"Поле чудес» господина Онегина". Строительная пираМММида по-смоленски

Криминал

«На простака не нужен нож, ему с три короба наврешь - и делай с ним, что хошь!»
Мы - не дураки. Мы просто обычные люди, у которых не так уж и много денег. А коль их немного, так и заманить нас на «Поле чудес в стране дураков» проще пареной репы. Ищет человек, где подешевле, где добро нажить быстрей, вот и попадается на удочку финансовых и строительных пирамид, не изживших себя с лихих 90-х.


                       Дело Мавроди живет и процветает!

Как показала судебная практика, застройщик даже не удосужился создать репутацию надежного игрока на рынке смоленской недвижимости. Фирма в открытую торговала… «воздухом», создав в Смоленске жилищную пирамиду и «обув» около двух десятков покупателей квадратных метров на общую сумму, превысившую 17 миллионов рублей.

Секрет призрачного успеха еще одного смоленского Мавроди был прост: его риэлтерская «ооошка», не имевшая ровным счетом никакого отношения к строительству многоквартирных домов, устроила симуляцию бурной деятельности, привлекая потенциальных покупателей лишь потому, что продавала квадратные метры ниже рыночной стоимости. Был и еще один несомненный «плюс» - застройщик «гарантировал» быстрые сроки окончания строительства и сдачи домов в эксплуатацию. Эти «гарантии» были писаны вилами на воде…                                

За каждой историей обманутых дольщиков боль и слезы. Потеря капитала и крыши над головой.

                                Продала квартиру за долги

«Моя мать набрала кредитов, а погасить задолженность не смогла, но от семьи этот факт скрыла, - говорит дочь обманутой дольщицы Галины Татеевой. - Чтобы решить проблему, осенью 2016 года мама обратилась за советом и помощью в агентство недвижимости ООО «Квартира».

Татеевой в агентстве действительно «помогли»: за решение проблемы с долгами предложили продать квартиру. Бонус – «двушка» в строящемся доме на ул. Ржевской. Галину Ивановну убедили в прозрачности сделки и даже показали объект по указанному адресу. Фундамент, два этажа... Ждать ввода в эксплуатацию осталось недолго, каких-то четыре месяца.

Татеева подписала договор и продала квартиру за 1 млн. 750 тыс. рублей, отдав все вырученные средства Онегину. Агентство предоставило Галине и ее дочери съемное жилище, оформило временную регистрацию по месту нахождения своего офиса и даже взяло на себе расходы по оплате арендованной квартиры. А вот с кредитами не срослось: фирма связалась с кредиторами всего пару раз, в общей сложности, оплатив 50 тыс. рублей.

«Мы ждали-ждали, но ничего не происходило, - едва сдерживая слезы, рассказывает дочь Татеевой. - Вскоре стройку заморозили, а в сентябре 2017 года Онегин и его компаньон Воробьев перестали отвечать на звонки. Мама пошла в городскую администрацию, и мы стали собирать документы, что строительство было незаконным, а деньги от проданного жилья нам не вернули».

                  Двухкомнатный обман

Из показаний потерпевшей Нины Васильевны Локтевой:

«В настоящий момент я проживаю в одной из комнат коммунальной квартиры на Покровке, так как вторая комната была продана ООО «Квартира» в рамках договора агентирования от 2 сентября 2015 года. Поскольку я нахожусь в преклонном возрасте, передала право всех сделок с недвижимостью дочери. По рекомендации своих знакомых дочь обратилась в контору Онегина».

Сценарий тот же.

В 2015 году Локтевы заключили с ООО «Квартира» договор строительного подряда. В договоре было прописано, что им придется внести 525 тыс. рублей за проданную комнату. Через 180 дней дом на ул. Ржевской будет построен, и Локтеву переселят в новую квартиру, а вторая комната в коммуналке по договору перейдет в собственность агентства недвижимости.

Онегин лично заверил Нину Васильевну, что она очень скоро будет жить в новом доме и в новой, просторной квартире...

«Сейчас дом стоит под крышей, - делится своей бедой дочь пенсионерки. - Там нет воды, света, отделки. Окна мы сами поставили. Если его не достроить, все, что уже сделано, пропадет. А дом сгниет...».

                      Как «отжать» «Шевроле»

Весной 2016 года Александр Михеев задумал продать свою «ласточку» - автомобиль марки «Шевроле Каптива». Недолго думая, разместил на «Авито» объявление о продаже авто, назначил цену - 1 млн. 300 тыс. рублей.

