В Смоленске открылась выставка художницы-примитивистки Натальи Шевченко

Культура
В Смоленске открылась выставка художницы-примитивистки Натальи Шевченко

В Культурно-выставочном центре имени Тенишевых в Смоленске открылась выставка самобытной художницы - примитивистки из Краснодара Натальи Шевченко, скрывающейся под загадочным псевдонимом «Натан».

«Я не ощущаю себя настоящим художником, насколько это возможно, - признается Наталья. – Просто я человек, который посредством творчества избавляется от своих комплексов».

По замыслу талантливой самоучки, персоналия состоит из двух частей – «Русский балет» и «Русский фольклор».

«Моя счастливая звезда зажглась на Олимпиаде в Сочи»

У Натальи Шевченко часто спрашивают, почему она, хрупкая и изящная, взяла брутальный псевдоним «Натан»? Родители в детстве прозвали ее Натаном, и со временем, по словам художницы, «она так и не эволюционировала в Наталью».

- Псевдоним приклеился ко мне намертво, и я нисколько не жалею об этом, - улыбается Наталья – «Натан».

Наташа родилась в Ленинграде в семье профессиональных художников. Ее отец служил сценографом в театре, мать работала в жанре плаката – рисовала рекламные афиши к фильмам, которые демонстрировались на экране петербургского кинотеатра «Современник». Творческая атмосфера семьи способствовала тому, что Натан с раннего детства «марала бумагу»: покрывала листочки беглыми набросками, рисовала иллюстрации к литературным произведениям.

Выросла, выучилась на психолога, но с живописным хобби, которое наполняло ее жизнь радостью и светом, расставаться не захотела. Долгие годы Наташа дарила свои работы друзьям и близким. Когда картин стало слишком много, друзья начали втолковывать ей: не пора ли всерьез заявить о себе? Художественную ценность работ за подписью «Натан» подтвердили и маститые искусствоведы, и Наталья уверенно шагнула в мир профессиональных мастеров в 2014 году, когда первую в ее жизни персоналию выставили в гостинице Олимпийского Сочи. На следующий день «Натан» проснулась знаменитой – ее работы, в которых сквозят Дега, Гоген, Врубель и Сезанн, заметили и раскупили!

А потом были выставки в Краснодаре и Туле, Самаре и Пензе, Ставрополе, Майкопе и Астрахани. Совместные арт - проекты с рок-музыкантами «Алисы» и «Пикника» - еще одна страничка в жизни Натан.

«Голубые танцовщицы» Дега и «Черный лебедь» Аронофски

Наталья не делает предварительных набросков, пишет то, о чем думает и чувствует. В попытке найти себя художница прошла все стадии творческих поисков: от пейзажей в духе дилетантизма, обнаженной натуры, женских портретов с элементами поп-арта и лубочных изображений домашних животных. Главное правило Натан – не соблюдать правил и канонов!

Шевченко берет уроки живописи у известного кубанского художника Анатолия Мельникова:

- Нередко Мельников смеется надо мной: «Наталья, ты опять забыла, что сидящий на солнце человек должен отбрасывать тень!» А я не пишу с натуры, воплощая на холсте сонм образов, которые стоят у меня перед глазами. Эти образы гонят к мольберту, мучают по ночам. Иногда завершение очередного произведения позволяет попросту спокойно заснуть!

В возрасте шести лет мать отдала Наташу в балетную школу, а потом пожалела девочку, вынужденную днями стоять у станка, и отправила к… шахматистам. Но логика и математическое умение строить черно-белые комбинации не смогли вытеснить из сердце Натальи любовь к балету.

В свободное от занятий время девушка бегала в Мариинку и Малый театр оперы и балета.

- Я ощущаю балет всем своим существом, - не скрывает эмоций хрупкая Натан, южанка с бледным до прозрачности петербуржским лицом.

На ее полотнах балерины застыли в мгновения страстного танца («Кармен») и момент медитации на репетиции. Вот в сложной позе, прислонившись губами к коленям, замерла прекрасная девушка. На другой картине, сомкнув ресницы, взмахнула руками еще одна грациозная незнакомка. Кажется, что ею овладел сон, и только руки, рисующие в воздухе затейливые геометрические фигуры, противоречат этому ощущению…

Художница предвидела уход Майи Плисецкой

Галерею звезд российского балета, среди которых Анна Павлова, Ида Рубинштейн, Тамара Карсавина и, конечно же, Сергей Дягилев, прославивший в Париже отечественное искусство танца знаменитыми «Русскими сезонами», открывает портрет Майи Плисецкой, выполненный в мрачных сине-зеленых тонах. «Плисецкая» приковывает зрителя напряженным, пронзительным, страдальческим взглядом. Экспрессивная работа до предела наэлектризована болью и беспокойством!

Наталья Шевченко поделилась почти мистической историей создания портрета Майи.

