"Блондинка за углом" советского экрана

Культура

Она вошла в гостиную «Золотого Феникса» размашистым шагом, уверенно кивнула журналистам и села за стол: «Здрасьте! Ну что, поговорим?»
Да, годы берут свое – она уже не та стройная, спортивная и тоненькая блондинка, покорившая сердца зрителей в «Покровских воротах» (1982)… Но время не властно над обаянием одной из самых любимых актрис страны -  задорная улыбка Татьяны Догилевой, ее озорной взгляд и бесшабашный смех остались прежними. Как и ее жажда жизни и безудержная энергия, бьющая через край!              

              Сам себе режиссер…

В 2008 году игровая короткометражка Татьяны Догилевой «Лера» удостоилась приза смоленского кинофестиваля «Золотой Феникс» в номинации «Дебют».

- Почему успешной актрисе захотелось крикнуть слово: «Мотор!»? Неужели эта безумная идея преследовала вас всю жизнь?

- Я не считаю себя режиссером. Профессия режиссера предполагает совершенно иной, несвойственный мне стиль жизни, образ мышления и способ восприятия мира. А я – другая. Режиссура для меня – путешествие в незнакомую страну, где я поняла, насколько трудно снимать кино. У меня нет желания режиссировать, хочу побыть актрисой!

- Как сложилась судьба «Леры»?

- Очень хорошо! Мой телефильм получил на фестивалях много призов, я присутствовала на показах и радовалась, что зрители его хорошо приняли. «Леру» купил Первый канал…

- Престижно!

- К сожалению, телевизионщики показали «Леру» только через два года, когда рассеялись слухи о том, что это мой дебют в кино. В результате фильм не принес дивидендов, на которые я рассчитывала. Ну и напрасно обижалась, думая, что это мои враги замалчивают «Леру»: оказалось, такое со всеми случается! Беда в том, что мой режиссерский запал сошел на нет. А жаль! Просто никто не верил, что за двенадцать дней (и без особого опыта!) можно снять кино. А я написала сценарий в марте, в апреле отснятый материал был готов к монтажу. Помню, как мне позвонили с одной известной студии: «Говорят, у вас хороший сценарий есть…». А я смеюсь в трубку: «Был! Я уже фильм по нему сняла!»

Небывальщина какая-то – до сих пор никто не верит!

…сценарист и писатель-авантюрист

Татьяна Догилева не только уверенно ворвалась в режиссуру, но и не раз бралась за перо. В 2011 году в издательстве АСТ вышел в свет ее первый авантюрный роман «Жизнь и приключения Светы Хохряковой», в котором актриса иронично и метко описала жизнь глубинки, нищету провинциальной жизни и нравственную деградацию столичных богачей.

- Продолжаете писать?

- А то! На меня накинулась охота писать маленькие сценарии, и за последнее время я сделала три сценария для короткометражного кино. Мне казалось, что короткий метр – это именно то направление, которое сегодня дает творческую свободу и возможность высказаться, найти современные образы самовыражения. Вы просто не представляете себе, насколько велико в большом кино засилье продюсерско - денежного диктата! Ради денег выхолащивается любая идея, гибнут замыслы, творчество уходит на второй план. Главное – выгодно продать «продукт», а что из себя этот «продукт» представляет, дело десятое. Иногда даже стыдно становится, на каком уровне сегодня находится российский кинематограф по сравнению с американским, английским и шведским кино. Мы отстали как минимум на пятьдесят лет по всем позициям, и даже находимся в аутсайдерах по актерской игре, хотя у нас немало блестящих артистов. А что им играть, если нет интересных тем и ярких характеров? Безумно радовалась за Веру Глаголеву, которая сняла «Двух женщин» - фильм высочайшего вкуса и изящества! Глоток свежего воздуха! Жаль, что он так и не вышел в российский прокат. Больно и горько, когда хороший фильм не находит дороги к зрителю. Как же надоели эти реплики: «Тема не кассовая, картина не окупится!...» Тогда почему за рубежом снимают фильмы на все темы, а у нас сразу ставят ограничения: «Фильм провалится в прокате»? Действительно, «допроваливались»: мое поколение вообще отучили ходить в кино, да и я сама не найду в кинозале картину, которую мне захотелось бы посмотреть.

