О «Явах» с любовью…На Смоленщине появился музей советских мотоциклов «Сделано в СССР»

Общество
О «Явах» с любовью…На Смоленщине появился музей советских мотоциклов «Сделано в СССР»

В отделе образования Угранского района с самого утра оживленно - планерка.
- Вы же понимаете, что время непростое, мы находимся вдали от областного центра, и городские учителя вряд ли к нам поедут! - говорит о наболевшем директор одной из районных школ.  Собравшиеся речь поддерживают. Когда совещание заканчивается, из кабинета выходит высокий мужчина в галстуке и очках, Сергей Колобов - глава районного отдела образования, мотолюбитель и основатель первого частного музея в Угре.



Свой музей Колобов открыл в мае этого года - к 90-летию основания села Угра. Построил амбар во дворе, позвал первых туристов -директоров школ с ребятишками. Те, когда вошли, ахнули - от количества мотоциклов.

- Неужели вы создали это в одиночку? - удивляюсь я.

- Хотите взглянуть на мою помощницу? - хитро улыбается Колобов. - Вот она - лебедка.

Всего в коллекции Сергея Колобова 90 экспонатов. Пока можно увидеть только часть. Остальные проходят тщательную реставрацию, но рано или поздно окажутся в строю. Сергей Александрович ежедневно тратит на это по 5 - 6 часов в сутки…

Совсем скоро Колобову исполнится 60 лет, 40 из них он занимается мотоциклами. После армии так ударно потрудился в местном совхозе на уборке льна, что купил свой первый мотоцикл - «Восход-2». Дальше - больше. В 20 лет пришел работать в Полдневскую школу учителем физкультуры и географии, параллельно учился в Смоленском пединституте.

- Когда был на сессии, у дедушки на рынке увидел «Яву» с одноцилиндровым двигателем. И влюбился! - вспоминает Колобов. - Он продавал ее за 400 рублей. Я в то время работал председателем сельсовета и получал 200 рублей. Но так как сессия уже подходила к концу, в кошельке оставалась ровно половина. Я честно сказал дедушке, что очень хочу купить «Яву», но у меня есть только 100 рублей. Дед - ни в какую: «Дешевле 400 не продам!»

Я загрустил. Новые «Явы» в то время стоили 1100 рублей. Что делать? Решили так: отдаю ему стольник и свой паспорт. А когда насобираю - пришлю ему оставшуюся сумму, а он мне взамен - документ. Я сел на «Яву» и упорхнул в Полднево. Через пару месяцев выслал деду по почте 300 рублей и получил в конверте свой паспорт.

- По тем меркам, вы были завидным женихом…

- Конечно!

- Ваша жена влюбилась в вас, когда вы ездили на «Яве»?

- Когда моя жена влюбилась в меня, у меня уже была «Нива».

СПРАВКА «РП»
После Великой Отечественной войны из Германии в счет репараций было вывезено оборудование завода DKW (Dampf Kraft Wagen). Ижевский завод получил в свое распоряжение станки. В 1946 году под контролем приглашенного главного конструктора DKW Германа Вебера и других инженеров с DKW был начат выпуск мотоцикла «Иж-350» на базе немецкого мотоцикла DKW NZ 350.
В 1951 году без остановки производства был осуществлен переход на массовый выпуск мотоциклов «Иж-49», который завоевал большую любовь у населения.

«Где этот черный инвалид?»

Во дворе - среди грядок с чесноком и луком, заботливо «укутанных» на зиму лапником, - стоят будущие экспонаты музея. Точнее то, что от них осталось спустя годы. На огромном колесе уникального измельчителя-щепореза, который сейчас и не найти, сушатся ковровые дорожки. В одном из очертаний металлолома угадывается знаменитая «моргуновка» - она же автомобиль СМЗ С-3А.

