Смоленские краеведы рассказали, как окончилась осада областного центра поляками

Новости
Смоленские краеведы рассказали, как окончилась осада областного центра поляками
Речь идет о событиях 3 июня 1611 года.   
«Здесь в 1609- 1611 годах была спасена Россия». Этот баннер на въезде в Смоленск у привередливых знатоков истории может вызвать вопрос. Как же так? Как поражение может спасти? Да. Тогда, 3 июня 1611 года, Смоленск был взят. Взят самыми злейшими историческими врагами России – поляками. Но взят после 20-месячной осады. Взят, когда город просто уже некому было защищать. Взят,  когда смоляне в очередной,  и как потом окажется,  не в последний раз,  выполнили свою историческую миссию – задержали врага на западных рубежах России. 

Мы помним о героических защитниках Брестской крепости, о подвиге блокадного Ленинграда, а вот о подвиге защитников Смоленска начала 17 века, продержавшихся почти 2 года,  вспоминают только смоленские краеведы. Никаких официальных мероприятий в этот день не проводится. В этом году свое очередное выездное заседание краеведческий клуб «Феникс» провел у здания Надвратной Церкви, где произошло одно из главных событий того трагического дня.  

Дмитрий Бутеев, руководитель общества краеведов «Феникс»:
«20 месяцев воевода Шеин и смоляне обороняли город от поляков. И, несмотря на то, что город был взят, это героическая дата. Да, она трагическая. Но о трагических датах, может быть, нужно чаще вспоминать. Поражения учат многому. Именно после поражений делаются исторические шаги по восстановлению, по возрождению».

Надвратная  церковь, в которой сейчас находится православная гимназия,  возведена на месте разобранного участка крепостной стены, примыкающего к той ее части, которая была взорвана поляками во время штурма, 3 июня по старому стилю, 13 июня по новому, в 1611 году. 

Виктор Марков, краевед:
«4 роты польской пехоты  переправились в этом месте, где мы с вами стоим, у Днепровских ворот, приставили штурмовые лестницы к стене и полезли наверх. И враг прорвался к подножию Соборного холма».
Атака на Днепровские ворота была не единственной атакой, предпринятой польскими захватчиками. 

Виктор Марков:
«Всего было подготовлено 4 больших отряда от 600 до 1000 человек. По численности каждый отряд превосходил весь гарнизон осажденных смолян в 2-3 раза. 
Еще одним из направлений польской атаки стали Авраамиевские ворота.

Виктор Марков:
«Запорожские казаки, служившие польскому королю, поднялись на полуразрушенную стену. Вслед за ними поднялись венгерские пехотинцы. А севернее начали подниматься на крепостную стену поляки. Они несли с собой такие большие лестницы, что по каждой одновременно могли подниматься по три человека. Но ударили в набат колокола Авраамиевского монастыря, и начался бой. Но в это же время со стороны нынешнего Королевского бастиона пошла в атаку немецкая пехота под командованием полковника Вайгера. Но там первая атака была отбита огнем артиллерии. Но отряд немецкой пехоты проник в пролом, находившийся выше Богословской башни. Там также завязался бой. Итак, атаки с Западной части стены были отбиты. Но пан Новодворский переправился на лодках с северной стороны стены и заложил 60 50-ти килограммовых  бочек с порохом в трубу, по которой вытекала речка, в районе нынешнего Горводоканала.  Решетки трубы были заранее подпилены. Раздался взрыв. Рухнуло 10 сажень стены (21 метр). В пролом ворвалась немецкая гвардия. В это же время на лодках через Днепр начала переправляться литовская пехота. Они прорвались к подножью Соборного холма. Поскольку на оборону этих мест было отвлечено большое количество защитников, прорыв произошел и на месте будущего Королевского бастиона, на территории нынешнего Лопатинского сада. И защитники с боем отходили к Соборному холму по улице Родницкой».  

 Краеведы совершили пешую прогулку по этой улице, которую безо всякого преувеличения можно считать символом геноцида населения города Смоленска со стороны Польши. Те, кто выжил в 20-месячной осаде, был уничтожен здесь. Теперь это улица Парижской Коммуны. Патриоты города пока не поднимают вопрос о возвращении улице исторического названия, но, как стало известно, военно-историческое общество собирается установить здесь камень, свидетельствующий о гибели последних защитников города и призывающий помнить, что у нынешней русофобии польского правительства есть глубокие исторические корни. Виктор Марков рассказал и о событии, ставшем символом завершения 20-месячной осады. 

Виктор Марков:
 «Часть защитников и гражданское население укрылись на Соборном холме, в Мономаховом Соборе. Там, под епископскими палатами, находились пороховые погреба. Был подготовлен специальный человек, доверенное лицо воеводы, Иван Белавенец. Когда стало ясно, что город не отстоять, он спустился в погреб и бросил в бочку с порохом пылающий факел. Раздался страшный взрыв. Часть Соборного холма взлетела на воздух. Взрыв был такой силы, что воины оглохли и растерялись. Сражение на время прекратилось. Когда дым рассеялся, разъяренные поляки ринулись на соборный двор и увидели удивительное зрелище: Собор стоял, как раскрытая книга, без купола и северной стены. За грудами щебня и кирпича виднелись сотни людей, которые лежали ниц перед алтарем и молили Бога о прощении. 

Вместе с Мономаховым собором была уничтожена и смоленская казна, на которую так рассчитывали захватчики. Это сделал воевода Шеин, перед тем, как попал в плен к захватчикам. 

Поляки пировали по поводу взятия Смоленска. Но победа, в итоге, оказалась пирровой. 

Виктор Марков:
«По всей Польше по случаю взятия Смоленска были устроены грандиозные торжества. Но деньги на следующий поход на Москву собирали долго. И новое войско, не слишком многочисленное, выступило в поход только в конце сентября 1612 года. 
Москва была еще под властью ненавистного врага, но поляки уже были обречены на поражение. Даже приметы, в которые кто-то верит, кто-то нет, свидетельствовали об этом. 

Виктор Марков:
«В середине октября они пришли в Смоленск, стояли здесь несколько недель, а когда решили выступать в поход через Днепровские ворота, ворота сорвались с петель и рухнули. Пришлось выбираться в обход через другие ворота. Это был знак. Когда поляки подошли к Вязьме, они узнали, что гарнизон в Московском Кремле сдался. Полякам пришлось отступать. Таким образом, Смоленск своей героической обороной фактически на 3 года задержал здесь основные силы польской армии, дал возможность собраться народному ополчению и освободить Москву от поляков. 

  «Здесь была спасена Россия». 3 июня, в очередную годовщину этой знаменательной даты, об этом вспомнили только краеведы. Историческая забывчивость позволяет сегодня главным историческим врагам России, недобитым в свое время, вновь поднимать голову, посылая оружие и наемников для убийства детей Донбасса, безнаказанно поливать грязью Россию в Катыни, мечтая о возрождении Речи Посполитой от моря до моря за счет российских и украинских территорий. И чтобы положить этому конец, начинать нужно с малого, с возвращения исторической памяти.


Фото: 








Загрузка комментариев...
Читайте также
6 минут назад

Мужчина хотел почистить лес от поврежденных деревьев и использовать...

43 минуты назад

Информацией поделились очевидцы в социальных сетях. Сегодня...

сегодня, 09:17

Об этом рассказали в региональном министерстве транспорта...

вчера, 22:39
С начала года в медицинские организации региона обратились 1...
Новости партнеров