«Матильда» - жертва любви или «вакханалии демократии»?

Культура
             «Матильда» - жертва любви или «вакханалии демократии»?

            На российский экран вышла «Матильда» Алексея Учителя.

26 октября. 11.00. В смоленском мульти-плексе «Мираж» - первый сеанс заработавшей еще до премьеры, пожалуй, звание самой скандальной российской картины – драмы Алексея Учителя «Матильда». Как минимум, треть зала заполнена зрителями. Реакционная рекламная партия в шахматы, блестяще разыгранная депутатом Госдумы Натальей Поклонской (причем не в свою пользу), начала собирать в кинотеатрах России армию зрителей. Сегодня все ХОТЯТ «Матильду», о существовании которой, быть может, до гражданского конфликта «депутат– режиссер» и знать не знали. Кшесинская у всех на устах!

Напомним: военные действия против художественного произведения искусства развернулись еще в ноябре 2016 года, когда Наталья Поклонская обратилась с просьбой к Генпрокурору РФ проверить фильм Алексея Учителя «Матильда» на тему достоверности интимных отношений балерины Матильды Кшесинской с будущим последним российским императором Николаем II. Ситуация близка к абсурду: депутат сочла картину «угрозой национальной безопасности России»! К фильму, которого не видела еще ни одна живая душа, неоднозначно отнеслась и Русская Православная церковь.

«Коктейли Молотова» как проверка на экстремизм

Столь ревностную защиту будущего страстотерпца и его семьи Поклонской подогрели общественное движение «Царский крест» и организация «Христианское государство - Святая Русь» (кстати, не зарегистрированная Минюстом, что и подтвердил кремлевский пресс-секретарь Дмитрий Песков). Началась масштабная травля - Поклонская дважды (!) направляла в Генпрокуратуру РФ просьбу о проверке «Матильды» на экстремизм. (Впрочем, до откровенного экстремизма дело все же дойдет: 31 августа 2017 года анонимные экстремисты закидают студию режиссера в Санкт-Петербурге «коктейлями Молотова»).

Вот как высказался по этому поводу оскорбленный до глубины души кинематографист: «Сегодня ночью двое неизвестных пытались поджечь государственное учреждение здание киностудии «Лендок». В этом здании находится моя студия «Рок». В этом доме работал мой отец, документалист Ефим Учитель, который снимал все 900 дней блокады Ленинграда. У входа висит его мемориальная доска. Так что пытались поджечь не просто главную студию документального кино в России. Не просто один из красивейших домов Петербурга. Пытались сжечь мой родной дом. Вот почему мне тяжело сейчас говорить. Мне грустно и страшно.

Грустно, что еще не вышедшее и не виденное никем кино про любовь вызвало столько ненависти. Особенно у тех, кто лицемерно сообщает всем, что их Бог есть Любовь. Страшно за людей, которые ждут этого фильма и пойдут в октябре в кинотеатры. За будущее страны, которую, как и когда-то при царе Николае ввергают в кровавую пучину экстремисты разнообразного толка».

«Матильда» - угроза национальной безопасности России!

Кот из мешка вырвался на волю: вскоре на сайте «Change.org» возникла петиция о запрете показа работы Учителя в России: «Содержание фильма является сознательной ложью. В истории нет фактов сожительства русских царей с балеринами. Россия представлена в фильме как страна виселиц, пьянства и блуда, что также является ложью. В картину включены постельные сцены Николая II с Матильдой, сам царь представлен жестоким мстительным развратником и прелюбодеем». К сентябрю петицию подписали свыше 24 тысяч россиян.

Отечественный кинематограф не остался в стороне, защитив попавшего в неожиданно странную, нелепую и опасную опалу режиссера: председатель комитета Госдумы по культуре Станислав Говорухин крайне резко высказался о целесообразности самой идеи проверки фильма «на экстремизм и расшатывание духовных скреп». «Такие инициативы нужно прерывать на корню!» - заявил мэтр российского кино. «За» «Матильду» выступили свыше 50 кинематографистов, подписав открытое письмо в поддержку автора фильма. Среди подписавшихся - Павел Лунгин, Борис Хлебников, Авдотья Смирнова и Александр Гельман.