- Такая машина, чего ж не улыбаться! - говорит Колобов и с грацией, которой позавидовал бы Бывалый, ставит ногу на автомобильную раму. - «Моргуновка» у меня в очень плачевном состоянии, но я ее восстановлю! В Интернете недавно видел, что отреставрированную за миллион продают!

Правда, на продажу Сергей Колобов ничего не делает. Только для души.

КСТАТИ
СМЗ С-3А (эс-три-а) - двухместный четырехколесный автомобиль-мотоколяска. Серийно выпускался Серпуховским мотоциклетным заводом с 1958 по 1970 год. В автомобиле использовался мотоциклетный двигатель Иж-49 мощностью 8 лошадиных сил.
Известен по фильму Леонида Гайдая «Операция «Ы» и другие приключения Шурика». После этой картины автомобиль-мотоколяска получил народное прозвище «моргуновка» (в фильме мотоколяской управлял персонаж Бывалый, сыгранный актером Евгением Моргуновым).
С одной стороны, для «моторизованного инвалидного кресла» С-3А была достаточно тяжелой (425 кг в снаряженном виде), трудоемкой и дорогой в изготовлении из-за цельнометаллического кузова с пространственной рамой из стальных труб. С другой - по «автомобильным» меркам, «моргуновка» имела плохую динамику (максимальная скорость 60 км/ ч), недостаточную проходимость из-за маленьких колес и слабой тяги мотора.
Тормоза у нее были только задние - барабанные, механические…

Мотоцикл в обмен на запчасти от… танка

Самый старый артефакт в новом угранском музее - мотоцикл «Wanderer-98» 1937 года выпуска, который «воевал» в Сталинграде.

- Понимаете, чтобы пополнять коллекцию, приходится вести обмен, - то ли с сожалением, то ли с радостью говорит Сергей Александрович. - В нашем деле действует принцип «ты мне - я тебе». В Волгоград отправил запчасти от танков, которые нашел на местах боев Великой Отечественной, я же больше 20 лет занимаюсь поисковой деятельностью. А мне «в ответ» прислали «Вандерера». Немец, который воевал на нем, возможно, остался жив. Посмотрите, это очень легкий мотоцикл. Даже если бензин закончился, водитель мог скрыться с помощью одних педалей.

В музее немало немецких экспонатов - есть, например, пара вражеских касок.

- Детям не разрешаю их примерять! Считаю кощунством! - поясняет Сергей Александрович.
Отдельная история - у крепко сколоченной деревянной аптечки. Ее нашли в немецком танке «Тигр», который был впервые применен под Ленинградом в августе 1942-го. На аптечке - немецкий ремень с надписью «Gott mit uns» - «С нами бог».

- У меня такие смешанные чувства, когда я смотрю на этот девиз, - признается Колобов. - В моих родных местах фашисты сильно лютовали. Есть у нас в Угранском районе даже памятники, на которых написано: «Здесь погибла Наташа, 4 года». И я каждый раз вспоминаю надпись на немецком ремне и думаю: как же так?

«И живу я на земле доброй…»

На двери импровизированного музея - три портрета военного времени.

- У моего отца было три брата - Володя, Андрей и Сергей. Погодки, на фронт уходили друг за другом. Все четверо. А вернулся только один - мой папа. Он даже до Берлина дошел… Не сочтите за банальность, но с детства я ощущаю себя как в песне на стихи Роберта Рождественского: «И живу я на земле доброй за себя и за того парня». И музей мой -
это не только о мотоциклах. Это еще и о войне - об этих трех парнях, которые навсегда остались двадцатилетними…

Автор: Мария Демочкина


Добавьте «Рабочий путь» в ваши источники в Яндекс.Новостях




Загрузка комментариев...
Читайте также
23 минуты назад
53 минуты назад
Андрей Малахов объявил, что  из средств проекта бу...
сегодня, 21:24
Два дня назад она ушла из дома в г. Ярцево.
сегодня, 20:45

Опрос

Готовы ли вы открыть свое дело, стать предпринимателем?


   Ответили: 131