Анатолий Ледуховский \"укрощает строптивого\" в Смоленске

Культура

2 октября в Смоленском драматическом начнется юбилейный, 230-й театральный сезон, который вновь пройдет под знаком Анатолия Ледуховского - одного из наиболее интересных и неоднозначных режиссеров современности. В прошлом году Ледуховский возглавил Смоленский государственный драматический театр имени А.С. Грибоедова и «мощно, щедро, фантастично и фантазийно вовлек зрителя в свой полет, придав ему хоть на миг чувство восхитительной невесомости, восторга и упоения…»

Чем же порадует зрителя Анатолий Ледуховский в новом сезоне?
- Никогда не знаешь, что получится, - признался Анатолий Владимирович.  -  Мы взяли пьесу достаточно избитую, а потому и непростую - \"Трактирщицу\" Карло Гольдони. Ее ставили много раз, и большей частью банально и скучно, несмотря на комедийную сущность пьесы. В нашей версии спектакль называется \"Укрощение строптивого\" - мы пошли по пути создания архетипов и решили заострить трактовку пьесы на извечной борьбе мужского и женского начала. Остальные параллельные линии – второстепенные, они сознательно отодвинуты на второй план.
\"Укрощение строптивого\" – это не комедия положений и не комедия отношений... Какая-то ирония по отношению к театру в жизни. У нас эта пьеса будет скорее похожа на оперу \"Паяцы\", когда присутствует театр в театре... Это даже не история персонажей, а история самих артистов.  
Работа над новой постановкой только началась, и пока сложно сказать, что получится. Точно можно сказать лишь одно: у спектакля будет неожиданный финал. Не такой, как в пьесе. И, конечно же, мы готовим неожиданные сюжетные ходы и повороты, которые станут сюрпризом для тех, кто знает авторский текст.
- Выбор произведения для спектакля Ваш, или администрации театра?  
- Нет, конечно, это не мой выбор. Но я не вижу в этом ничего плохого. Трудные времена, когда театр был обязан поставить в течение сезона партийную пьесу и пьесу про войну, слава богу, ушли в прошлое... Но времена нынешние диктуют свои условия. Сегодня нужны веселые, кассовые спектакли. Как сделать так, чтобы веселый спектакль не стал общим местом, пошлостью в стиле \"Аншлага\"? Вот это действительно серьезная задача, с которой мне в жизни редко приходилось сталкиваться. Когда я делаю постановку, я не задумываюсь над тем, смешно это, или грустно. Если спектакль интересен, ни один зритель не спросит, почему же ему не смешно? Плохо, когда пытаешься рассмешить, но почему-то получается новое пустое место... Поэтому, когда видишь, что на афише написано \"комедия\", часто не хочется идти на спектакль. Понимаешь, что сейчас тебя начнут натужно, выспренно и мучительно пытаться веселить. Будут плоские шутки, но смешно это совсем не будет.
Но мне кажется, что мы с артистами нащупали интересный ход. Во всяком случае, попробуем «укротить строптивого»...
- Спектакль \"Укрощение строптивого\" будет выполнен в Вашем фирменном стиле?
- Скажите, а что это такое - \"наш фирменный стиль\"?
- Черное-белое-красное..
- Нет, не в \"фирменном\". Колористическое решение постановки основано на традиционной итальянской цветовой гамме… Это будет нечто... пожухшее цветное.
- Про \"фирменный\" стиль я пошутила, потому что в Смоленске сразу же нашлись имитаторы...
