Алексей Островский: «Главное для меня - это ответственность перед собственной совестью»

Новости

В эти дни исполняется пять лет с того момента, как Смоленскую область возглавил Алексей Островский: 20 апреля 2012 года он был назначен исполняющим обязанности губернатора, а 26 апреля областная Дума единогласно утвердила его полномочия по предложению президента РФ.

Пять лет прошло с тех пор, и это возможность оглянуться назад, чтобы посмотреть, что было сделано, и поделиться планами на будущее. Об этом Алексей Островский в своем интервью рассказал «РП».

- Алексей Владимирович, у барда Александра Городницкого есть песня с рефреном: «Губернаторская власть хуже царской. До царя далеко, до Бога высоко». Каждый эту фразу понимает по-разному. Как вы для себя ее трактуете?

- Считаю, что до Бога очень-очень близко, поскольку Господь за всеми нами наблюдает и оценивает наши шаги и поступки. Поэтому любому человеку, не только губернатору, крайне неправильно считать, что « до Бога высоко». Что касается «до царя далеко», то и это абсолютно неверно. Президентом построена вертикаль власти, есть соответствующие структуры, которые в постоянном режиме наблюдают, контролируют, оценивают деятельность глав субъектов.

Главное для меня, как для человека, который, благодаря доверию президента и жителей региона, отвечает за жизнь практически миллиона человек, - это ответственность перед собственной совестью. При этом, к сожалению, я понимаю: сколько бы хорошего для смолян я ни сделал, как только покину занимаемую должность, всегда найдутся те, кто будет говорить обо мне много плохого. Но я к этому спокойно отношусь, потому что работаю честно и с полной самоотдачей. Хотя, не скрою, конечно, для меня очень важна оценка людей и президента.

- От чего вам пришлось отказаться на посту губернатора?

- Фактически отказался от общения со своими детьми. Я и раньше, когда был депутатом Государственной Думы, дочерей видел не очень часто - постоянные командировки, работа в комитетах. Но все-таки тогда я проводил с семьей значительно больше времени. Сейчас практически не вижусь с ними, и это самая большая потеря. Практически не общаюсь с друзьями, которые проживают в других городах. Мы крайне редко с ними видимся и даже по телефону общаемся реже, потому что на это катастрофически не хватает времени. С другой стороны, исполнилась моя мечта - стать губернатором Смоленской области.

Я в течение 10 лет работал здесь как депутат Госдумы и за это время понял, что слабый человек руководить Смоленщиной не сможет.

Сегодня я буду говорить об успехах и наших достижениях, но если говорить в глобальном смысле, то я крайне не удовлетворен, потому что смоляне живут еще очень и очень плохо. И я это каждый день вижу - стоит только отъехать несколько километров от Смоленска до ближайшей деревни. Да и в нашем городе есть такие районы, улицы, дома, причем в самом его центре. Недавно проходил по улице Бакунина, там есть дома барачного типа. Очень стыдно, что люди до сих пор живут в таких условиях. Но в нынешних реалиях изменить это, к сожалению, не в состоянии ни один губернатор. Социальная инфраструктура, построенная еще при советской власти, настолько изношена, что без колоссальных федеральных финансовых вложений положение нельзя поменять ни в одном регионе России.

Именно по этой причине мы активно внедряем механизм государственно-частного партнерства (ГЧП). Сейчас это одно из главных направлений работы администрации под моим руководством. Делаем акцент, в первую очередь, на социальной сфере, потому что только при таком подходе можно в разумные сроки реконструировать поликлиники, больницы и школы или построить новые. Мы колоссально продвинулись в этом направлении: за 2016 год поднялись на 22 пункта и сейчас занимаем 32-е место в рейтинге регионов по уровню развития государственно-частного партнерства. Но с учетом уже подписанных соглашений и тех инициатив, которые находятся в стадии проработки, мы в ближайшей перспективе имеем все шансы войти в первую десятку по стране. Сейчас занимаемся развитием ГЧП в нескольких поликлиниках Смоленска и зачастую сталкиваемся с инертностью людей - бывает сложно объяснить и пациентам, и коллективам учреждений, что для них изменения будут только в лучшую сторону. В поликлиниках сделают ремонт, поставят новое оборудование - работа продолжится в более комфортных условиях.

Работать руководителем региона бесконечно интересно, потому что я принимаю решения и вижу их результаты. Конкретные примеры показывают, что нам многое удалось сделать для улучшения ситуации в области. Смоленщина за последние годы достигла таких результатов, о которых, начиная с 1991 года, даже мечтать не могла.

