Зависть богов

Культура
Зависть богов

В своей жизни человек постигает азы отношения к ценностям, выработанным веками. Но жизнь готовит ему проверку на прочность. Часто мы не можем понять и разобраться в этом – в нашем «приемнике» треск, заглушающий здравый смысл. Вот и хотим жить – как боги.

Спектакль «Как боги», поставленный главным режиссером Смоленского государственного драматического театра им. А.С. Грибоедова по пьесе Юрия Полякова, как раз говорит об этом. О том, как сложно сохранить то высокое чувство под названием «любовь». О созидательных мотивах, формирующих и утверждающих лучшие качества в человеке, которые возможно сохранить только при глубочайшем терпении, силе духа и вере в лучшее.
Что же происходит, если стирается грань между добром и злом? – задумывается заслуженный деятель искусств Республики Беларусь Виталий Барковский.   

- Я продолжаю пытаться ответить на неразрешимый вопрос: как можно созидать, жить, чувствовать и любить, находясь на краю бездны? Ведь человек не способен выжить в одиночку, он существует в сообществе, в хозяйстве, и первое из таких хозяйств – семья, которую ему нужно построить самому и совершенствовать, опираясь на опыт и ошибки предков, на выверенные веками пути, ведущие к благу семейной жизни. Благу, которое заключается в труде и умении растить и воспитывать детей.

Увы, сегодня в силу разных причин, практически никто из наших современников не способен на это. Все с благими намерениями относятся к своим детям и своему будущему, к тому человеку, которого они выбрали в попутчики, но в реальности не могут воплотить задуманное. Для этого нужно желание, время и огромный труд.

В постановке «Как боги» я уделяю огромное внимание женщине, именно к ней ведут смысловые нити спектакля, позволяющие осознать всю глубину трагедии, произошедшей с человечеством.

Еще в начале XX века женщина в большей степени была освобождена для семейной жизни, она придерживалась знаний, выработанных в общественных институтах той эпохи, и духовное богатство, присущее ей. Она овладевала знаниями и навыками, которые бережно передавались из поколения в поколение. Для того, чтобы выйти замуж, нужно было пройти сложный курс подготовки к замужеству и материнству, популярный в простом народе. Когда-то по семьям ходили сваты, устраивали смотрины и тщательно проверяли: что за семья? Не дай Бог, в ней проказы какие-то есть, или уродства! Вот так, не имея научного представления о генетике, наши предки следили за чистотой генов. Потому что нельзя было осквернить свой род. Сегодня, получив знания и представления о мировом устройстве, начиная с атоммарного уровня, мы утратили древний опыт предков. Утрата привела к многочисленным драмам и трагедиям – мы заменили былые общественные институты, и в первую очередь, институт семьи на другие, более современные, с нашей точки зрения, структуры, особенно информационные, которые стараются выжить и изо всех сил пытаются веселить ленивого и ничего не производящего невеселого зрителя.

Драматург Юрий Поляков поднял страшную и тяжелую тему. Впрочем, он всегда был острым и стремился акцентировать внимание на негативных процессах, боролся против системы.

Спектакль начинается невесело. Супруга отставного дипломата, Вера Николаевна Гаврюшина, видит странный сон – огромная птица смотрит на нее во все глаза, долго, пристально… Женщина рассказывает об этом тревожном сне мужу: «Наверное, нужно выдать Аленушку замуж. Ее гложет какое-то чудовищное, безобразное чувство…».