Мне показалось, что короткий метр - направление, которое свободно от продюсерского диктата. Как же я заблуждалась! Мои сценарии оказались никому не нужны. Но это вовсе не значит, что я когда-нибудь не смогу их воплотить на экране.

- Какие темы вам интересны?

- Женские судьбы!

Леонид Филатов. Забытая мелодия для флейты…

- Познакомилась с Леней, когда начала делать в кино первые шаги. В театре-то я играла давно, а в кино – никто, и звать меня никак. А Леня – ох! Артист с Таганки, живая легенда! Он уже тогда потряс меня необыкновенным талантищем. В нем столько всего было! Помню, в нашу первую встречу выпили немного после съемок, и вдруг Филатов начал читать свои переводы – не поверите, с… венгерского языка! У Лени был удивительный литературный дар - он всегда что-то пописывал в уголке, «стихотворничал». Несмотря на таганскую славу, Леонид не был известен широкому кругу зрителей и очень хотел попасть в кино - он прекрасно понимал, что только экран делает актера знаменитым и узнаваемым. А Филатову кинопробы давались очень тяжело: считалось, что у него, как и у меня, «тяжелая внешность»… Но мы ее успешно победили – когда Леня снимался со мной в рязановской «Забытой мелодии для флейты» (1987), он был уже на коне. У нас, не поверите, сложились родственные отношения! Даже переодевались на съемках в одном автобусе – вагончиков для актеров почему-то не предусмотрели. Когда Леня заболел, я постоянно навещала его в больнице и по просьбе жены Филатова, Нины приезжала к ним домой. Нина зорко следила за настроением Ленечки и сразу набирала меня: «Что-то он заскучал! Давай к нам!». Мы не оставили Леню до последних дней.

Мистика в судьбе «наглой и звездной»

- Если тебе судьбой положена роль, непременно ее сыграешь. Нет - можешь вывернуться наизнанку, все равно ничего не получится! Я поняла это на собственном опыте. Как-то раз Петер Штайн решил поставить в Москве трагедию Эсхила «Орестея» и пришел на репетицию – мы репетировали с Романом Виктюком «Декамерон». Великий немецкий режиссер увидел мою игру и восхитился. В театре сложно что-нибудь утаить: в гримерке мне передали слова Штайна: «Таня, Петер сказал - ты настоящий бриллиант!» А я была наглая и звездная, прочитала русский перевод «Орестеи» - текст не понравился жутко! Скрывать своих эмоций не стала и на встрече с Петером Штайном заявила с порога: «А зачем вы ставите эту жуткую пьесу? Ерунда какая-то, скучища полная! Давайте лучше поставим Чехова!» Сдается мне, Штайн (а он входит в тройку лучших театральных режиссеров Европы) с таким подходом к делу никогда не сталкивался. Смотрит на меня удивленно и говорит: «Значит, ты не будешь играть?» - «Буду! Просто мне пьеса не по душе, а вы мне очень даже нравитесь…». Разведка донесла, что Штайн отказался со мной работать. В то время я была «в шоколаде» - от недостатка ролей в театре и кино не страдала. Уехала в Испанию и про конфуз с Петером позабыла напрочь! И вдруг через полтора месяца вижу сон – меня по личной просьбе Штайна приглашают в «Орестею»! В шоке делюсь увиденным с мужем, сатириком Мишиным, а он смеется: «Видишь, ты все-таки хочешь сыграть Электру!» Я поспешила выразить свое недоумение и чуть в обморок не упала, когда раздался звонок: «Здравствуйте, мы с «Орестеи». Хотим пригласить вас на роль. Пойдете?» – «Ну, пойду…». Представляете, какой хулиганкой я была? Все сделала, чтобы роль не получить, и не смогла отвертеться!

А вот пример чертовского невезения: мне невероятно хотелось сыграть в замечательном сериале Игоря Масленникова «Что сказал покойник». В первый раз в жизни решаюсь воспользоваться связями, и что толку?! Зря унижалась – провалила пробы.

- Вы суеверный человек? Есть приметы, в которые верите?