С самого начала моей работы в регионе я знал, насколько велика здесь ностальгия по советскому времени, когда Смоленская область была одним из лидеров в стране по выращиванию льна. Я поставил перед собой эту задачу, дал соответствующее поручение сельскохозяйственному блоку администрации и главам муниципалитетов активно заниматься возрождением льноводства.

Благодаря этой работе в регионе за пять лет в разы увеличились посевы льна. Смоленская область, единственная в стране, получила поддержку Министерства промышленности и торговли РФ в создании льняного кластера.

В 2016 году мы стали первыми в ЦФО (из шести льносеющих регионов округа) и вторыми в стране (из 18 регионов) по объему валового сбора льноволокна. Нам еще чуть-чуть нужно подтянуться, и мы вернем Смоленщине первое место в России по развитию льноводства. Надеюсь, в течение года-двух мы этого достигнем, для этого есть все условия и предпосылки.

Так, в прошлом году, по сравнению с 2012-м, в 2,4 раза увеличилось валовое производство льноволокна, почти в 1,8 раза - валовое производство льносемян. Урожайность льна с гектара увеличилась практически в два раза: в 2012 году мы собирали 6,1 центнера с гектара, а в 2016-м – уже 10,3 центнера.

- Назовите пять своих достижений, которыми вы больше всего гордитесь за пять лет работы губернатором.

- За день до встречи с вами я участвовал в записи программы на ГТРК «Смоленск», и ведущий задал мне аналогичный вопрос. Я отказался на него отвечать. Почему пять, а не десять или одно? И говорить, мне кажется, нужно о том, чего достигла наша область за это время, чем могут гордиться все смоляне.

Я же могу сказать, какие задачи передо мной ставило руководство страны, когда делегировало в регион. Я должен был спасти юбилей Смоленска: было понимание, что огромные деньги освоены, частично куда-то выведены, а большинство объектов или в нулевой, или почти в нулевой готовности. Через три дня после моего назначения исполняющим обязанности губернатора меня вызвал вице-премьер Дмитрий Николаевич Козак, который курировал подготовку к юбилею Смоленска. И я честно сказал ему, что считаю строительство трехуровневой набережной на Днепре преступным решением. Во время своего следующего визита в областной центр Дмитрий Николаевич посетил набережную и был поражен, когда увидел отметку на уровне, до которого поднималась вода во время разлива годом ранее. До третьего уровня набережной оставался всего один метр! Не хочу много говорить о том, зачем нужно было делать трехуровневую набережную, но думаю, что чем больше бюджет у объекта, тем больше на нем можно было заработать, со всеми вытекающими последствиями.

Да, мы построили не все, а что-то сделали не очень качественно. Но в этом вина недобросовестных подрядчиков, а времени заменить их у нас уже не было - мы работали в рамках действующего законодательства. Да, набережная не идеальна, но она есть, и люди по ней гуляют. Будем исправлять недостатки. Добавлю только одно: если бы план юбилейных мероприятий принимался при мне, то вместо набережной и некоторых других объектов я бы больший объем средств направил на ремонт дорог, школ, поликлиник, детских садов - всей социальной инфраструктуры, которая ежедневно нужна людям. Но откорректировать утвержденный план в то время уже было нельзя.

Еще одна задача, которая остро стояла на повестке дня, - исключить влияние на политическую жизнь региона так называемой финансово-промышленной группы, напрямую вмешивавшейся в принятие многих политических и экономических решений городского и областного уровня. И с этой задачей вместе с правоохранительными структурами мы справились.

Третья задача - вернуть авторитет власти у людей. Данные социологических опросов, результаты выборов всех уровней показывают, что она также выполнена.

Четвертой задачей было улучшение социально-экономического положения области и ее жителей. Над этим мы работаем ежедневно, но мы не отдельно взятое государство, нам приходится действовать в условиях достаточно жесткой финансовой политики, которая ведется на федеральном уровне. Когда я был назначен на пост губернатора, смоляне надеялись на то, что все сразу изменится. К сожалению, этого не произошло. Положение в целом улучшится только тогда, когда изменится ситуация в стране. Но возможностей для этого у государства в настоящее время нет.

Чтобы изменить ситуацию и улучшить качество жизни смолян, мы активно работаем с инвесторами. За пять лет моей работы в область привлечено более 60 млрд рублей частных инвестиций. Эти средства позволили создать тысячи новых рабочих мест. Так, только на двух объектах, построенных при нашем содействии (ТЦ «Макси» в Смоленске и распределительный центр АО «Тандер»), создано по 1,5 тысячи новых рабочих мест.

