Куда ушли активы?

Новости

Один из пострадавших вкладчиков рухнувшего «Смоленского банка» решил рассказать «РП», каким образом велись финансовые дела в этом учреждении перед его закрытием. По его мнению, часть активов была странным образом выведена «на сторону» перед отъемом лицензии. Он убежден, что если б этого не произошло,  то пострадавших могло быть гораздо меньше. Впрочем, здесь должны поставить точку правоохранители. Приводим его слова полностью.

«Не так давно в СМИ появилась новость о возможной продаже бывшего центрального офиса «Смоленского банка» по первоначальной цене, превышающей 78 миллионов рублей. Удивлению смолян, следящих за новостями и хоть немного разбирающихся в рынке смоленской недвижимости, не было предела. Действительно, какой смысл продавать пусть и неплохой объект недвижимости по цене, которая более чем в 5 раз выше среднерыночной, особенно в кризисное время? Ответ кроется не в неадекватности действий оценщиков имущества банка-банкрота и даже не в стоимости банковского оборудования, которое идёт «в нагрузку» к офису.
Ответ кроется в политике бывшего руководства Смоленского банка, которая, не будучи новинкой, в профессиональном сообществе не была ни для кого секретом и заключалась в значительном завышении стоимости активов. Неоправданно высокая цена собственного имущества или залогов по кредитам, выданным аффилированным лицам, открывали широкий простор для возможных злоупотреблений. Ещё в 2013 году зампредседателя Банка России Симановский оценил масштабы завышения стоимости подобных активов в сотни процентов, то есть буквально в разы. «Смоленский» в данном случае не стал исключением. Однако, кроме переоценки своих недвижимых активов, банк прибегал и к другим приемам, позволяющим и раздувать капитал, и попросту выводить средства. Несмотря на то, что набор схем был достаточно примитивным, его масштабы впечатляют.
По официальным данным, с которыми любой может ознакомиться на сайте «Агентства по страхованию вкладов», на балансе банка числится 25 объектов недвижимости. И это не считая дорогостоящих земельных участков и зданий в смоленском и московском регионах, которые банк уступил третьим лицам без реальной оплаты перед самым отзывом лицензии. Эти сделки оспариваются в судебном порядке, при этом ряд объектов уже удалось вернуть. После вышеупомянутой закрытой «распродажи» банк остался собственником большого числа объектов недвижимости в иных регионах страны. Отметим, что в данном  перечне имущества не учитывается легендарный  «Гагаринский» и прочие активы, которые формально банку не принадлежали, а являлись имуществом фирм, входящих в т.н. «финансово-промышленную группу» экс-банкира Павла Шитова. Впрочем, и они использовались для действий по выводу активов.
Итак, балансовая стоимость всех 25 объектов составляла 1 658 072 384 рубля 55 копеек. Однако, по результатам оценки, данная сумма «сжалась» почти в 2 раза – до 849 миллионов рублей. В чём причина такого резкого падения? Обратим внимание на первые пункты акта оценки. Два нежилых помещения в Тамбовской области, регионе, в котором «Смоленский» не присутствовал, площадью, соответственно, в 102 и 140 квадратных метров. Банк оценивал эту недвижимость в 15 481 000 рублей и 21 266 432 рубля, то есть 150 000 рублей за квадратный метр. Согласитесь, цена по региональным меркам приличная. Согласно акту независимого оценщика цена данной недвижимости была справедливо уменьшена более чем в три раза. Если обратить внимание на недвижимость в Смоленской области, то картина в целом не изменится. Квадратный метр нежилой площади в Сафонове оценивался банком в 102 тысячи рублей, в Смоленске - в среднем в 150 тысяч. Предлагаем читателю сделать вывод самостоятельно, насколько подобный подход был обоснован. Отметим, что при оценке залогового имущества завышение было ещё более масштабным - оценочная цена превышала рыночную в 7, а то и 10 раз.
Ещё одним способом вывода средств из банка для его собственников и руководителей стала выдача необеспеченных кредитов юридическим лицам. Среди них были как и аффилированные с ФПГ, так и просто фирмы-однодневки. Несмотря на то, что данный способ преимущественно использовался в Московском филиале, непосредственным руководителем которого был основной собственник банка Павел Шитов, объём необеспеченных кредитов, выданных в Смоленске также впечатляет. В Смоленске подобных кредитов с 2011 года по конец 2013 было выдано на общую сумму 1 182 млн. рублей. При этом по большей части кредитов платежи юридическими лицами не вносились вообще, по некоторым из них платились только проценты, а само «тело» кредита не гасилось вплоть до отзыва лицензии. По странному совпадению ряд фирм, которым данные кредиты были выданы, начали процесс банкротства ещё до отзыва лицензии, на данный момент в нескольких компаниях в рамках банкротства не могут найти ни предыдущих руководителей, ни отчетности, ни даже печати, не говоря о каком-либо имуществе. Сложно понять, как таким фирмам удалось получить многомиллионные кредиты по ставкам ниже среднерыночных. Согласитесь, данный подход можно назвать как минимум нерациональным? Преступным до решения суда его назвать нельзя, хотя у автора статьи появляется всё больше оснований прогнозировать именно такой подход».

Фото yandex.ru








Загрузка комментариев...
Читайте также
вчера, 22:39
С начала года в медицинские организации региона обратились 1...
вчера, 22:02
Ветрами пыль и песок из Африки несет на северо-запад России...
вчера, 21:28
Как сообщили в министерстве промышленности и торговли, это б...
вчера, 20:58
По итогам 2023 года работа смолян в этой сфере была признана...
Новости партнеров