КАЦострофа, или Попытка препарировать музыку

Культура

В Смоленском драмтеатре ставят спектакль «Дирижер» по одноименной пьесе нашего соотечественника, израильского драматурга Леона Агулянского.

В прошлом году на Малой сцене пронзительно, как натянутая струна, прозвенела женская монофантазия на свободную тему «Вам нравится танго?» по пьесе белорусского драматурга Дианы Балыко в исполнении Ольги Федоровой.
20 ноября смоляне услышат мощный мужской голос артиста Егора Деюна. Голос музыканта, который борется с ангелами и бесами в своей душе, бросая вызов посредственности и косности мышления. Моноспектакль «Дирижер» - это пощечина общественному вкусу и муки творчества, радость страдания и боль преодоления…
«Мне уже давно не приходилось испытывать подобной легкости и вдохновения в работе с драматургическим материалом», - признался заслуженный артист Республики Беларусь режиссер Виталий Барковский.
- Драматург Леон Агулянский сказал, что режиссеры некоторых театров не смогли прочесть партитуру отношений творца и исполнителя в его пьесе «Дирижер». Неужели эта пьеса действительно такая неподъемная?
- Мне кажется, что она очень даже «подъемная». Пьеса посвящена маэстро Михаилу Кацу, однако в постановке нашел отображение собирательный образ большого художника, противостоящего стереотипам и штампам, тьме общественного сознания и коллективного мышления. Впрочем, традиции - хорошая вещь, стереотипы иногда нужны. Вспомнить хотя бы старушку Англию, которой именно консерватизм помог в трудные времена перемен сохранить меру и достоинство, сберечь общественные и государственные институты, которые сохранили накопленные веками нравственные ценности и продолжить созидать богатство своей страны.
Скажу банальную вещь, но богатому человеку живется намного легче, чем бедному. Бедный постоянно испытывает страх перед будущим, опасаясь нечаянно оступиться. Даже в любви бедняков преследуют проблемы, хоть и говорят, что голодный любит сильнее и отчаяннее богача. Мне кажется, что и творец должен быть голодным и постоянно пребывать в ощущении, что им что-то не сделано, не познано и не разгадано. Богатство хорошо тогда, когда в социуме присутствует разумная пропорция духовного и экономического. Только тогда у художника есть возможность свободно творить и познавать мир, знакомиться с огромным объемом знаний, которые прячут от бедняков под замком.
Когда пьеса рассчитана на успех, как у Рэя Куни, ее с руками отрывают все театры. Меня в «Дирижере» Леона Агулянского интересует глубина постижения творческого пути человека, у которого далеко не все гладко складывалось в жизни. Семитам непросто жилось во все времена, почему-то к ним всегда предъявляли массу претензий, начиная с предательства Христа, а предательства-то никакого и не было. Негативное отношение к евреям сформировалось под воздействием провинциального мышления. Если же мыслить масштабно, эта нация – одна из величайших, подарившая миру несметное количество писателей, поэтов, музыкантов и художников. Вот и мы каким-то образом прикоснулись к мощным истокам накопленного и выверенного опыта, которым на протяжении тысячелетий пользуется человечество.
Нас интересует, как талант побеждает привычную партитуру человеческих взаимоотношений, взламывает матрицу страха перед будущим. Очень трудно бороться с тьмой, и я рад, что среди нас есть фанатики и великие фантазеры, способные осилить крутую и каменистую дорогу жизни.
- Учитель дирижера, виолончелиста Михаила Каца Леонард Бернстайн сказал о своем ученике следующее: «Такое глубокое понимание музыки может объясняться только божественным даром...»
- Леон Агулянский очень любит Михаила Каца, бывает практически на всех его концертах. Кац работает с известными мировыми оркестрами, хотя иногда снисходит и до… запущенных коллективов. Он как никто другой умеет снять провинциальный налет, и оркестр начинает искриться как бриллиант. Это трудная работа! Великому музыканту приходится самоотверженно жертвовать временем и здоровьем только потому, что для него нет предела совершенству. Михаил Кац все время находится в постоянном творческом поиске, наивно желая облагородить мир красотой. Однако повторюсь, что в нашем спектакле присутствует собирательный образ, символизирующий собой творца, жизнь которого является примером для других. Партитура личности высшего порядка, достигшей невероятных высот! Непостижимая фигура, выходящая за рамки нормальной, обыденной жизни. Ее поступки трудно проанализировать, это какая-то КАЦострофа! Мастерство исполнителя, как и сама музыка, - это коллективное творчество. Дирижеру порой трудно приходится с музыкантами, не достигшими уровня Маэстро.
Нельзя играть пьесы Чехова и быть свиньей. Невозможно исполнить «Реквием» Моцарта, погрязнув в быте! «Дирижер» Леона Агулянского всю жизнь положил на то, чтобы услышать Бога. Он предан своему пути, ведущему в непостижимое, и ищет выход в другое измерение - в параллельные миры.
- В спектакле много музыки?
- Постановка построена на классических музыкальных произведениях, за исключением вставки из Вангелиса. Хотя Вангелис уже давно стал современной классикой.
- Актер Егор Деюн (во втором составе – Юрий Гапеев) справится с поставленными вами задачами?
- Совпадения есть. Все зависит от того, в каком состоянии находится человек. Знаете, как готовил артиста Ежи Гротовский? Закрывал его в актерской «келье» - гримерке - в полной темноте на два часа, чтобы обострить чувства и эмоции. Мы не имеем такой волюнтаристской возможности временно поменять свет на тьму, тем не менее Егору Деюну удается найти нужное состояние творческого сумасшествия, безумия. Я надеюсь, у него получится насытить зрителя богатейшим внутренним миром Маэстро, заставить физически ощутить творческое чувствилище!
- На премьеру спектакля в Смоленск приедет Леон Агулянский. Как вы думаете, останется ли драматург доволен спектаклем?
- Он очень воспитанный, интеллигентный человек и может не сказать, если что-то пойдет не так. Но он еще и человек разумный, который понимает, что абсолютное совершенство - до невозможности редкая вещь. Жизнь - сложный акт...