В середине мая ему на сотовый позвонил мужчина, который представился Евгением Онегиным и пояснил, что является директором ООО «Квартира» и ему нужна машина для нужд фирмы. Слово за слово, мужчины разговорились. Тут-то и предложил «змей-искуситель» Онегин доверчивому Михееву выгодную сделку: обменять автомобиль на однокомнатную квартиру в строящемся доме на ул. Ржевская, д.1 «а».

Михеев взял день на раздумье. Обсудив с женой предложение риэлтора, сообщил Оенегну: «Согласен!» Через несколько дней Александр с супругой приехал на участок, где их встретил Онегин. На объекте бурлила жизнь: рабочие занимались заливкой фундамента. Евгений Павлович счел своим долгом пояснить, что ООО «Квартира» вышла на новый уровень и ведет активное строительство многоквартирного жилого фонда, у них даже свое производство теплоблоков есть. Стройка будет завершена в срок!

Ударили по рукам и поехали в офис на ул. Нахимова договор, в соответствии с которым Михеев 26 мая 2016 года обязался передать в собственность Е.П.Онегина автомобиль марки «Шевроле Каптива» за 1 млн. 300 тыс. рублей.

Подошел к концу 2016-й, однако дом в эксплуатацию так и не сдали. Александр наведался на объект в январе и увидел: стройка застопорилась. Мужчина забеспокоился и начал названивать Онегину. Поначалу Евгений Павлович ссылался на форс-мажор, заявляя: «Строительство сдвинется с мертвой точки в марте».

Время к весне, а на объекте конь не валялся!

В марте Михееву позвонил какой-то человек и пояснил, что ему нужно подъехать и разрулить вопрос с сантехникой. Александр примчался на объект с женой и обнаружил, что квартира, которую им обещали, не соответствует договору. Рассерженные заказчики захотели увидеть Онегина лично и объявили ему, что разрывают сделку.

Евгений Павлович развел руками: «Хозяин – барин! Денег в ООО «Квартира» все равно нет. Нужно посовещаться с руководством».

Обещал перезвонить через неделю и больше на связь не выходил.

                «Лохотрон» для риэлтора

Онегину верили все. Даже сотрудники его фирмы, которые в деле продажи квартир съели не одну собаку!

Ольга Отрохова трудилась ООО «Квартира» с сентября 2014 года. Женщина не скрывала: она поддерживала с Онегиным доверительные деловые рабочие отношения. Онегин заливался соловьем, рассказывая подчиненным о потенциальном строительстве дома на ул. Ржевская: «Строительство закончим к концу 2016 года. В планах на будущее – стройка жилого дома на 3-м Трамвайном переулке».

Онегин показывал Отроховой планы на землю и на строительство дома, документы, подтверждающие собственность на земельный участок, ветел перед носом сметами и кипой других деловых бумаг. Улучив подходящий момент, Евгений Павлович предложил и ей приобрести «трешку» площадью 76 кв.м.

«Оленька, не сомневайтесь, - пел директор. - Я готов взять на себя обязательства по оплате жилья в наем. Какие мелочи – десять тысяч рублей! Чем смогу, всегда помогу. Неужели вы не хотите жить в новой квартире, улучшить условия?»

Ольга посоветовалась со своей семьей. Семейство Отроховых пришли к общему решению – нужно вложиться в стройку. Их устроила цена и месторасположение дома, сдача которого не за горами. Правда, денег на вложение у семьи не было, потому и решили продать свое единственное жилье – ставшую тесной двухкомнатную квартиру на Поповке.

Как только продали «двушку», начались трудности.

Отрохова пыталась вызвать Онегина на разговор.

«Оля, пойми и ты меня, - отмахивался Евгений Павлович. - Сейчас мы испытываем острую нехватку средств для завершения строительства дома на ул. Ржевская. Как закончим, сразу возьмемся за дом на 3-м Трамвайном переулке».

В глубине души Ольга понимала: происходит что-то неладное. Онегин не интересовался процессом строительства, переложив полномочия на своего помощника Сергея Воробьева. Воробьев все время проводил на объектах, в офисе появлялся редко, так что спросить о том, как идут дела, было не у кого.

И тут произошло непоправимое: в середине 2017 года Онегин перестал выходить на связь. От знакомых Отрохова узнала, что ее начальник переехал в Санкт-Петербург на постоянное место жительства.       

