Смена акцентов в смоленском образовании

Общество

Сколько получают смоленские учителя, ожидается ли закрытие сельских школ и почему рабочим профессиям все возрасты покорны. Об этом и многом другом рассказал гость пресс-клуба «РП», начальник департамента Смоленской области по образованию и науке Николай КОЛПАЧКОВ.

- Николай Николаевич, сколько у нас в регионе учреждений среднего профессионального образования?

- Из 33 образовательных организаций 16 - находятся в ведомстве департамента образования: 23 государственных ссуза, 10 - негосударственных. Восемь организаций высшего профобразования: 13 - государственных, пять - негосударственных. Кстати, есть хорошая новость: Смоленскому институту искусств вернули аккредитацию.

- Как прошла реорганизация колледжей?

- Когда мы начали укрупнять профессиональные образовательные организации, посыпались жалобы, мол, один «съедает» другого. Паника напрасна. Пусть учреждений стало меньше, зато в каждом теперь не по 100 студентов и одни и те же специальности, а единый кластер. Крупные учреждения еще и внимание работодателя привлекают. Кроме всего, есть федеральная норма - не менее 500 учащихся. Мы ее выполняем. Самый крупный смоленский ссуз - СмолАПО. С учетом Сафоновского филиала там получают знания порядка 2 тысяч человек.

- А много отличников выпускается?

- Примерно 6 тысяч выпускников, из всех около 700 – с красным дипломом. Сейчас среднее профобразование взлетело достаточно высоко. Изменился характер обучения. Во-первых, появилась новая программа. Во-вторых, составлен «топ-50» наиболее востребованных профессий в стране. Из них мы сформировали свой региональный рейтинг и добавили специальности, востребованные именно в нашей области, - получился своеобразный «топ-регион плюс». Приведу пример: в 2017-м на ряд ссузовских направлений пришли круглые отличники. Только представьте, средний балл аттестата по отдельным дисциплинам - 5,0. Значит, специальность действительно востребована.

- На ваш взгляд, почему повысился престиж рабочих профессий?

- На качество профессионального образования сильно повлияла ассоциация WorldSkills Russia («Молодые профессионалы»), к которой мы присоединились в 2015 году, а позднее стали участниками «Абилимпикса». Это аналогичное движение, только для людей с ограниченными возможностями здоровья. Так вот, в 2018-м мы провели апробацию по ряду специальностей из «топ-50». Наш регион практически абсолютный лидер по «Технологии композитов». Даже Москва проигрывает. Команда из Сафоновского филиала СмолАПО победила на отборочном чемпионате. Поскольку на Сахалине нет компетенции «Композиты», наши ребята уже «автоматом» участвуют в чемпионате Европы, который будет проходить в 2019 году в Казани. Но на Сахалин наши дети тоже поедут. Надеемся, привезем награды.

- То есть в нашем регионе движение WorldSkills стремительно развивается…

- Да. За 2017 год мы создали 11 образовательно-производственных кластеров. Самые активные, конечно, строительный и сельскохозяйственный. Раньше потребитель говорил: «Ссузы готовят нам плохих работников». А движение «Молодые профессионалы» позволяет усилиями власти объединить образование и работодателя.

- И как это работает?

- В идеале работодатель либо дает оборудование, либо оснащает у себя производственный участок. А выгодно ему и то и другое. После изменений в Налоговом кодексе, если предприниматель покупает и ставит оборудование в образовательную организацию, он платит меньше налог. Ну и, наконец, они пришли к тому, что сейчас лучше вложить в образование, чем потом у себя переучивать. Последние 10 лет мы больше уделяли внимания учебной практике, потому что в новых экономических условиях работодатели были прозаически настроены к молодым специалистам. И вот за последние два года акцент, наоборот, начал смещаться в сторону именно производственной практики.

- Что еще нового в мире профессионального образования?

- При поддержке Фонда содействия реформированию ЖКХ в строительном колледже открылась новая специальность «Управление, эксплуатация и обслуживание многоквартирных домов». Это, по сути, подготовка профессионального работника управляющей компании. Специальность полностью бюджетная - 45 бесплатных мест: 25 - очно, 20 - заочно.

В этом году мы начинаем реализовывать и новый федеральный стандарт «Технология аналитического контроля химических соединений». Профессия-то старая, просто теперь там абсолютно иные требования. То же касается «Гостиничного дела» и «Мастера контрольно-измерительных приборов в автоматике». Требования по федеральным стандартам достаточно высокие. Отлицензировать новые специальности непросто.