- Всегда надеваю обувь с левой ноги - сама не знаю, почему. Говорят, у хоккеистов так принято. Теряю душевное равновесие, когда вижу в театре уборщицу с пустым ведром!

Синдром «внутреннего выгорания». Как с ним бороться?

- Если не секрет, откуда черпаете внутреннюю энергию, чтобы «зажигать» на сцене?

- Качество психофизики у меня такое. Быть может, мне действительно присуща излишняя эмоциональность?.. Не знаю…(Заразительно смеется). Со стороны видней!

- Насколько вы ранимы?

- Как любой обыкновенный человек! Я редко встречала людей, которым абсолютно все безразлично. Артисты очень ранимы, и в то же время самые выживаемые! Если ты не умеешь сопротивляться и вовремя зализывать свои раны, долго не продержишься. Способность быстро восстанавливаться – одной из главных свойств актерской профессии.

Каждый молодой актер должен пройти свой путь со всеми взлетами и падениями, слезами и радостями. От этой напасти тебя могут спасти хорошие учителя, которые помогают артисту стать индивидуальностью и найти в себе сильные стороны. Опираясь на советы педагогов, действительно можно удержаться на плаву, не изранив душу о подводные камни. Но универсального рецепта нет!

Знаете, чему меня учили в молодости известные актеры? «Танечка, берегите себя, не нужно много сниматься в кино! Не хватай все подряд, выбирай только хорошие роли…». Разве сегодня такие советы имеют здравый смысл? Выбирать-то не из чего! Снимайтесь, пока снимается, зарабатывайте деньги и не обращайте внимания на нас, клинических дураков. Из нашего глупого в коммерческом плане поколения в богачи никто не выбился, до сих пор живем подработками. За небольшим исключением, все мы остались на бобах.

Я и сама осколок прошлого…

Замахнешься на Михалкова – получишь кулаком в лицо

В декабре 2010 года Татьяна Догилева замахнулась… на святое: активно выступила против строительства студией Никиты Михалкова «Три Тэ» гостиницы в Малом Козихинском переулке и даже принимала участие в пикетировании стройки. В ответ Михалков пригрозил актрисе исключением из Союза кинематографистов России якобы за «неуплату членских взносов».

В дальнейшем активная жизненная позиция не раз ставила народную артистку под удар. Так, в феврале 2012 года бесстрашная Догилева, примкнувшая к противникам сноса дома в Большом Козихинском переулке, была дважды избита сотрудниками полиции. 13 февраля знаменитую «блондинку за углом» ударили кулаком в живот, а на следующий день - в лицо.

- Как складываются сейчас ваши отношения с Никитой Сергеевичем?

- Абсолютно никак. Разве можно продолжать отношения после такого скандалища? Он все построил, что хотел…

- Несмотря на вашу самоотверженность?

- Не только на мою, но и на другие самоотверженности. Против лома нет приема...

«Я не тоскую по несыгранным ролям…»

- Терпеть не могу высокопарных слов в отношении к актерской профессии. Нет у нас никаких «миссий», а есть особые технологии и мастерство. Актриса – это профессия, а игра лишь часть ее жизни, но не сама жизнь. К сожалению, у иных актрис сцена настолько заменяет жизнь, что они просто не способны обойтись без ролей. Мне кажется, бедняжки не умеют жить, и в результате в реальности происходят ужасные трагедии! Нужно как-то научиться существовать, не испытывая зависимости от профессии.

- Разве вы не страдаете подобным недугом?

- Я потратила много сил на то, чтобы справиться с этой зависимостью, и сегодня могу похвастаться - да, я ее поборола! Представьте себе: могу спокойно обходиться без кино и театра, не тоскуя по несыгранным ролям. Это здорово! Жизнь стоит того, чтобы ее жить…   


Автор: Анастасия Петракова







Загрузка комментариев...
Читайте также
сегодня, 20:56
В  Москве губернатор встретился с президентом Российского...
44 минуты назад
Завтра, 27 апреля, в рамках нацпроекта  «Жилье и городская...
сегодня, 18:40
сегодня, 19:15
В областном центре установили и проверили новую систему оповещения,...
Новости партнеров