Я понимаю суть и причины этого безобразия. В обществе зреет такое неприятие прежних устоев, неприятие оскверненной России. Перестройка сделала все возможное, чтобы разъять, уничтожить, осквернить все, что было создано прежде. Новое поколение восприняло ревизскую сказку коммунизма как нечто бесчеловечное, тоталитарное и страшное. По крайней мере, как утопию, забыв, что и в ней было много полезных для образования знаний. Все разорено, ничего доброго не осталось, несмотря на то, что в генах иных из нас просыпаются зерна добра. И все равно процент людей, способных отвечать за свою жизнь и жизнь своих близких, очень сильно упал. Их мало - тех, кто может ответить за свой род, за Родину и нацию. За все! За озера, реки, деревья, небеса и звезды, за поля, которые сегодня никто не хочет возделывать. Пришел черед ответить за все и отдать низкий поклон опыту, наработанному нашими дедами и прадедами. Опыт – мучения человеческие, кровь и пот, изнурительный труд, путь к сердцу и душе. К церкви. Долгий путь, ведущий не только к кресту, но и позволяющий взглянуть за пределы человеческого разумения.

Сколько смыслов в слове воспитание! Нужно ВОСПИТЫВАТЬ заповедям, а не просто окультуривать духовную почву. Воспитание так же отличается от окультуривания, как этика от этикета. Сегодня практически не осталось в массе своей людей, которые поставляли бы питательные вещества маленькому существу, которое через восемнадцать лет станет Человеком, и мы сможем с ним серьезно разговаривать. Если бы могли его правильно ВОСПИТАТЬ, появилась бы надежда на спасение. Воспитав целое поколение, мы сможем спасти жизнь на земле! Не только русские, но и немцы, французы, американцы – по цепочке. К сожалению, одиночки не способны побороть агрессивный и мощный шаг толпы.

Каждый раз встаю рано утром и смотрю на несущиеся под окнами машины – сколько же нужно бензина, чтобы их заправить? Но ведь ресурсы планеты не безграничны, и они когда-нибудь исчезнут? Потому и проваливаются тротуары, участки трасс и дома в городах. В мифах под землю уходили целые государства… Значит, это уже с нами было? Пустоты в душах рождают пустоты в природе.

Рассказанная Поляковым история очень грустная. Мы пытаемся через любовь и конфликт матери и дочери, полюбивших нечистой и странной любовью одного человека, понять истоки трагедии, кроющейся в нелюбви. Ведь и у папы любовь тоже какая-то странная… Иногда люди женятся или выходят замуж назло своей любви, чтобы причинить боль другому человеку. Те, кто так поступает, не понимают - они смертельно ранят СВОЕ сердце и разрушают будущее. Счастливые дети рождаются от взаимной любви, иначе – не бывает. В противном случае рождаются драмы, изредка – трагедии.

Герои пьесы Полякова - странные. Их даже героями не назовешь. Растерянность в душах, бесконечные конфликты и каша в головах! Они пытаются создать семью, но попытки тщетны: Алена и ее возлюбленный взрываются в машине. Кто подложил взрывное устройство? На этот вопрос у Полякова нет.

А у меня складывается впечатление, что взрыв инициировала Аленушка. Сейчас появилось очень много людей, которые не приемлют лжи. Если Алена видит, что сделана из того же материала, что отец и мать, ради чего дальше жить?! Истоки трагедии лежат в человеческой природе, когда ложь становится нормой, а несформировавшееся до конца сознание молодого человека отрицает выстроенную родителями систему ценностей. Эта система вызывает протест, вызванный беспомощностью, и доводящий до самоуничтожения. Далеко не все идут на компромисс с совестью и способны лицемерить. Те, кто выживает в искривленной реальности, привыкают к компромиссам. И, если не идут на сделку с собственной совестью, хотя бы молчат.

И ты неожиданно замечаешь, что у всех этих одинаковых девочек грусть особая, другая. Они протестуют, чтобы их услышали и поняли! Чтобы даже такой страшный поступок, как уход из жизни, вызвал реакцию в обществе. Стоит ли на это рассчитывать, вот в чем вопрос. Сегодня смерть отдельно взятого человека уже ни у кого не вызывает болевого шока. Террористы взорвали семнадцать человек? Жаль. 500 000, 1 000000? Да, много нулей! Цифры впечатляют. Соболезнуем!

