Магнетический реализм Магритта в Смоленске

Культура

2 августа в КВЦ имени Тенишевых открылась выставка «Рене Магритт. Вероломство образов». «Вероломство образов» представляет собрание практически всех существующих литографий мастера – 48 цветных работ из частных коллекций Франции и Бельгии. Цветные литографии изданы Фондом Рене Магритта после смерти художника. Небольшие тиражи лишь доказывают безусловную коллекционную ценность работ.

Литографии Магритта не просто красивые и бездушные постеры, они содержат глубокий философский замысел. Показать существование скрытого смысла, потаенной сути явлений в мире – вот задача сюрреалиста Рене, поставленного на одну ступень с Сальвадором Дали. Но мастер аллегории категорически отказывался причислять себя к этому направлению.

«Ужасно видеть, какому глумлению может подвергнуться человек, сделавший один невинный рисунок, - говорил художник. - Возможно, сам психоанализ - лучшая тема для психоаналитика».

Образы Магритта мистичны и наталкивают не на сухие интеллектуальные споры, а на игры разума, конечная цель которых - поиск истины бытия. Его искусство часто называли «снами наяву». Причислявший себя к так называемому «магическому реализму» художник уточнял: «Мои картины - не сны усыпляющие, а сны пробуждающие». В своих аллегориях, сотканных из примитивных бытовых предметов и статичных объектов - фигур Рене весьма остроумен и, как ни парадоксально это звучит, постижимо непостижим. Он не единожды подчеркивал, что в каждую картину он «зашивает» мысль, и образы - это не бестолковое нагромождение элементов, а самостоятельная история».

Бельгийский «антисюрреалист» мастерски создавал контраст между прекрасно выписанными странными сочетаниями ирреальных предметов и естественным окружением, с этой целью художник активно использовал в своих картинах символы зеркал, глаз, окон, облаков и элементы обнаженной женской натуры. Кстати, единственной моделью Рене на протяжении всей его жизни была и оставалась его супруга, Жоржета Бергер.

Самая известная среди работ мастера «магического реализма» - загадка века «Сын человеческий» (1964), завладевшая умами чрезвычайной глубиной содержания.

Чаще всего «джентльмена в котелке с лицом, закрытым парадоксальным яблоком» интерпретируют как образ современного мужчины – бизнесмена, оставшегося, тем не менее, потомком Адама, и потому подверженного соблазнам. Неизбежный грех, подобно яблоку познания, перекрывают взгляд на мир видимых и невидимых вещей. Однако каждый из нас, вдумчиво вглядывающийся в «Сына человеческого», раскрывает свое видение жизни. Ибо «Сын человеческий» – потерявший индивидуальность незнакомец, который пытается осознать то, что скрыто от глаз.

Самое интересно, что это полотно изначально задумывалось как автопортрет. Теперь облик «анонимного мистера» воспринимается отдельно от автора картины. «Сын человеческий» и полвека спустя продолжает вдохновлять людей задаваться вопросами, далекими от будничной суеты.

Замысел «Голконды» (1953) при первом, беглом взгляде кажется абсурдистски неясным. Трактовка названия полотна ничего не дает: Голконда - индийский город, где добывают алмазы.

«Голконда» вновь отсылает зрителя в мир свободных ассоциаций и заставляет задуматься, почему на картине изображен персонаж-лейтмотив Магритта – джентльмен в деловом костюме и котелке, дублированный множество раз. Тем не менее, зависшие в воздухе и перспективе незнакомцы друг друга не копируют. Каждый из них мельчайшей деталью отличается от стандартизованных собратьев.

Деталью художник подчеркивает факт индивидуальности каждого человека, переживающего тотальное и трагическое одиночество!

На выставке можно увидеть еще один не менее загадочный и странный ребус Магритта - «Препятствие пустоты» (1965). И ребус этот полностью разгадать невозможно, потому что он ставит вопросы о самой сути бытия.

Сам художник так отзывался об этой картине: «Видимые вещи могут быть невидимыми. Если, к примеру, некие люди едут верхом через лес, то сначала видишь их, потом - не видишь, но знаешь, что они там. В «Препятствии пустоты» всадница заслоняет собой деревья, а они заслоняют ее, разрезая объект на отдельные части. Однако сила мышления объемлет и зримое, и незримое, и я при помощи живописи делаю мысли видимыми».

Выставка продлится до 24 сентября.

Узнайте, удастся ли вам увидеть спрятанное!


Автор: Анастасия Петракова







Загрузка комментариев...
Читайте также
вчера, 22:39
С начала года в медицинские организации региона обратились 1...
вчера, 22:02
Ветрами пыль и песок из Африки несет на северо-запад России...
вчера, 21:28
Как сообщили в министерстве промышленности и торговли, это б...
вчера, 20:58
По итогам 2023 года работа смолян в этой сфере была признана...
Новости партнеров