Его строительство началось с самоотречения от суеты и выгоды, легких соблазнов и быстрого и эффектного успеха. В результате нам удалось наладить «Диалог» с детьми и молодежью, создав уникальную модель семейного театра, проверенную временем. Все эти годы мы занимались поиском своего голоса, своего лица. Все зависело только от нас - труппа сформировалась не по воле администрации, а от необходимости творческого самовыражения юных. Это свойство присуще детям, и оно бесконечно, как сама жизнь. А значит, бесконечен и Театр, который выбрал каждого из нас…». Виктор Зимин.
- Сорок лет – это не тот юбилей, на котором нужно сосредотачиваться. Просто очередная круглая дата, - считает художественный руководитель театра-студии "Диалог", заслуженный деятель искусства России Виктор Дмитриевич. - Мы не зацикливались на помпе, свою жизнестойкость не воспевали. Захотелось задорно, как-то по-ребячьи выкрикнуть: «Смотрите, «Диалогу» сорок лет, а на сцене – молодая кровь, кипящая жизнь. Энергия!». Я со сцены так и сказал: «Друзья мои, давайте встретимся на 50-летии театра!» Эти слова накладывают на меня огромную ответственность: нужно спланировать работу на десять лет вперед.
Вместо юбилейных «панегириков» подарили публике премьеру - замечательный спектакль по пьесе А.Н. Островского - Н.Я. Соловьева «Счастливый день», или «Сцены из жизни уездного захолустья». Негоже самому себя хвалить, но постановка и вправду удалась. Я давно стремился к Островскому – бездонному драматургу, которого и по сей день ставит каждый уважающий себя театр. Не перестаю удивляться, насколько его произведения интересны, жизненны, глубоки и актуальны! Возьмите «Счастливый день» - одну из самых его непритязательных, казалось бы, пьес, написанных совместно с малоизвестным автором Николаем Соловьевым. Так получилось, что мы вернули ее на сцену - последний раз «Счастливым днем» всерьез заинтересовались в XIX веке.
- Чем же «Счастливый день» привлек Вас?
- Мне показалось любопытной и трогательной тема женщины – матери и жены. Этот спектакль, по сути, гимн женщине, которая тянет на себе семью, разрабатывая стратегию семейного благополучия. Если копнуть глубже, русская женщина всегда выступала в роли спасительницы ячейки общества и Отечества! Хотя, казалось бы, центральный персонаж пьесы - проворовавшийся отец-чиновник, который вращается пустым волчком. Его волнуют исключительно геополитические проблемы, а как прокормить двенадцать детей – дело десятое. Как назло, в уездный городишко нагрянул генерал с ревизией и грозится отправить почтенного папашу в увольнительную. Критическое положение спасают… две дочки, созревшие, как яблочки! С помощью женского начала чиновнику удается и место сохранить, и дочерей замуж выдать. Нетрудно догадаться, что в плетении интриг ему помог предприимчивый ум мудрой женушки…
По масштабности «Счастливый день» получился соизмеримым с гоголевской «Женитьбой» – нашей гордостью, точкой отсчета профессионализма театра-студии «Диалог». Эта работа – синтетическая, сочетающая опыт заслуженного художника России Николая Агафонова (сценография) и талант Анастасии Шведовой (костюмы), а также юношеский задор Алины Глазуновой, Дианы Кармановой (Терлецкой), Дарьи Шабуня, Анны Ивашневой, Евгения Никуленкова, Бориса Азарова, Дмитрия Зубарева, Жени Шунаева, Миши Илларионова и, конечно же, заслуженных артистов «Диалога» Игоря Рябцева и Дмитрия Кирпанева. На сцену вышла целая плеяда новых замечательных актеров!
- Неужели и в день сорокалетия коллектива власти снова отделались вежливым молчанием?
