В Смоленской области появился музей советских мотоциклов «Сделано в СССР». Его открыл местный чиновник.
В отделе образования Угранского района с самого утра оживленно – планерка.
- Вы же понимаете, что время непростое, мы находимся вдали от областного центра и городские учителя вряд ли к нам поедут! - говорит о наболевшем директор одной из районных школ. Собравшиеся речь поддерживают.
Когда совещание заканчивается, из кабинета выходит высокий мужчина в галстуке и очках, Сергей Колобов – глава районного отдела образования, мотолюбитель и основатель первого частного музея в Угре.
Завидный жених из Полднево
Свой музей Колобов открыл в мае этого года – к 90-летию основания села Угра. Построил амбар во дворе, позвал первых туристов – директоров школ с ребятишками. Те, когда вошли, ахнули – от количества мотоциклов.
- Неужели вы создали это в одиночку? – удивляюсь я.
- Хотите взглянуть на мою помощницу? – хитро улыбается Колобов. – Вот она – лебедка.
Всего в коллекции Сергея Колобова 90 экспонатов. Пока можно увидеть только часть. Остальные проходят тщательную реставрацию, но рано или поздно окажутся в строю. Сергей Александрович ежедневно тратит на это по 5-6 часов в сутки…
Совсем скоро Колобову исполнится 60 лет. Сорок из них он занимается мотоциклами. После армии так ударно потрудился в местном совхозе на уборке льна, что купил свой первый мотоцикл – Восход-2. Дальше – больше. В 20 лет пришел работать в Полдневскую школу учителем физкультуры и географии, параллельно учился в смоленском пединституте.
- Когда был на сессии, у дедушки на рынке увидел «Яву» с одноцилиндровым двигателем. И влюбился! - вспоминает Колобов. - Он продавал ее за 400 рублей. Я в то время работал председателем сельсовета и получал 200 рублей. Но так как сессия уже подходила к концу, в кошельке оставалась ровно половина. Я честно сказал дедушке, что очень хочу купить «Яву», но у меня есть только 100 рублей. Дед – ни в какую: «Дешевле 400 не продам!» Я загрустил. Новые «Явы» в то время стоили 1100 рублей. Что делать? Решили так: отдаю ему стольник и свой паспорт. А когда насобираю – пришлю ему оставшуюся сумму, он мне взамен - документ. Я сел на «Яву» и упорхнул в Полднево. Через пару месяцев выслал деду по почте 300 рублей и получил в конверте свой паспорт.
- По тем меркам вы были завидным женихом…
- Конечно!
- Ваша жена влюбилась в вас, когда вы ездили на «Яве»?
- Когда моя жена влюбилась в меня, у меня уже была «Нива».
СПРАВКА «РП»
После Великой Отечественной войны из Германии в счет репараций было вывезено оборудование завода DKW (Dampf Kraft Wagen). Ижевский завод получил в свое распоряжение станки. В 1946 году под контролем приглашенного главного конструктора DKW Германа Вебера и других инженеров с DKW был начат выпуск мотоцикла «Иж-350» на базе немецкого мотоцикла DKW NZ 350. В 1951 году без остановки производства был осуществлен переход на массовой выпуск мотоциклов «Иж-49», который завоевал большую любовь у населения.
«Где этот чёртов инвалид?»
Во дворе – среди грядок с чесноком и луком, заботливо «укатанных» на зиму лапником, стоят будущие экспонаты музея. Точнее – то, что от них осталось спустя годы. На огромном колесе уникального измельчителя-щепореза, которого сейчас и не найти, сушатся ковровые дорожки. В одном из очертаний металлолома угадывается знаменитая «моргуновка» - она же автомобиль СМЗ С-3А.
- Такая машина, чего ж не улыбаться! – говорит Колобов и с грацией, которой бы позавидовал Бывалый, ставит ногу на автомобильную раму. – «Моргуновка» у меня в очень плачевном состоянии, но я ее восстановлю! В интернете недавно видел, что отреставрированную за миллион продают!
Правда, на продажу Сергей Колобов ничего не делает. Только для души.
КСТАТИ
СМЗ С-3А (эс-три-а) — двухместный четырехколесный автомобиль-мотоколяска. Серийно выпускался Серпуховским мотоциклетным заводом с 1958 по 1970 годы. В автомобиле использовался мотоциклетный двигатель Иж-49 мощностью 8 лошадиных сил.
Известен по фильму Леонида Гайдая «Операция «Ы» и другие приключения Шурика». После этого картины автомобиль-мотоколяска получил «народное» прозвище «моргуновка» (в фильме мотоколяской управлял персонаж Бывалый, сыгранный актером Евгением Моргуновым).
С одной стороны, для «моторизованного инвалидного кресла» С3А была достаточно тяжелой (425 кг в снаряженном виде), трудоемкой и дорогой в изготовлении из-за цельнометаллического кузова с пространственной рамой из стальных труб. С другой — по «автомобильным» меркам «моргуновка» имела плохую динамику (максимальная скорость 60 км/ ч), недостаточную проходимость из-за маленьких колес и слабой тяги мотора.
Тормоза у нее были только задние, барабанные, механические…
Мотоцикл в обмен на запчасти от… танка
Самый старый артефакт в новом угранском музее – мотоцикл Wanderer-98 1937 года выпуска, который воевал в Сталинграде.
- Понимаете, чтобы пополнять коллекцию, приходится вести обмен, - то ли с сожалением, то ли с радостью говорит Сергей Александрович. - В нашем деле действует принцип «ты мне – я тебе». В Волгоград отправил запчасти от танков, которые нашел на местах боев Великой Отечественной. Я же больше 20 лет занимаюсь поисковой деятельностью. А мне в «ответ» прислали «вандерера». Немец, который воевал на нем, возможно, остался жив. Посмотрите, это очень легкий мотоцикл. Даже если бензин закончился, водитель мог скрыться с помощью одних педалей.
В музее немало немецких экспонатов – есть, например, пара вражеских касок.
- Детям не разрешаю их примерять! Считаю кощунством! - поясняет Сергей Александрович.
Отдельная история – у крепко сколоченной деревянной аптечки. Ее нашли в немецком танке «Тигр», который был впервые применен под Ленинградом в августе 42-го. На аптечке – немецкий ремень с надписью «Gott mit uns» - «С нами бог».
- У меня такие смешанные чувства, когда я смотрю на этот девиз, - признается Колобов. – В моих родных местах фашисты сильно лютовали. Есть у нас в Угранском районе даже памятники, на которых написано: «Здесь погибла Наташа, 4 года». И я каждый раз вспоминаю надпись на немецком ремне и думаю: как же так?
«И живу я на земле доброй…»
На двери импровизированного музея – три портрета военного времени.
- У моего отца было три брата – Володя, Андрей и Сергей. Погодки. На фронт уходили друг за другом. Все четверо. А вернулся только один – мой папа. Он даже до Берлина дошел… Не сочтите за банальность, но с детства я ощущаю себя как в песне на стихи Роберта Рождественского: «И живу я на земле доброй за себя и за того парня». И музей мой – это не только о мотоциклах. Это еще и о войне – об этих трех парнях, которые навсегда остались двадцатилетними…
Фото автора