«Как школьница после аборта, пустой и притихший весь, люблю тоскою аортовой мою нерожденную вещь…». Вдумайтесь, насколько глубоки стихотворные строки Вознесенского! Смысл в том, что эту вещь, этого ребенка уже никогда не родишь. Как знать, быть может, девушка, сделавшая аборт, была бы потрясающей невестой и матерью, а ей уже не суждено ими стать. В ее сознании возникли деформации, которые еще можно исправить, если трудиться над собой.

Пьеса Юрия Полякова беспокоила меня несколько лет. Я предлагал поставить ее, но пришлось отложить ее в стол: решили, что актуальная, остросоциальная и философская проблематика драматурга не вызовет у публики интерес. Нужно попроще! Да, у художника есть определенный страх – боязнь, что на спектакль не пойдут. В постановке «Как боги» нет ничего сверхъестественного, но есть разговор о сверхъестественном. Я же пребываю в ожидании, насколько это нужно общественному «приемнику». Обмен мыслями все равно идет! Многие матери задумаются: что происходит в душах их дочерей? Девушка не спилась, не получила передозировку и не сделала кучу абортов к восемнадцати годам. Она нормальная, но ей… ненормально! Ей неуютно, отвратительно существовать в условиях, в которых мужчины потребляют женщину как сосуд удовольствия или… кусок мяса, не задумываясь о ее сердце, чувствах, душе.

Радостно, что кроме Полякова, сегодня появились толковые молодые драматурги - Ярослава Пулинович, Ирина Васьковская, Дмитрий Богославский, - которые не прощают такой жизни.

В произведении Полякова все неоднозначно. В семье отставного дипломата после взрыва родилась девочка – дочь зрелой, согрешившей и раскаявшейся женщины. Рядом с ней муж, бросивший пить. Быть может, испытав нечеловеческое потрясение, он показывает нам, зрителям – нужно пережить колоссальную драму, принести в жертву дочь, чтобы начать внимательней относится к близким людям?

Супруги смирились с действительностью и вместе воспитывают эту девочку. Будет ли из этого толк? Если взорвать старый театр со всеми его устоями и на его месте построить новый, все равно ничего не получится. Проклятое место!

Финал хранит молчание. Думайте, как хотите…

Когда рождаются новые люди, я задумываюсь: а для чего они появились? Как дитя божие? Вряд ли! Сегодня человека повсеместно используют как строительный материал или оружие подавления во имя интересов кучки людей, которые делают из нас рабов.

Женитьба без любви – рабство, один из способов разрушить свою жизнь. Об этом страшном грехе я и пытаюсь вести речь в спектакле «Как боги». Греховно жить с женщиной только потому, что тебе это выгодно, и любить другую. Ты предаешь обеих… и себя самого. Человек полагает, что делает правильный выбор. А потом, спустя десятилетия, понимает, что уничтожен. Изуродован, стерт с лица земли. Потому что не был воспитан, правильно сориентирован. Его не научили любить, а нелюбовь мстит, наказывает жестоко! Человека нужно строить, как дом. Сначала заложить фундамент, выкопать подвал, возвести нижний этаж, затем - верхний… Если не выстроить человеческую личность, лишив ее проявления свободы и своего «я» – конец человечеству…

В постановке заняты заслуженные артисты россии Ирина голованова, Галина Круть, Сергей Тюмин, актеры Анатолий Бибекин, Мария Вилюнова, Юрий Гапеев и Евгений Ракицкий.

Премьера спектакля «Как боги» состоится 8 июня на Большой сцене драмтеатра.  


Автор: Анастасия Петракова


Добавьте «Рабочий путь» в ваши источники в Яндекс.Новостях




Загрузка комментариев...
Читайте также
36 минут назад
16 декабря на территории Смоленской области ожидается облачн...
сегодня, 14:00
10 декабря 53-летний Васильев Андрей Николаевич ушёл с автов...
сегодня, 13:21
15 декабря в деревне Никольское Сычевского района загорелся ...

Опрос

Какие домашние животные у вас есть?


   Ответили: 248