Еще одна точка роста - жилищное строительство. Например, за период с 2012 по 2016 год введено в эксплуатацию 2,3 млн кв. метров жилья. Объем ввода жилья в прошлом году в 2,4 раза превысил показатели 2012 года. По данным Госкомстата, мы в 2016-м стали первой областью в ЦФО и четвертой - в РФ по росту темпов жилищного строительства.

В 2015 году было газифицировано 26 сельских населенных пунктов, что являлось наивысшим показателем в России. В 2016 году на развитие газификации в регионе был направлен рекордный объем финансовых средств - 196 млн, это позволило построить 33 объекта газификации протяженностью 205 км.

В сравнении с 2012 годом в 2016-м объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг по обрабатывающим производствам в области вырос на 35 процентов. Объем инвестиций в основной капитал в 2016 году возрос почти на 5 млрд рублей и составил почти 60 млрд рублей. С 2012 года регион существенно улучшил свои пзиции по индексу физического объема инвестиций в основной капитал: в 2012 году мы были 15-е в ЦФО, в 2016-м - уже 4-е, среди субъектов РФ область поднялась с 76-го на 33-е место.

Когда Смоленщина могла мечтать о таких результатах? Мы их достигли, но смоляне, повторюсь, в целом живут плохо. И это моя главная боль.

- А почему люди живут плохо? Мы привыкли сравнивать Смоленск с Калугой, где зарплаты другие. Инвесторы, которые к нам приходят, слишком «жадные», не хотят платить?

- Напомню, в свое время я представлял в Государственной Думе Смоленскую и Калужскую области. Нельзя однозначно говорить, что в Калуге или Брянске жизнь лучше. Да, на предприятиях, построенных иностранными инвесторами, заработные платы достаточно высокие. Но у тех инвесторов, которые сейчас работают в нашей области, зарплаты у работников на том же уровне.

К сожалению, подход прежних властей к работе с инвесторами не позволил Смоленщине получить целый ряд предприятий, которые хотели строиться у нас, но в итоге меняли решение в пользу иных регионов. И сейчас, когда основные заводы мировых производителей уже локализованы в России, мы принимаем все возможные меры, чтобы привлечь инвесторов в нашу область, используем для этого все преимущества нашего инвестиционного законодательства.

Один из главных успехов администрации под моим руководством - создание территории опережающего социально-экономического развития в моногороде Дорогобуже, единственной в Центральном федеральном округе. Отмечу, что за право создать ТОСЭР вместе с нами боролись Воронеж, Белгород, Калуга, но успех пришел именно к нам, и Смоленщина получила действительно уникальную возможность для развития экономики.

- Цифры, которые вы назвали по льноводству, впечатляют. Но любой аграрий скажет, что вырастить - одно дело, а переработать и превратить в продукт - совершенно другое. Раньше были льнокомбинат и масса льноперерабатывающих заводов по области. Какие у Смоленщины планы по развитию полноценного льняного кластера, переработке сырья?

- Завод по переработке льноволокна в нашей области уже есть, и его мощностей достаточно для того объема сырья, который производится в регионе. Кроме того, подписаны соглашения с рядом инвесторов - они будут выращивать лен в нескольких районах и, если возникнет такая необходимость, готовы вкладывать средства в строительство нового завода. У нас также есть договоренности по реализации льноволокна, в том числе для нужд военно-промышленного комплекса. Мы понимаем, что сейчас ключевые игроки на мировом рынке льна – Беларусь и Китай, но стараемся с ними конкурировать.

Помимо льна, лидирующие позиции в растениеводстве Смоленщины также принадлежат рапсу - эти две культуры лучше всего подходят для выращивания в нашем климате. Рад, что в нашей области начала работать компания «Грейнлюкс», чей завод производит техническое масло из семян рапса. У мощностей предприятия еще есть резервы, а это значит, что наши аграрии могут увеличивать посевные площади этой культуры, крайне востребованной на Западе.

Продолжение интервью - в четверг 27 апреля.


Автор: Сергей Обнорский







Загрузка комментариев...
Читайте также
33 минуты назад
Глава города Александр Новиков обратился к смолянам и пожелал...
сегодня, 09:40
В ночь с 4 на 5 мая в Свято-Успенском кафедральном соборе пр...
вчера, 22:16
Как сообщает УМВД России по Смоленской области, авария произошла...
вчера, 21:35
Ложная информация распространяется в соцсетях, в почтовых ящиках...