Училка. Пистолет. Школа...

Культура

Трагифарс «Училка» Алексея А. Петрухина завоевал Бриллиантовый Гран-при VIII Всероссийского фестиваля «Золотой Феникс». Главную роль в картине сыграла народная артистка РСФСР Ирина Купченко.

Современная школа. Будни. Учитель истории с 40 – летним стажем задыхается у открытого окна. Делает судорожные глотки, потому что боится войти в класс. Начать урок…
В классе – монстры. Распоясавшиеся существа, чья жизнь сосредоточилась в сети Интернет и дивайсах с электронной начинкой. Циничные, жестокие, злые. Равнодушные. Неужели лишь физическая сила – пистолет в руке – способна привести в чувство современную человеческую «биомассу», отбившуюся от рук? И не только отрезвить, но и превратить оцифрованную «обезьяну» в человека?
Нашумевший в середине 80-х «Ключ без права передачи» Динары Асановой передал эстафету в  XXI век  режиссеру трагифарса «Училка» Алексею А. Петрухину. Время ушло вперед, проблемы остались. Проблемы НЕосознания роли учителя и педагога в школе. Наставника, которого сегодня воспринимают как клоуна. Идиота. Но  - ни в коем случае как Личность, которая играет важную роль в становлении человека, который входит в новую жизнь…
Об этом – разговор с режиссером фильма «Училка» А.А. Петрухным и актрисой Ириной Купченко, вытянувшей все тяготы создания этой картины на себе.

- Ирина, сколько у вас забрала сил и энергии роль «училки», и сколько она вам дала?

Ирина Купченко:

- Мне трудно отвечать на такие вопросы. Извините, но это – моя профессия! Я не схожу с ума, не теряю сознание от усталости и нервов. Просто играю, хотя иногда приходится переступать через себя. Роль в фильме Алексея А. Петрухина дала мне удовлетворение, и я рада, что согласилась играть у него, едва прочитав сценарий. Другого и быть не могло: у меня появилась возможность высказать свое мнение, и меня услышала огромная аудитория! Я могу это сделать только со сцены или большого экрана. После просмотра картины общалась с учителями и поняла, как это важно – дать человеку высказаться. Каждому! Поговорить с другими людьми о проблемах, которые накопились в обществе, школе, семье, – везде! Вот и мне хочется быть услышанной, донести до зрителя мысли и чувства, которые не дают покоя. Поэтому не знаю, что и сказать, когда у меня спрашивают: «Пожалуйста, расскажите о фильме!» Равносильно тому, если художнику предложить… станцевать то, что он нарисовал.

- Как вам удалось создать на экране настолько точный и убедительный образ школьного учителя?

- Благодаря режиссеру, низкий ему поклон. Он мне все рассказал и показал.

Алексей А. Петрухин:

- Запомнилось, как Ирина попросила: «Покажи мне, как ты хочешь, чтобы я сыграла…». Подумал, что это – шутка.

- И.К.:

- Какие уж тут шутки! Да и неточность в твоих словах есть: это актер показывает, КАК играть, а режиссер – ЧТО. Мысль, идею! Было легко играть, поняв режиссерский замысел. Меня не нужно было раскрашивать! А это очень важно для современного кинопроизводства: на съемки отводилось очень мало времени, а роль – огромная! И текст серьезный, попробуй выучи.

А. А. П.:

- Мы решили вообще отказаться от репетиций – эмоции, возникающие в процессе прочтения текста, захлестывали. Я понял, что необходимо снимать, как есть, - тогда и получим правду жизни. Иначе на репетициях Ирина начнет вводить что-то свое, и тогда возникнет опасность снизить градус эмоционального накала. В результате каждый эпизод снимали с первого дубля. Получилось жизненно, захватывающе и не наигранно! С детьми работать сложней: пришлось на протяжении пяти месяцев собираться раз в неделю и притираться друг к другу. Кто-то из ребят-актеров еще и в 11-й класс не пошел, а кто-то… (смеется) уже успел три раза побывать замужем, а сидит на первой парте. Все эти нюансы нужно было учесть и сбалансировать, чтобы класс не казался банальной массовкой. Усилия того стоили – мы получили дружную съемочную команду из восемнадцати человек. Дети на голову выросли за время съемок! Повзрослели, помудрели, и – то, что для меня самое главное, после завершения работы над фильмом извинялись, что ТАК себя вели. Именно поэтому эпизод костра, снятый спустя два месяца, и воспринимается зрителем настолько искренне. Только ради этих последних кадров и стоило снимать картину.

