"Дурак": кино "про уродов и людей"

Культура

Социальная драма Юрия Быкова «Дурак» удостоена специальной награды фестиваля «Золотой Феникс». Приз имени писателя Бориса Васильева вручен актеру- режиссеру «за правдивое отражение жизни».

В одном из интервью известный российский режиссер Александр Прошкин (кстати, в этом году выступивший в ипостаси председателя жюри VIII кинофестиваля «Золотой Феникс») сказал: «…в экстремальных ситуациях в нас проявляется самое лучшее, мы и на подвиг горазды, и на самопожертвование, и душевности в нас, оказывается, бездна. Но такое кино сейчас – редкость, хотя лучшие отечественные фильмы всегда обращались к нравственной сути человека. Искусство, это вообще, по выражению Хэмингуэя, «поиск нравственного выхода». Но сегодня фильмы, ищущие выход, дающие утешение и некую точку опоры, практически не снимаются…».

Действительно, время «утешительных» картин закончилось. Им на смену пришли другие работы – жесткие, злые, прямолинейные. Фильмы, поднимающие серьезные темы, на которые еще вчера по понятным причинам опасались вести крамольные диалоги со зрителем. На эти темы и сегодня не всякий решается говорить. Ибо заговорит супостат высоколобый, и тут же получит кулаком по лбу: «Не сметь свое суждение иметь, снимать «чернуху» про «рашку - …ку» и лить воду на чужую мельницу! Народу нужен на большом экране патриотизм и духовный подъем, а не ваши развенчивающие сермяжные мифы «Левиафаны»!

Драма «Дурак» Юрия Быкова, который знаком зрителю по картинам «Жить» и «Майор» (кстати, в 2013 году «Майор» был награжден в Шанхае тремя призами и включен в каннскую программу «Неделя критики», а также удостоен Гран-при VI кинофестиваля «Золотой Феникс»), наряду с «Левиафаном» Андрея Звягинцева стала одной из самых успешных российских лент на мировом экране.

Нетрудно предположить, что параллельно успеху за рубежом картина подверглась оголтелым нападкам отечественных критиков. Причину объяснять нет смысла – «Дурак», подобно «Левиафану», прямолинейно и безыскусно, без полутонов и пастельных красок вскрывает выросший на теле России фурункул – достигшее критической массы противостояние «верхов и низов». В драме Юрия Быкова на всеобщее обозрение выставлена физиологически точная галерея омерзительных типажей представителей российского бюрократического феодализма и маргиналов, прозябающих на дне «под железной пятой» провинциальной чиновничьей олигархии.

И не случайно Быков посвящает свою картину Алексею Балабанову, большому любителю снимать фильмы о «последних героях» нашего времени. Главный герой «Дурака» – патологически честный сантехник Дима Никитин (Артем Быстров) из глубинки, который заочно учится на архитектора. Типичный «последний герой» нашего времени Дима изо всех сил пытается выбраться из нравственного болота, загнанный жизнью в убогую, обшарпанную конуру, в которой вынужден прозябать с женой (Дарья Мороз), ребенком и стариками-родителями. Персонаж Быкова не смог отказаться от экстренного ночного вызова и неизбежно напоролся на приключение - обнаружил в здании девятиэтажной общаги трещину, располосовавшую фасад дома надвое. Будущий архитектор осознает неизбежность катастрофы: фундамент просел, крен аварийного здания составляет 10 процентов. Дом, в котором живут 800 человек, падает - счет идет на часы! Никитин не может поступить иначе: он со всех ног бросается в ресторан, где городская верхушка отмечает 50-летие мэра (Наталья Суркова). Чиновники напились в хлам, им нет никакого дела до местного дурачка, который, как и его прототип Левша, перед смертью шепчет в бреду: «Скажите государю, англичане ружья кирпичом не чистят»... Разумеется, в драме Быкова речь идет не о ружьях и защите чести Отечества, а всего лишь о спасении каких-то 800 человеческих жизней. Но общий смысл чаяний «последних героев» един, и государевы люди по-прежнему не желают прислушаться к бредовым речам баламута, который в силу своей духовной чистоты не способен понять простую истину: если ты не у кормушки и не приближен к власти - ты никто.