- Как быстро! Не прошло и шести лет! Это может быть не так уж и плохо, иначе бы не стали подражать… Но, к сожалению, эти имитаторы сразу лишают тебя возможности работать в своей стилистике, а журналисты начинают говорить: \"А, опять красное! Опять черное...\" В отзыве на спектакль \"Одна абсолютно счастливая деревня\" кто-то написал: \"И опять шел снег\". Я не понимаю, почему он не должен идти в \"Деревне\"? Неужели только потому, что снег падал с \"неба\" в \"Ревизоре\"? Снег вообще может идти всегда – просто как символ моего театра. Даже если я захотел бы, то все равно не смог бы сделать спектакль, который будет совсем неузнаваемым, в моей работе есть определенные принципы, и они в любом случае будут сохранены. Иначе нужно приглашать другого режиссера.
Для меня гораздо важнее, чтобы мои постановки отличалась от других авторских работ. Ведь как обычно бывает - приезжают разные режиссеры, ставят разные спектакли, а они почему-то получаются одинаковыми, как будто их одна рука лепила. Вот это по-настоящему плохо.
Спектакль \"Укрощение строптивого\" - игровой, достаточно условный. Он не будет реалистическим, бытовым, хотя мы попытаемся отдать долг итальянскому театру и показать его красоту. Но эта красота в нашей интерпретации особая, скупая, как и сам итальянский театр. По крайней мере, в эскизах Светланы Архиповой - а мы по-прежнему работаем с ней в творческом дуэте, оформление сцены выглядит очень красиво. Хотя мы и не намерены загромождать сцену декорациями.
- Поскольку Вы ставите спектакли для НЕГЛУПОГО зрителя, Вам удалось найти его и в Смоленске?
- Мне кажется, зрителя не нужно искать. И не стоит его оглуплять! На самом деле зритель не так глуп, как кажется. Меня всегда поражали фразы \"Зритель не поймет... Вы не знаете нашего зрителя!\"  Да он везде совершенно одинаковый! Я возил свои спектакли (а среди них были и сложные) по всей стране, от Советска до Петропавловска-Камчатского, и не помню случая, чтобы зритель не понял или не принял спектакль. Мнения были разными, но постановки всегда смотрели с интересом.
- Каждый человек смотрит на происходящее на сцене по-разному. Быть может, кто-то и не поймет концепции спектакля, но воспримет постановку эмоционально. И ему действительно будет интересно. Почему нет?
- Мне кажется, в российском театре зритель чаще оказывается... умнее театра. И тот театр, которым его пытаются пичкать не слишком дальновидные деятели театрального бизнеса, его уже давно не устраивает.
- А зритель пошел на спектакли в наш театр? Или нет?
- Вам должно быть видней. Если говорить о моих спектаклях, то артисты говорят, что зритель есть. Я вижу, что последние премьеры прошлого сезона у смолян успехом пользуются: и \"Маленькие трагедии\", и \"Шинель\", и \"Ревизор\", и \"Одна абсолютно счастливая деревня\". Во всяком случае, на этих постановках я вижу, что люди смотрят на сцену с интересом, реагируют и не отвлекаются. А для меня самое главное, чтобы зритель во время спектакля не отвлекался. А понравилось ему, или нет, это уже дело десятое... Дело вкуса.  
- Я слышала, Вы намерены подарить нам в новом сезоне очень сложный спектакль \"Моя мать - Марлен Дитрих\"?     
- Да. Я хочу поставить в Смоленске мою пьесу, написанную по мемуарам дочери великой актрисы. Мне показалось, что здесь есть актеры, которые смогут достойно сыграть этот спектакль.
- В данном случае Вы отталкивались от артистов?
 - Конечно! Это именно та пьеса, которую невозможно сделать постановочно. В данном случае необходимо точное попадание в двух актеров, которые должны быть адекватны персонажам. И потом, не каждая актриса согласится сыграть Марлен Дитрих. Смелость нужна, убедительность!
- Я не буду спрашивать, кто сыграет Марлен...
- А я вам пока и не скажу, если спросите. Для меня не важно, чтобы актриса внешне походила на Дитрих. Тем более что в пьесе описаны ее последние годы жизни, я даже скажу больше - все происходит после ее смерти.   Для актрисы главное сыграть Звезду, удивительную женщину, поэтому проблема похожести-непохожести не имеет никакого значения.