- А вам не кажется, что финал «Училки» выглядит фантастическим – современные дети более жестокие и злые. Злее, чем в вашем фильме!

А.А.П.:

- Нет. Мне хочется верить в то, что так бывает. Будет и есть!

И. К.:

- Когда мы стали думать о прокате, возник вопрос: как позиционировать картину? Назвать социальной драмой? Не пойдет, это же триллер! И тут меня стукнуло: «Ребята, как хотите, но мы сняли молодежный фильм! Не старым же, простите, учительницам его показывать…». Поражена, насколько я глубоко ошибалась – пожилые педагоги восприняли нашу картину во всей ее нелицеприятной и честной, грубой правдивости! А я-то думала, они будут возмущаться, «честь мундира» защищать… Дороге, вы приняли нашу работу близко к сердцу. Значит, она актуальна, а жизнь еще более жестокая и дикая. Спасибо!

А.А.П.:

- Признаюсь честно, это я не думал, что мой фильм будет интересен молодежи. После просмотра даю слово одному, другому: «Ну что, отношение к учителям у вас изменилось, или как?» Школьник начинает что-то говорить, и вдруг на полуслове срывается в рыдания! Дети бросаются друг другу на шею, начинают успокаивать… Фильм «Училка» будоражит совесть. Радостно, что после просмотра фильма что-то изменилось к лучшему.

- Ирина, а вам никогда не хотелось преподавать? Вы играли учительницу в «Чужих письмах», «Розыгрыше»…

И.К.:

- У меня нет призвания учить. Это – раз! Быть может, сказалась моральная травма – я пострадала, когда училась в Щукинском училище. У меня были великолепные педагоги – Мансурова, Андреева! Но большей муки я вспомнить в своей жизни не могу, когда с замечательной характерной актрисой Диной Андреевной Андреевой пыталась сделать маленький отрывок. Я была ей антиподом по психофизическому складу, и то, что она пыталась в меня втиснуть – характер, образ, движение, - у меня идет против шерсти. Это – не я! И с Мансуровой вышла такая же история. Я не могла повторить то, что идет вразрез с моей личностью, психосоматикой! Адские муки! Снялась в «Дворянском гнезде», меня берут в театр им. Вахтангова, а показаться не с чем – один отрывок хуже другого. Да что там хуже: я играла чудовищно!

Я почему-то всегда прекрасно понимала, что от меня хочет режиссер, и совершенно не могла понять того, чего от меня хотели актеры. Выскажу крамольную мысль, но она в чем-то правильная: опасно, когда один актер (пусть талантливый и блестящий!) учит другого играть, не имея педагогического таланта и призвания.

Второй момент, который всегда мешал мне стать педагогом, - это ответственность. Разве я могу бросить курс на две недели, когда меня приглашают на съемки? Педагог должен сидеть в училище и преподавать, а не метаться по съемочным площадкам!

- Алексей, вы сразу увидели в роли главной героини Ирину Купченко, или были и другие кандидатуры?

А.А. Петрухин.:

- Выбрал Ирину без обиняков! Передал сценарий, и на следующий день получил согласие. Удивился – ну какой из меня режиссер, чтобы снимать Купченко?! Я благодарен Ирине Петровне, которая все трудности и тяготы съемок вынесла на своих плечах. «Училка» - актерское кино, и заслуг режиссера в успехе фильма мало!

Изначально мы снимали картину для фестивалей и частных показов и были удивлены, когда нашли настолько искренний отклик у зрителя! И не только – как только у людей возник интерес, зашевелились и российские дистрибьютеры.