В эту «спокойную» ночь чинуши, махнувшие рукой на нарушителя их покоя, намерены продолжить величать «маму» - крестную мать провинциальной чиновничьей мафии, до которой постепенно доходит смысл происходящего: аварийный дом рухнет, погибнут люди. Многодетные семьи, инвалиды…А денег, чтобы выправить коммунальный крен и расселить общежитие, в бюджете города нет. Их уже давно благополучно «распилили». Дурак, которому «больше всех надо», чудом остается жив: свидетелей – таких же власть имущих, кормившихся с руки «мамы», убирают.

Фильм Юрия Быкова ужасает чудовищной безысходностью и графической плакатностью. Так бытовая история на коммунальную тему незаметно перерастает в социальный трагифарс, а затем в общечеловеческую трагедию. По мнению критиков, в «Дураке» нет изысканных метафор. Изысканных действительно нет – есть предельно прямолинейные образы, понятные каждому.

Общага, в которой живет спившаяся нищета, олицетворяет собой погруженную в хаос Россию. Эти 800 душ, как считают зарвавшиеся чиновники, и не люди вовсе, а человеческий мусор, и в чем-то «верхи» по-своему правы. Так жить нельзя! Да и не жизнь это, а жалкое прозябание, полнейшая бездуховность, утрата по собственной воле человеческого достоинства и доведение себя, нелюбимого, до скотского состояния. Народ погружен в кому разрухи, агония длится уже долгие годы, но зритель понимает - прогнивший колосс на глиняных ногах не упадет. Будет стоять, покосившись, еще добрую сотню лет. Трагизм ситуации в другом: романтику-дураку не выйти победителем из игры и не решить в одиночку непосильной проблемы: окружающая его действительность базируется на принципе «жизнь по понятиям». По понятиям живут не только маргиналы в общаге, но и чиновники, которых спаситель Никитин пытается убедить придти на помощь жителям аварийного дома. Напрасно «последний герой» Быкова пытается залатать прореху в унитазах душ чиновничьей канализации. Дима действительно… дурак - ни одному сантехнику в мире подобное не под силу. Здание нужно сносить вместе с разветвленной канализационной «сетью», опутавшей бюрократический аппарат сверху до низа. Простодушный герой картины не находит единомышленников не только среди жильцов накренившейся общаги - его и в семье не понимают. В момент выбора «быть или не быть?» главный герой говорит предавшей его жене фразу, которая объясняет, по сути, весь смысл фильма: «Мы живем, как свиньи, и дохнем, как свиньи, потому что мы друг другу никто».

Сантехник выводит людей из накренившегося общежития. Его сердце рыдает от боли за людей, которые в экстремальной ситуации оказались никому не нужны. Никому, кроме него. По его лицу сбегает предательская слезинка – единственное проявление эмоций, которое герой Быкова может позволить себе за несколько минут до гибели. Финал картины страшен - спасителя забивает до смерти озверевшая толпа, смыкающаяся над дураком в точности, как в финале фильма Тома Тиквера «Парфюмер». Только Жана-Батиста Гренуя растерзали из любви, а российского сантехника – из ненависти. В России на всех уровнях социума ненавидят тех, «кому больше всех надо»…

Быть может, режиссер Юрий Быков и «чернушник», но высказывание, которое он позволил себе, предельно точное: так жить больше нельзя. И молчать – нельзя! Предельно простое, безыскусное высказывание, как и звучащий в фильме саундтрек Виктора Цоя «Спокойная ночь».

«Тем, кто ложится спать - спокойного сна. Спокойная ночь... Я ждал это время, и вот это время пришло. Те, кто молчал, перестали молчать...».

За роль Димы Никитина Артем Быстров получил приз в Локарно.


.  


Автор: Анастасия Петракова








Загрузка комментариев...
Читайте также
37 минут назад
Смоляне стали свидетелями этого инцидента на улице Нормандия...
сегодня, 14:08
20 мая сотрудники Смоленской Госавтоинспекции проведут специ...
сегодня, 13:07
При этом в понедельник, 20 мая, сохранится жара до + 25°...
сегодня, 13:34
12 мая юные модели из Смоленска представили наш город на MER...