- Изначально хотела написать… кота, который сидит, слегка повернувшись мордочкой назад. У меня и задумка названия полотна была: «Я не ушел», даже успела подписать его так на обороте. До сих пор не понимаю, что заставило меня переписать кошачий «портрет» и положить сверху на холст Плисецкую! Перед глазами стояло лицо Майи – тревожное, грустное, решительное. Как будто балерина готовится совершить прыжок. Через девять дней в новостях сообщили, что Плисецкая умерла. Работа настолько пропитана средоточием какой-то внутренней силы, что на выставке в Туле ее не захотели включать в экспозицию! И я поняла, что художники по своей природе провидцы, невероятным образом улавливающие энергетические потоки и передающие информацию людям. И эта странная, пугающая подпись «Я не ушел» лишний раз подчеркивает драматизм момента.

Рассказывая о предыстории создания работ «Мастер» и «Маргарита», Наталья призналась, что ее нередко обвиняют в том, что она изобразила булгаковского героя слишком… сексуальным. «Как же так? Мастер - худосочный, изящный и бледный от творческих мук. А у вас на картине у танцора даже кубики на прессе прорисованы!» Я обычно парирую такие странные выпады встречным вопросом: «Где вы видели изможденных до инфернальности работников балета?» Танцор должен быть жилистым и крепким, с твердыми буграми мышц, потому что балет мало чем отличается от спорта высоких достижений.

Как Пушкин и Натан… оскорбили горцев

Связь музыки, литературы и изобразительного искусства – основная тенденция в творчестве Натальи Шевченко.

С полотном «Тазит» у художницы связан весьма забавный эпизод:

- Внимание ставропольцев (на вернисаже было много чеченцев) привлек мой любимый «Тазит», написанный по мотивам одноименной поэмы Пушкина, датированной 1830 годом, но так и оставшейся незавершенной. Интересно, что в этом произведении Александр Сергеевич не очень политкорректно отзывается о нравах и обычаях горцев, которым свойственна кровная месть. У меня все переворачивается в душе, когда я перечитываю «Тазита». Декламирую на выставке отрывок из поэмы и вдруг начинаю понимать, что… стихи подобраны неудачно! Вот так я невольно оскорбила чувства маленького, но очень гордого народа. Меня простили. Мое искусство – тонкая материя, не способная посеять межнациональную рознь.

На выставке смоляне могут увидеть и другие работы «Натана», посвященные творчеству Пушкина и иллюстрирующие его произведения - «Моцарт и Сальери», «Египетские ночи», «Бахчисарайский фонтан».

Яблочный Спас быков

«Полная покоя Марианна» - одна из работ, представляющих раздел «Русский фольклор». Художница очень трепетно относится к этому полотну:

- Захотелось изобразить русскую женщину – полную, мягкую, с добрым и задумчивым лицом. Пошла против течения – сейчас все изображают красавиц как поджарых и вечно голодных собак!

Однажды Натан решилась написать автопортрет:

- Меня почему-то никто не захотел узнавать на этой работе, хотя я очень правдиво к себе отнеслась. Пришлось изменить концепцию: дорисовала яблоки и переименовала холст в «Яблочный Спас». Однажды пересчитала яблочки на картине, а их ровно… сорок. А мне как раз сорок лет стукнуло. Магическая веха в жизни человека, когда начинаешь всерьез задумываться, а чего ты по-настоящему добился? Дети, карьера… Скучная, стандартная жизнь по шаблону. А я так жить не хочу, потому и рисую.

К сожалению, на вернисаже в Смоленске не нашлось места любимым «Быкам» Наташи. Быки, символизирующие силу и мощь, волю и успех, – ее излюбленная тема:

- Я не люблю корриду. Мне ближе тема родео, внутренней борьбы с собой. Мне кажется, что в каждом из нас есть двигатель, и мы, одержимые мощной энергией, в силу обстоятельств вынуждены постоянно сдерживать эту силу. Совершенно напрасно!

Вскоре в Екатеринбурге откроется еще одна выставка Натальи – Натан, посвященная Большому спорту. Ее ждут в Казахстане, в галерее Artpegas Дубая (ОАЭ) и Российском центре науки и культуры Испании.

Выставка в КВЦ имени Тенишевых продлится до 28 августа.


Автор: Анастасия Петракова


Добавьте «Рабочий путь» в ваши источники в Яндекс.Новостях




Загрузка комментариев...
Читайте также
11 минут назад
Сегодня днем на пункт связи ПСЧ №15 поступило сообщение об а...
сегодня, 15:40
На Старой Смоленской дороге охотник заметил капибару, сообща...
сегодня, 15:10
Сегодня областной центр празднует 1156 день рождения и 76-ю ...
сегодня, 14:40
В День города смоляне смогли отправить почтовые открытк...

Опрос

Большинство россиян, не имеющих никаких сбережений, готовы начать копить при доходе от 35 тыс рублей на каждого члена семьи. Это следует из опроса СК «Росгосстрах Жизнь» и банка «Открытие». Как вы считаете, сколько нужно получать, чтобы копить?



   Ответили: 266