                     Решил перевести стрелки

Выдержка из материалов уголовного дела:

«В июле - августе 2017 года, точная дата не установлена, Е.П. Онегин, понимая дальнейшую бесперспективность проекта по привлечению денежных средств граждан в их участии в долевом строительстве многоквартирных жилых домов, а также осознавая невозможность ввода в эксплуатацию объектов капитального строительства на земельных участках по адресу: г. Смоленск, ул. Ржевская, д. 1 «а», пер. Трамвайный 3-й, д.3, ул. Нахимова, д.33 «г», в связи с обращением внимания на незаконное строительство со стороны департамента государственного строительства и технического надзора Смоленской области и администрации города Смоленска, а, следовательно, невыполнения подконтрольным ему ООО «Квартира» условий заключенных с гражданами, принял решение о прекращении своего участия в финансово-хозяйственной деятельности и полномочий в указанном обществе».

Проще говоря, Онегин почувствовал: пахнет жареным, и решил «слиться». Перевел стрелки, чтобы остаться вне подозрений, на другого человека. Обратился к Игорю Пантелееву и предложил ему директорское кресло в ООО «Квартира».

               Как стать бомжом за собственные деньги

Отрохова не только сама попалась в сети своего велеречивого директора, но и подставила свою подругу, которая обратилась к ней с просьбой помочь продать квартиру.

«Я знакома с Олей не меньше десяти лет, - призналась в кабинете следователя Вальцова. - Отрохова - не новичок, и уже давно работает в сфере оказания услуг по операциям с недвижимым имуществом. Я ведь и сама занималась продажей в квартир в этом агентстве недвижимости».

В начале октября 2015 года Ольга пригласила Ирину Вальцову в офис и рассказала клиентке о строительстве нового жилого дома в 3-й Трамвайном переулке.

«Вы ничего не теряете, - тараторила Ольга. – Только выигрываете! Представьте себе: цена за один квадратный метр жилого помещения ниже рыночной в среднем по Смоленску, а сам дом очень удачно расположен возле ул.Шевченко. Совсем недалеко от центра города! К тому же строительство осуществляет надежный человек, который уже практически построил на ул. Ржевской».

Отрохова посоветовала Вальцовой продать старую квартиру и на вырученные деньги купить комфортабельную «двушку» в новом доме. При этом все заботы о продаже квартиры и дальнейшее предоставление жилья фирма возьмет на себя. Ольга призналась, что она сама планирует приобрести квартиру в этом доме: «Соотношение «цена – качество» идеальное!»

Предложение Отроховой вызвало у Вальцовой и ее мужа интерес. Семейная пара решила принять участие в долевом строительстве. Осталось переговорить с Онегиным и составить договор.

Евгений Павлович показал Вальцовым план-схему будущего дома и пояснял, что проволочек со стройкой не будет и в течение примерно полугода дом сдадут в эксплуатацию. «Вы ничем не рискуете, мы уже доводим до ума объект на ул. Ржевской. Вся разрешительная документация на подведение к дому коммуникаций находится на стадии согласования, беспокоиться не о чем».

На месте предполагаемой стройки Онегин рассказал, как будет выглядеть красавец – дом: «Трехэтажный, с мансардным этажом, рассчитанный на 18 квартир различной площади и планировки».

«Рыба» проглотила «наживку».

Вскоре Онегин нашел покупателя, и чета Вальцовых продали свою единственную (!) квартиру за 2 млн. рублей и переехали жить к матери. Они не догадывались, что, по сути, стали бомжами. Возведение объекта в обещанные сроки гак и не было окончено. Возвели только один этаж. Ирина приезжала на стройку, обивала порог офиса – все напрасно! Онегин парировал ее преретензии: «Поймите, я не волшебник! Очень плохо идет сбор средств, поэтому из-за нехватки денег мы не можем продолжить строительство!»

И каждый раз кормил обещаниями, что скоро стройка возобновится, и они получат обещанную по договору квартиру. А потом, перестав отвечать на звонки, испарился.

Номер его телефона был выключен. С момента исчезновения Онегина Вальцова начала наседать на его напарника Воробьева. Как-то раз Воробьев собрал дольщиков и пообещал своими силами достроить злополучный дом: «Онегин ведь и меня обманул! Я тоже не могу до него дозвониться!»

Дальше обещаний дело не пошло. А потом дольщики узнали о не вступившем в законную силу судебном решении суда о признании их дома самовольной постройкой. «Никому из нас, 13 собственников этого дома, не известно, что будет дальше, - сказала в зале суда Ирина Вальцова. - Перспектив окончания строительства пока не видно, но мне известно, достоверно известно, что Воробьев продолжает его строить и даже начал проводить внутренние отделочные работы. А также он пытается уладить в администрации вопрос получения разрешений на строительство и возможности дальнейшего ввода дома в эксплуатацию».

