоленской области рассказал о главных событиях уходящей...
сегодня, 14:59
Смолянка Юлия Королькова пропала 24 апреля в Рославле.
сегодня, 14:16
«Днепр» одержал первую победу в чемпионате, а «Универ» продл...
сегодня, 12:45
После прохождения североатлантического циклона в начале неде...