- Будет ли этот спектакль отличатся от московской \"Марлен\"?
- Безусловно. Я поставил в Москве камерный спектакль, который шел в Театре Наций, внутри сцены, для небольшого количества зрителей. А здесь у меня есть возможность иначе взглянуть на сценографию и пространственный объем постановки. Огромная сцена смоленского драмтеатра позволяет реализовать мой давнишний замысел. Я люблю улучшать спектакли - постановка \"Маркизы де Сад\" в Смоленске вышла лучше, чем в Москве - благодаря новому пространственному решению она имела совершенно иной вид. 
- Почему Вы не пользуетесь готовым драматургическим продуктом? Вы всегда выступаете в качестве драматурга или в соавторстве с ним...
- Я не очень хорошо понимаю, что такое готовый драматургический продукт...
- Пьеса.
- Раньше пьеса писалась для театра и для конкретной постановки, а не для чтения. Как правило, она создавалась во время репетиций спектакля и параллельно дописывалась, корректировалась. Современный театр такой возможности лишен, при театре нет драматурга. Тот же Гуркин, когда работал над пьесой \"Любовь и голуби\", вначале создал схему, которая позже \"обживалась\" артистами. Он исходил из того, что ему предлагали артисты, и впоследствии очень сильно отредактировал это произведение. Что касается \"Ревизора\", мы не ушли от авторского текста. Другой вопрос, что в том, что я делаю, всегда присутствует достаточно заметная трактовка. Зачем ставить пьесу, не реализуя свои мысли и чувства? Можно просто взять текст и прочитать... Я не вижу в этом абсолютно никакого смысла. В моих спектаклях всегда есть ОТНОШЕНИЕ к тексту, которое должно быть обязательно сыграно. Что же касается \"Трех-сес-тер\", создавая этот спектакль на основе чеховского текста, я придумал несколько иную историю, рассказанную словами Чехова, которые не были переписаны. Иными словами, я просто всем известный текст интерпретировал, попытался вдохнуть в него новое звучание, и этим я действительно занимаюсь. Думаю, если бы я работал с драматургом, который писал бы для меня пьесы, у нас с ним  наверняка сложился бы конструктивный диалог, во время которого мы с большим удовольствием видоизменяли драматургическое произведение под спектакль. И это нормально!
- Вы будете восстанавливать \"Тех-сес-тер\"?
- Буду, потому что нас пригласили в Санкт-Петербург на фестиваль \"Дуэль\", посвященный 150-летию Чехова. На сцене Балтийского Дома каждая чеховская пьеса будет представлена двумя разными спектаклями, отсюда и несколько странное название фестиваля. Большая честь, что о нас вспомнили и позвали, несмотря на то, что \"Три-сес-тры\" прошли всего несколько раз, и то давным-давно...     
- А Вы еще долго с нами пробудете, в качестве главного режиссера?
- Вчера казалось, что недолго, сегодня кажется - наоборот… Отвечу так…  Пока нас не позовут в Москву, в Москву!


 



Добавьте «Рабочий путь» в ваши источники в Яндекс.Новостях




Загрузка комментариев...
Читайте также
19 минут назад
Сегодня днем на пункт связи ПСЧ №15 поступило сообщение об а...
сегодня, 15:40
На Старой Смоленской дороге охотник заметил капибару, сообща...
сегодня, 15:10
Сегодня областной центр празднует 1156 день рождения и 76-ю ...
сегодня, 14:40
В День города смоляне смогли отправить почтовые открытк...

Опрос

Большинство россиян, не имеющих никаких сбережений, готовы начать копить при доходе от 35 тыс рублей на каждого члена семьи. Это следует из опроса СК «Росгосстрах Жизнь» и банка «Открытие». Как вы считаете, сколько нужно получать, чтобы копить?



   Ответили: 266