Станислав Говорухин: Современное кино - гарнир к попкорну...

Культура
Станислав Говорухин в Смоленске«Я ребенок позднего развития», - утверждает Станислав Говорухин и, несмотря на свой солидный возраст, оставлять режиссерское кресло в ближайшее время не собирается. Да и стоит ли, когда его последний фильм «Пассажирка», показанный на кинофестивале «Золотой Феникс», смоляне приветствовали стоя?! Своим мнением о проблемах современного российского кино, о молодежи и политике Станислав Сергеевич поделился с корреспондентом «Рабочего пути».   

На покой мне еще рано 

- Действительно, надо уметь вовремя уйти. Когда после долгого перерыва я стал снимать «Ворошиловского стрелка», то собрал группу и сказал: «По моим наблюдениям, у всех режиссеров после 60 начинается маразм. Поэтому просьба никаких возгласов типа «ах, какой материал; ах, какой гений» не произносить. Разрешаются только подсказки, советы, предложения». Но я к категории людей, которым пора на покой, себя не отношу. Я ребенок позднего развития, свои лучшие фильмы начал снимать только после «Ворошиловского стрелка», поэтому уверен, что у меня еще все впереди. 

Кинематограф, восставший из пепла 

- Иногда спрашивают, не жалею ли я, что столько лет потратил на политику, вместо того чтобы снимать хорошие фильмы. Я отвечаю абсолютно искренне - нет! Может быть, если бы меня не было в Госдуме, и кино сегодняшнего не было бы. Потому что тогда, в 1996 году, кинематограф, как, в принципе, и все в России, находился в совершенно разрушенном состоянии. На «Мосфильме», кроме крыс, никого и встретить нельзя было. Однажды иду по переходу между павильонами, а мне в объятия бросается женщина с криками: «Боже, как я рада! Я вижу живого режиссера!»
В этом же году мы приняли закон о государственной поддержке кино. С 1997 - 1998 годов началось возрождение российской киноиндустрии (я говорю сейчас не о качестве, конечно). Сегодня у нас снимается около 450 фильмов в год, и все они на 95 процентов финансируются государством. 

Зрителям наплевать 

- Беда нашего сегодняшнего кино состоит в том, что любой фильм, обладающий мало-мальскими художественными достоинствами, в кинотеатрах обязательно провалится. И проблема здесь не столько в режиссере или актерах, сколько, увы, в зрителях. По моим наблюдениям, лишь 20 процентов из сидящих обычно в зале - образованная, интеллигентная молодежь, студенты, гораздо более интересные и начитанные, чем мы в их возрасте. 30 процентов - тинейджеры, которые просто не доросли до того, чтобы оценить по достоинству, например, «12» Михалкова. И 50 процентов - откровенные дебилы, ничего не понимающие и не желающие понять. Они тупо сидят, едят попкорн, посылают эсэмэски, выходят за пивом, возвращаются, комментируют каждую реплику, и с нетерпением ждут, когда же на экране начнут что-то взрывать или кого-нибудь раздевать. Им наплевать на прекрасную вязь словесных диалогов, на тонкости в создании образа... Вот в чем беда. И прокатчики это прекрасно понимают. Я, например, потерял своего зрителя еще на «Ворошиловском стрелке». Мои картины смотрят мои зрители, но по телевизору, потому что прокатчики их если и берут, то очень ограниченно, а сейчас, наверное, и вообще перестанут.

Политика - не думское дело 

- Если человек - депутат Государственной Думы, это еще не значит, что он занимается политикой. Сегодняшняя Дума - это совсем не то, что была первая, вторая и даже третья. Раньше в Думе велись острые дискуссии, действительно что-то обсуждалось, приходилось иногда даже воевать, отстаивая свое мнение. А теперь...
Сам я окунулся в политику задолго до того, как стал депутатом. Сначала это были публикации в газете, потом - публицистический фильм «Так жить нельзя», который изменил политический климат в стране. Перед его премьерой возле кинотеатра «Россия» (ныне - «Пушкинский») всю ночь стояли очереди за билетами, людям приходилось жечь костры, чтобы согреться. Выходя, многие бросали в них свои партбилеты. Вот это политика! Я и сегодня занимаюсь политикой, но не в Думе, там решают совсем другие вопросы... 

«Макулатура» на экране 

- Из молодых режиссеров мне очень импонирует Оксана Бычкова, которая сняла «Питер FM». Поначалу я не хотел даже смотреть, уж больно название молодежное, думал, что какая-нибудь ерунда типа «Самого лучшего фильма». Но картина, на удивление, оказалась очень хорошей. А вторая работа этого режиссера, «Плюс один», просто изумительна.
Талантливых мастеров киноискусства единицы. Не только в зале сидят нечитающие люди, но и в режиссуру и драматургию приходят такие же. А ведь в основе кино лежит именно литература! Что может написать молодой «нечитатель», если он незнаком с Библиотекой мировой литературы? Ничего. А как может режиссер-нечитатель отличить «макулатуру» от настоящей драматургии? Никак. Поэтому и получается невнятное бормотание на экране. Сюжет завязать еще как-то могут, а развязать - уже не в силах. 

Я вернул детям «Робинзона Крузо» 

- Когда много лет назад я понял, что дети не хотят читать (а начался этот процесс задолго до перестройки), что в их воспитании не хватает духовного развития, я решил «вернуть» им хотя бы свои любимые книги. Начал с «Робинзона Крузо» - величайшего произведения, созданного человечеством. Можете сказать, что это смелое и нахальное заявление, но именно так считали Вольтер и Руссо. Потом я экранизировал «Тома Сойера» и «Детей капитана Гранта». На все это ушло почти 10 лет. И очень хорошо сделал, потому что в ближайшие годы никто так масштабно и серьезно детские фильмы снимать не будет. А зачем? Финансировать их никто не хочет, что и понятно: в кинотеатрах показывать невыгодно - должны быть дешевые билеты; по телевизору невыгодно - нельзя рекламу ставить. В этом вопросе должна быть проявлена воля государства, президент должен сказать свое веское слово. Но его пока нет.

Елена Глуховская. Фото Ольги Лисиновой.







Загрузка комментариев...
Читайте также
вчера, 23:05
Свои знания в области истории ВОВ проверило рекордное количество...
вчера, 20:56
В Москве губернатор встретился с президентом Российского футбольного...
вчера, 22:48
Об этом сообщает ГУ МЧС России по Смоленской области.
вчера, 22:00
Конфликт между «товарищами» произошел в конце февраля.
Новости партнеров