На сегодня четыре смоленских учреждения будут бороться за возможность получения гранта на развитие материальной базы. Если повезет, то какое-то количество из них выиграют приличные деньги - до 20 - 40 млн рублей.

- Чего не хватает еще нашим выпускникам?

- К 2020 году мы хотим перейти только на специальности из «топ-50». И по расчетам для этого потребуется порядка 500 млн рублей. Компенсировать эти затраты мы как раз пытаемся за счет участия в грантах. В 2017 году, благодаря губернатору Алексею Владимировичу Островскому, из областного бюджета нам выделили 9 млн рублей. Деньги пошли на обновление материальной базы ключевых образовательных организаций. В этой части предстоит еще большая работа.

Наши выпускники начали серьезно котироваться на республиканском уровне: привозят медали с национальных чемпионатов, хорошо идет подготовка кадров в колледжах. Более того, Минобр РФ изменило свою позицию по отношению к вузам. Министр образования и науки Ольга Васильева четко дала понять, что филиалы университетов прежде всего должны работать на свой субъект, а уже потом на Федерацию. Я очень рад, что сейчас учреждения высшего образования (СФ МЭИ, СГМУ, сельхозакадемия, СмолГУ) включаются в образовательно-производственные кластеры, выступают с инициативами, разрабатывают проекты.

- А почему магистратура истфака СмолГУ не прошла аккредитацию?

- Здесь нет ничего страшного, поскольку речь идет о магистратуре. Несомненно, аккредитация на «Юриспруденции» и «Классической археологии» будет восстановлена через год. Наши студенты успешно прошли тестирование. Проблему нашли только в оформлении документов. Их и нужно доработать.

- Николай Николаевич, а может ли в смоленских колледжах профессиональную подготовку пройти студент предпенсионного возраста, чтобы найти новую работу в рамках грядущей пенсионной реформы?

- Есть договор с департаментом службы занятости, который занимается профессиональной переподготовкой смолян не только в своем учебном центре, но и в образовательных заведениях области. Что касается пенсионеров, то это сфера заботы департамента соцразвития. Хотя и сам человек может подать документы и поступить в ссуз, чтобы получить новую профессию. Возрастных ограничений нет.

- А если бы вы были абитуриентом в этом году, куда бы вы поступили?

- 36 лет назад я уже свой выбор сделал. Нет сейчас такой профессии, на которую мне хотелось бы пойти, ведь у меня замечательная специальность - история и английский язык. Сейчас ее, увы, нигде не преподают, и очень давно.

- Как обстоит ситуация с зарплатами в детских садах и школах?

- Указные показатели выполняются в полном объеме. Однако часто приходится слышать, что средняя зарплата - это как средняя температура по больнице.

- А сколько в среднем?

- По региону - где-то 24 тыс. рублей. Сюда же привязана зарплата в детских садах – она порядка 21 тыс. рублей.

- Много ли сельских школ в этом году закроется?

- Мы школы не закрываем. На уровне региона есть комиссия по оценке последствий реорганизации или закрытия образовательной организации. Она следит за тем, чтобы укрупнение не повлекло негативные последствия. А решение о закрытии или реорганизации принимает орган местного самоуправления. По моим прогнозам - 10 школ.

- Так много…

- Это не много, у нас были годы, когда мы уменьшались на 30 - 40 школ. Я все время привожу статистику: 1992 г. - 692 школы, 2018-й - уже 375. 180 тыс. человек контингент тогда, 86 тыс. - сейчас. Это легко объясняется: если в школе учится один ребенок, то он не получает знаний, которые делают его конкурентоспособным. Ему одна дорога – в техникум. И это неправильно. Психологи говорят: чтобы развиваться, детям надо учиться в классе, где не менее пяти человек одного возраста. И если посчитать затраты, то это вообще «золотой» ребенок получается. В Гагаринском районе семь-восемь лет назад «цена» школьника, если так можно сказать, получилась 525 тыс. руб. в год (все расходы на школу поделили на учащихся), тогда как в Смоленске - 26 тыс. За такие деньги я этого ребенка мог в Оксфорде выучить...


Автор: Юлия Суханова







Загрузка комментариев...
Читайте также
вчера, 22:39
С начала года в медицинские организации региона обратились 1...
вчера, 22:02
Ветрами пыль и песок из Африки несет на северо-запад России...
вчера, 21:28
Как сообщили в министерстве промышленности и торговли, это б...
вчера, 20:58
По итогам 2023 года работа смолян в этой сфере была признана...
Новости партнеров