- Мы никого из администрации не приглашали, потому что поняли важную вещь: в силу служебной занятости сегодня редкий чиновник вникает в проблемы жизни города. И, в первую очередь, искусства. Для этого нужно быть эрудированным человеком, которому интересна культура! С уважением вспоминаю первого секретаря обкома Ивана Ефимовича Клименко, завсегдатая театра и филармонии. Жаль, что сегодня таких, как он, мало… Я устал от вопросов моих помощников: «Виктор Дмитриевич, в четвертом ряду пустые места, что делать? Представители власти не пришли…». «Не пришли…» - точная формулировка, которая не только у меня в обиходе, но и у других коллег по цеху. Постоянно напоминать временщикам о театре, доказывать что-то с пеной у рта унизительно. Недавно возникла проблема с финансированием, и кто-то из руководства снова спросил: «А что это за театр – «Диалог»? Кто такой Зимин?» Оброненная ненароком фраза глубоко врезалась в сердце. Сколько бы ты не сделал добра Смоленску, по-прежнему находятся люди, которые даже знать про тебя не хотят! Я не обижаюсь на чиновничью близорукость - их пожалеть попросту нужно. Да и сам уже устал объяснять, кто я такой. Надоело! Знаю, что есть огромное количество смолян, которые знают тебя, любят и ценят. Наш «Счастливый день» собрал два полных зала. На премьеру пришли те, кто без «Диалога» просто не может жить.
- Ваш театр по-прежнему остается любительским. ЛЮБИТельским – от слова ЛЮБИТЬ…
- Сегодня нас многие называют «профессиональные любители». Удивительное сочетание слов, и это - не каламбур! «Диалог» действительно вырос на любви. Например, Любовь Московская работает со мной 39 лет, нисколько не уступая по мастерству иным артистам профессиональных коллективов. Сегодня у «Диалога», как и других творческих лабораторий, больше шансов увлечь зрителя в зал, потому что студийцам интересно ИГРАТЬ! В отличие от выпускника театрального вуза, который приходит в театр и, столкнувшись с горькой действительностью и бытовой неустроенностью, «сдувается». Он озлоблен, холоден и бессознательно мстит искусству за свою загубленную жизнь. А в «Диалоге» все наоборот! Свободный от профессиональных неудач человек дарит зрителю искусство – такое же солнечное и оптимистичное, как и он сам. Наш театр – живой!
Я до сих пор пытаюсь найти подтверждение правоты своей педагогической идеи. Недавно обновил страничку «ВКонтакте», на которой написал: «Когда возник театр-студия «Диалог»? В 1975 году. Тогда-то и родился девиз, который как нельзя лучше характеризует жизненную цель педагога Виктора Зимина: «Эксперимент с детьми-актерами». Хитрость в том, что эта формулировка появилась значительно позднее, в момент работы над диссертацией, научно обосновавшей систему театральной педагогики. Я понимаю, что запущенная сорок лет назад система диалога с детьми и зрителем должна дать сбой. Но она до сих пор работает бесперебойно, потому что в каждом подростке запущен вечный двигатель молодости. Театр по своей природе бесконечен. Самое главное - самому создателю студии не упасть на половине пути!
- У вас есть любимый спектакль? Или все постановки «Диалога» дороги сердцу, и выбор невозможен?
- Мне кажется, в этом вопросе нужно ориентироваться на зрителя. Мы поставили немало спектаклей, успешно принятых публикой, но среди них были и трудные. Например, постановка по пьесе сербского драматурга Любомира Симовича «Бродячая труппа». Удивительно мощная работа, рассказывающая о судьбе артистов на войне в оккупированной Сербии! «Бродячая труппа» поразила зрителя, но при всех достоинствах мне часто приходилось слышать: «Я не хочу во второй раз смотреть эту постановку, очень тяжело…». А ведь это был настоящий «мхатовский» спектакль, который оставил глубокий след в истории нашей студии. И все же я люблю постановки, которые нравятся зрителю. В 1983 году мы потрясли Смоленск смелой трагикомедией Юозаса Грушаса «Любовь, джаз и черт», которая запустила «Диалог» на новую орбиту и помогла расстаться с имиджем «дворцово-пионерского» театрика. В 1985 году мы поставили пронзительную историю о войне «Рядовые». В спектакле играли молодые актеры, что придавало постановке особую горечь и трагизм. Смерть и война забирают молодых, и это – страшно!