Вот такая вышла пираМММида. Строительная.

                 Что сказал Онегин?

Подсудимый свою вину так не признал.

«Да я всегда представлялся подрядчиком. Мое дело маленькое - реклама и продажа квартир, - простодушно заявил в зале суда Евгений Павлович.- Как правило, договор с клиентом заключал мой напарник, строитель Сергей Воробьев, он-то и занимался стройкой объектов, сам искал и покупал земельные участки, оформляя их на своих родственников, а помогала ему юрист Елена Шаршнева. Все сметы на объекты остались у Воробьева. Организацией работ занимался прораб Иван Панов, он фактически курировал стройку. Я ничего не знал о статусе земельных участков. Шаршнева уверяла, что на них можно строить дома.

Почему возникли сложности? Нас подвели заказчики, которые перестали выполнять свои обязательства по договору подряда стройки дома в 3-м Трамвайном переулке. Они должны были вносить денежные средства поэтапно. Как только деньги перестали поступать, стройка была заморожена.

Я вообще никакой выгода от строительства домов не получил! Наоборот, все свои деньги, которые у меня были, вложил в возведение жилья. Войдите в мое положение, у меня мать и сестра инвалиды, и им необходимо оказывать материальную поддержку».

Не знал, не видел, не догадывался.

И, судя по всему, очень «удивился», когда Шаршнева, которая занималась разрешением на стройку дома в 3-м Трамвайном переулке, неожиданно ему сообщила, что этот участок отнесен к санитарной зоне, и никакого жилья здесь возводить нельзя.

В письме от 29 декабря.2015 года, направленном СМУП «Горводоканал» в адрес ООО «Квартира», сообщалось, что отвод земельного участка произведен в границах первого пояса (строгого режима) зоны санитарной охраны подземного источника водоснабжения (артезианской скважины № 23), где наистрожайше не допускается размещение жилых и хозяйственно-бытовых зданий.

Суд квалифицировал действия Е.П.Онегина по ст.201 ч.2 УК РФ как «злоупотребление полномочиями руководителя коммерческой организации вопреки законным интересам этой организации и в целях извлечения выгод и преимуществ для себя и нанесения вреда другим лицам. Злоупотребление полномочиями повлекло причинение существенного вреда правам и законным интересам граждан, а также привело к тяжким последствиям».

Онегин «легким движением руки» лишил около двух десятков смолян денег и квартир, фактически превратив их в бомжей. Ведь некоторым из потерпевших пришлось продать единственное жилье, чтобы оплатить мифические квадратные метры, приобретаемые у ООО «Квартира»!

Также суд счел необходимым призвать Онегина к ответственности по ч.2 ст.200.3 УК РФ – «привлечение денежных средств граждан для строительства в нарушение требований законодательства РФ об участии в долевом строительстве многоквартирных домов, совершенное в особо крупном размере».

В конечном итоге, Евгений Павлович прибрал к рукам 17 млн. 869 тыс. 500 рублей, что существенно превышает сумму в 5 млн. рублей, установленную для «особо крупного размера».

После вынесения приговора 22 апреля 2021 года Евгения Онегина взяли под стражу в зале суда.

- На основании ст.69 ч.З УК РФ путем частичного сложения наказаний принято решение назначить Е.П. Онегину окончательное наказание в виде пяти лет шести месяцев лишения свободы с лишением права заниматься предпринимательской деятельностью связанной с строительством объектов недвижимости сроком на три года с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима, - комментирует ситуацию старший помощник прокурора Ленинского района г. Смоленска Наталья Семенкина. – Суд постановил взыскать с Онегина в счет возмещения материального ущерба в пользу потерпевших незаконно изъятые у них денежные суммы, также признав за рядом обманутых дольщиков право на обращение в суд в порядке гражданского судопроизводства.

Основано на реальных событиях. Имена и фамилии фигурантов уголовного дела по этическим соображениям изменены.

Фото - из открытых источников, Яндекс.

 

 


Автор: Анастасия Петракова







Загрузка комментариев...
Читайте также
вчера, 22:39
С начала года в медицинские организации региона обратились 1...
вчера, 22:02
Ветрами пыль и песок из Африки несет на северо-запад России...
вчера, 21:28
Как сообщили в министерстве промышленности и торговли, это б...
вчера, 20:58
По итогам 2023 года работа смолян в этой сфере была признана...
Новости партнеров