- Ирина, вам было комфортно в образе замордованной жизнью школьной учительницы?

А.А. П.:

- Ирина Петровна вообще во время съемок не смотрелась в зеркало – я лично не советовал ей этого делать!

И.П.:

- В возрасте есть свои преимущества – он освобождает от комплексов. В молодости женщина просто обязана хорошо выглядеть – другого не дано. С годами ты становишься тем, ЧТО ты ЕСТЬ. А я… Мне было все равно, как я выгляжу на экране! Так было нужно для роли, и я не возражала. Жизнь в картине должна отражать реальную жизнь.

- И все же, поделитесь секретом вечной молодости – вы роскошная женщина!

- У меня нет секрета вечной молодости, и вечной молодости у меня тоже нет. Ничего нового не скажу – слежу за фигурой и не позволяю себе ничего лишнего. Не ем много, тем более, не переедаю, и рано ложусь спать!

- В последнее время в кино появилась традиция – если уж и говорить о школе, значит, подразумеваем жестокость. Сначала сериал Гай Германики «Школа», теперь «Училка» с пистолетом. Как вы пришли к идее создания фильма?

А.А.П.:

- Я не вдохновился «Школой» Германики – шумели на Первом канале, вот и посмотрел несколько серий. Ничего из посмотренного не вынес.

Изначально хотелось поговорить о болезнях нашего общества и найти пути их лечения. Знаете, что меня волнует? Сегодня в России нет единения поколений, которое было в Советском Союзе. Нет идеологической объединяющей! Совершенно неважно, как я отношусь к ситуации с Крымом. Важно другое: там идешь по городу и неожиданно понимаешь – ты не одинок. И этого нам сейчас остро не хватает, понимаете?! Общество распалось на молекулы - необходим объединяющий фактор.

- Почему для решения такой сложной темы выбран жанр «трагифарс»?

А.А.П.:

- Чтобы решить проблему, ее нужно высмеять. Это самый надежный путь к сердцу зрителя, облегчающий управление эмоциями зала. Нам и так хватает драм в реальной жизни.

- А есть ли у вас, Ирина, роль, о которой вы мечтали всю свою жизнь?

И.К.:

- Мечты… Глупость дикая! К чему эти забавы актрисе? Мечтать сыграть Джульетту можно в двадцать лет, и ни в коем случае не в пятьдесят. Я никогда не просила режиссеров снять меня в какой-то выдуманной мной роли, хотя и имела такую возможность. Как Бог даст, так и слава Богу!

- Вы смотрите фильмы, в которых сыграли роль?

И. К.:

- Никогда! «Училка» - первая картина, которую я просмотрела целиком, Алексей заставил. Пригрелась в кресле, было уютно…

А.А.П.:

- «Училка» пришлась по вкусу китайскому зрителю – у китайцев наша работа вызывает такие же эмоции, как и у нас. «Училка» выйдет в прокате в КНР под названием «Взрывной учитель» - у них нет аналогов в сленге. Учитель – мастер, уважаемый человек… Но и в современном Китае, видать, не все ладно с отношением к мастерам…

- Ирина, что бы вы могли пожелать педагогам в преддверии профессионального праздника?

И. К.:

- Терпения! Потерпите, родные… Что вы можете изменить в своей судьбе? Я в большей степени желаю перемен обществу. Нужно что-то в себе изменить, нужно научиться уважать учителя! Деликатней относиться к этой профессии и наконец-то понять, насколько тяжел адский труд педагога. И оценивать его адекватно!


Автор: Анастасия Петракова







Загрузка комментариев...
Читайте также
вчера, 23:05
Свои знания в области истории ВОВ проверило рекордное количество...
вчера, 20:56
В Москве губернатор встретился с президентом Российского футбольного...
вчера, 22:48
Об этом сообщает ГУ МЧС России по Смоленской области.
вчера, 22:00
Конфликт между «товарищами» произошел в конце февраля.
Новости партнеров