Не остался в стороне и министр культуры Владимир Мединский, назвавший откровенную травлю режиссера «вакханалией демократии»: «Как можно судить фильм, который никто еще не видел?». «В официальном заявлении Мединский призвал полицию пресечь давление на кинотеатры из-за «Матильды», - сообщает РБК.

Несмотря на молитвенное стояние против «Матильды», к которому в августе этого года призвала верующих Наталья Поклонская, молившихся «за вразумление создателей «Матильды», разрушающих русскую духовность», фильму была присвоена категория «16+». Министерство культуры разрешило показ фильма на всей территории России.

Однако, как сообщает РБК, за три недели до показа фильма в России Патриарху Кириллу подали 100 тыс. обращений от людей, «оскорбленных идеей картины». А оскорбленное «коктейлями Молотова» искусство было отомщено - против лидера движения «Христианское государство - Святая Русь» возбудили уголовное дело. И, несмотря на скандалы вокруг картины «Алексея Учителя», его «Матильда» вышла в прокат в запланированную дату и сегодня беспрепятственно крутит фуэтэ на экранах отечественных кинозалов.

Раба любви

В начале съемок Алексей Учитель не скрывал, что не намерен снимать фильм про балет. Его интересуют истинные, искренние человеческие отношения вне рангов, статусов и регалий, эмоции трагической, несбыточной любви. ««Вне зависимости от того, царь Николай или не царь, он – человек, а человек, что, не может любить? Но меня волнует и история России, которая была в шаге от того, чтобы пойти по иному пути», - заявил режиссер в 2014 году.

С первых кадров «Матильда» завораживает буйством красок – «препарировать», дробить на фрагменты это кино желания не возникает. Учитель снял свою историю любви на одном дыхании о людях, исполненных благородства, врожденного понятия о чести и скованных цепями обязательств, которые невозможно разорвать. Фильм об ошеломляющем чувстве, страсти, вспыхивающей с первого взгляда и способной привести к гибели.

Не ищите в «Матильде» грязных постельных сцен – их нет. Лишь в первых эпизодах фильма, сцене завязавшейся любви, с Кшесинской (Михалина Ольшанска) на сцене спадает чашечка корсета, предательски подрезанного конкуренткой. Обнажается мальчишеская, впалая грудь балерины, но Матильда продолжит танец, бросив смущенный, полный боли и страха взгляд на сидящего в царской ложе Николая Александровича. Этого гневного от неловкости взгляда, опалившего сердце будущего императора, достаточно. Он погиб! Его наповал сразила маленькая девочка в пышной балетной пачке, изящно взлетающая над сценой. И сбежавшая затем за кулисы, будто испуганная охотником лань.

На нее действительно объявлена охота – от царственной особы не уйти. Не скрыться в гримерке – найдут.

Чувство обоюдно: гордая полька, как заклинание, произносит: «Ты никогда не сможешь меня забыть»…

Так ли это? Властелины мира сего не имеют права любить. Они лишены привилегии простолюдина – Николая Александровича ждет неизбежная коронация и… Алиса Гессенская.

Сколь велика симпатия Учителя к Матильде (Михалине Ольшанска), столь откровенно ощущается, насколько прохладен он к Александре Федоровне (Луиза Вольфрам). Лед и пламень не столь различны меж собой!

Аликс напоминает… породистую лошадь, она огромна, мосласта – крупные черты лица, широкие гренадерские плечи. На ее фоне Кшесинская – прелестный образец женственности. Жертвенной, страдающей, все понимающей. Любовь к Ники – кинжал, вонзенный в ее маленькое кровоточащее сердечко. Кинжал вынут, и она продолжит жить – с зияющей пустотой в сердце.

