Вояж в Литву посредством

Культура

13 июля в Смоленске открылось «Окно в Литву». Эта программа стартовала в 2003 году, и в ее рамках в культурных центрах России проходят мероприятия, открывающие россиянам искусство Литвы: выставки, концерты, показы кинофильмов и круглые столы. Презент номер один смолянам - открытие экспозиции в Выставочном зале на ул.Коненкова живописца Римаса Бичюнаса и графика Пятраса Ряпшиса.

Римаса Бичюнаса без ложной скромности называют «литовским Шагалом»: художник не боится фантазировать, и в его работах трудно отделить реальность от вымысла. Излюбленные сюжеты мастера - диковинные птицы, абстрактно-реальные женщины и небывалые цветы. Бичюнас видит жизнь в ярких, сочных красках, которые, как говорил Марк Шагал, «живут лишь в людях счастливых и влюбленных». В дышащих радостью и экспрессией произведениях Бичюнаса контрастные желтые, синие и красные пятна взрывают приглушенную гамму красок европейского Севера, а фольклорное иносказание бытовых сюжетов подчеркнуто искажением пропорций человеческого тела и переносит зрителя в мир сказок и грез, в которых обитают женщины-ангелы и жар-птицы.

Пятрас Ряпшис известен в Литве как мастер в области станковой, прикладной и книжной графики, а также экслибриса, фрески и медалистики. Примечательно, что созданные художником фрески украшают стены Вильнюсского университета, а оригинальные, пропитанные национальным колоритом экслибрисы и медали увековечили важнейшие события литовской истории.

* * *

В тот же день в Доме художника открылась еще одна выставка, приуроченная к Дням Литвы в Смоленске.

По словам председателя смоленской организации Союза фотохудожников России Игоря Чернова, «все известные фотографы Смоленска учились у литовских мастеров». Выдавалась свободная минутка - непременно ехали в Вильнюс, чтобы получить заряд светлой творческой энергии.

Черно-белые фотографические слепки эпохи знаменитого Антанаса Суткуса впечатляют своеобразием взгляда на мир. Мимолетное движение объектива - и чей-то пронзительный, глубокий взгляд навеки остается в истории. Работы Суткуса родственны и близки знаковым кадрам из фильмов Юрия Германа, запечатлевших случайно (случайно ли?) брошенный пристальный взгляд в камеру - импульс радости, сомнения или боли. Своего рода зашифрованное послание потомкам. Композиции снимков выстроены с идеальной математической точностью и вместе с тем художественны и поэтичны. Каждая работа - гармоничное сплетение созвучий и диссонансов, игры света и тени, рождающее яркое, живое представление о безвозвратно утраченном «вчера».

Также трудно пройти мимо скромных и на первый взгляд ничем не примечательных домов и двориков Арунаса Бальтенаса. Их почти человеческие «лица», покрытые сетью трещин-морщин, неповторимы и индивидуальны. Неброская сепия создает иллюзорность изображенного на снимках. Эти тихие литовские дворики находятся вне времени и пространства, навевая ностальгическую грусть о быстротечности человеческой жизни.

Откровенное ню Римантаса Дихавичюса - смелый философский синтез обнаженного человеческого тела и объектов живой и неживой природы. Поэзия тела и камня. Тела и металла. Тела и дерева. Стройный женский силуэт, переходящий в округлый древесный лист. Бесстыдно-целомудренная девушка, возложившая руку на круглый камень, символизирующий собой земной шар. Метафоричность философской притчи - характерный почерк Дихавичюса.



Добавьте «Рабочий путь» в ваши источники в Яндекс.Новостях




Загрузка комментариев...
Читайте также
вчера, 22:40
О том, что люди приезжали убираться на кладбище в деревне Дм...
сегодня, 00:15
Днем 21 октября на пункт связи ПСЧ № 13 поступило сообщение ...

Опрос

Как вы считаете, нужно ли вернуть смертную казнь для убийц детей и педофилов?


   Ответили: 470