Я не могу забыть спектакль «Никто не поверит», поставленный по пьесе Георгия Полонского, и сказку Барри «Питер Пэн». Эти работы детской студии были приняты зрителем на «ура». Те, кому сегодня под сорок и старше, до сих пор с восторгом вспоминают о творческом эксперименте «Ромео и Джульетта» (1996 год), в котором приняли участие два замечательных артиста драмтеатра - Владимир Бабанов (отец Лоренцо) и Николай Коншин (герцог Веронский). Я не думал произвести эффект - хотелось, чтобы начинающие актеры учились у мастеров и пропитались атмосферой настоящего театра.
Наша бессмертная «Женитьба» Гоголя идет уже 17 лет… Очень люблю «Большую Меховую Папу» и «Рыжую пьесу» Ксении Драгунской - это единственная постановка, в которой я выходил на сцену как актер. Душевный, человечный и… ОЧЕЛОВЕЧИВАЮЩИЙ спектакль! Однажды ко мне подошла студентка и призналась: «Я смотрю «Рыжую пьесу» в седьмой раз. Когда мне бывает очень плохо, я прихожу на вашу постановку…». Потрясающие слова, дающие понять, насколько велика сила искусства! «Рыжей пьесе» и «Большой Меховой Папе» исполнилось десять лет, и очень жаль, что мы с ними расстались. Быть может, на время?
- У Вас не возникало желания восстановить старые работы?
- В 2011 году «перепоставили» спектакль «Милый ЭП» Геннадия Михасенко, но он не произвел того впечатления, которое возникло у зрителей в 1979-м. Хотя, казалось бы, мы затронули вечные темы: взаимоотношения подростков и любовь. Просто время ушло… Все-таки есть «литература сквозь века», которая с годами не теряет своей актуальности и мощи. Как-то раз приехал в Питер на рабочее совещание, и мне чертовски повезло - выступал Товстоногов. Георгий Александрович посоветовал начинающим режиссерам: «Если не находите современной пьесы на волнующую вас тему, возьмите классику». Я никогда не забывал о совете мэтра. Тому пример – постановка пьесы Островского-Соловьева «Счастливый день». Людские нравы с годами не меняются! Как и во времена Островского, нынешний чиновник все так же коррумпирован, изворотлив и хитер.
В последние годы я стал понимать, что количество сыгранных спектаклей значения не имеет. Самое главное, сколько времени маленький человечек, чья личность только формируется, потратит на подготовку себя к подмосткам. Творческая работа студийцев и есть необходимая актеру репетиция перед решающим актом искусства – осознанным выходом на сцену. Перед «бенефисом» каждого из студийцев мы полгода читаем басни и стихи, анализируем тексты, и эта деятельность дает потрясающий результат!
Что такое интеллигент? Это - человек ТЕРПЕЛИВЫЙ, которому не знакома зависть успеху соседа. Лишь только в этом случае возникает атмосфера дружного коллектива, которая всегда была свойственна «Диалогу». В последние годы театр стал еще интеллигентнее, чем раньше. И это происходит благодаря общению студийцев с моими учениками – аккумуляторами общечеловеческой культуры. Что греха таить: когда начинался театр, я сгребал всех, кто ко мне приходил. Ставил перед собой задачу поднять начинающих артистов на более высокий уровень. С десятилетиями произошли качественные и количественные изменения в лучшую сторону – сегодня многие смоляне хотят, чтобы их дети хотя бы краешком своих ангельских крылышек прикоснулись к культуре.
- Виктор Дмитриевич, что бы вы пожелали своим маленьким и большим артистам?
- Хочется, чтобы нам и дальше было интересно собираться и работать вместе…