Фильм пронизан мистикой. Лейтмотив – кровь. Кровь – как предчувствие беды, грядущих чудовищных страданий. Кровь на стертых пуантах Кшесинской, пытающейся осилить 32 поворота фуэте, капля крови стекает с булавки, которой Мария Федоровна (Ингеборга Дапкунайте) пытается пришпилить корону на головку Аликс…

Апофеоз кровавого союза – Ходынка. Государь в смятении бродит среди раздавленных, окровавленных тел и, как финал грядущей трагедии, кто-то случайно запускает фейерверки… Николай II стоит в центре этой вакханалии, символизирующей восхождение на трон страстотерпца. Смерть неизбежна. Смерть – повсюду. Грядет Апокалипсис, и можно ли было его избежать?

Фильм начинается с бешено несущейся по лестнице Матильды, которая решается на сумасшедшую попытку прервать коронацию. Ее тщетно пытаются остановить. Взгляды Николая Александровича и Матильды встречаются, и самодержец падает в обморок. Корона Российской империи катится по полу, сияя кровавым рубином… Этот зловещий эпизод, по сути, и завершает картину. Сопутствующая вымышленная сцена из области фантазий - страстный поцелуй Ксешинской и Николая.

На самом деле, Николай II сознания не терял – процессия шла по установленному регламенту. Да и Кшесинской там и быть не могло – кто пустит какую-то балерину на столь значимое для государства событие, в Высшее общество?

Режиссер Алексей Учитель не скрывал, что в его фильме присутствует изрядная доля допустимой в любом художественном произведении фантазии. Однако при этом особо подчеркивал, что «этической и исторической недостоверности» создатели фильма допускать не имеют права.

Его история несбыточной любви – всего лишь версия того, что могло быть. Красивый фантом, фантастический виток неосуществленной параллельной реальности. Откажись Николай Александрович от престола, заключи маргинальный брак с Матильдой – кто знает, что сталось бы тогда с Россией?

Финал – правдив. Аликс дает обет любить Ники всю свою жизнь, до конца, быть его «солнечным зайчиком»: «Я люблю тебя – в этих трех словах вся моя жизнь…».

Скромная ремарка: после просмотра картины одна из зрительниц удивленно воскликнула: «Я не понимаю, зачем было поднимать столько шума, устраивать акции протеста? Кино Учителя – целомудренное, чистое. Столько нежности в нем…».

Только факты

Изначально Алексей Учитель замыслил масштабную реконструкцию конца XIX века: были воссозданы Успенский собор, интерьеры вагонов Императорского железнодорожного состава, Дворец на Речном понтоне. Съемки проходили в Мариинском театре, в Екатерининском, Юсуповском, Александровском и Елагиноостровском дворцах. Бюджет картины - 25 млн. долларов. Колоссальная сумма для российского кино!

Что же сталось с Матильдой Кшесинской? После трагического разрыва с «Ники» - царевичем Николаем Александровичем (хотя историки склонны предполагать, что любовной связи меж ними не было – всего лишь легкое увлечение), Матильда отдалась великому князю Сергею Михайловичу и стала его любовницей, а затем вступила в официальный брак с великим князем Андреем Романовым. После революции 1917 года Кшесинская навсегда покинула Россию.

Кстати, немецкий актер Ларс Айдингер, исполнивший роль Николая II в «Матильде» заявил, что не приедет в Россию на премьеру фильма из опасений за свою жизнь.




Автор: Анастасия Петракова


Добавьте «Рабочий путь» в ваши источники в Яндекс.Новостях




Загрузка комментариев...
Читайте также
вчера, 21:55
Об опасной площадке жители областного центра рассказывают в ...
вчера, 22:30
Из 23 звезд, заложенных у кинотеатра «Современник», ремонта ...
вчера, 23:00
Об этом сообщает пресс-служба регионального УМВД.
вчера, 21:17
В день защиты детей в ЦПКиО состоится международный фестивал...

Опрос

Где вы собираетесь отдыхать летом?


   Ответили: 335