Вся правда о прототипе «Дирижера»

Михаил Кац родился в Ростове-на-Дону. В 1971 году поступил в Московскую государственную консерваторию в класс Мстислава Ростроповича. С 1972 года обучался дирижированию у своего отца - заслуженного артиста РСФСР Леонида Каца, с 1982 года - у Леонарда Бернстайна.
Признанием его выдающегося мастерства и таланта стал Гран-при Всероссийского конкурса в 1976 году. С 1979 года – профессор Московской консерватории. После своего отъезда в 1985 году во Францию Михаил Кац создает «Шостакович трио», которое с успехом выступает по всему миру.
Дирижер принимает участие в крупнейших международных фестивалях в Монте-Карло, Пальма-де-Майорка, Сервантино де Мехико, в Копенгагене, Люксембурге и Каннах; выступает на престижных концертных площадках «Плейель» в Париже, «Алье Опера» во Франкфурте, «Музеум» в Тель-Авиве, в Большом зале Консерватории имени Чайковского, Вигмор-Холле в Лондоне.
С 1996 года Михаил Кац - главный дирижер Белорусского национального симфонического оркестра в Минске и камерного оркестра «Солисты России».
В 2003 году возглавил Международный фестиваль мира во Франции под патронажем президента Франции.
Премьера моноспектакля «Дирижер» состоится 20 ноября на Малой сцене Смоленского драматического театра.


Автор: Анастасия Петракова







Загрузка комментариев...
Читайте также
49 минут назад
Свои знания в области истории ВОВ проверило рекордное количество...
сегодня, 20:56
В Москве губернатор встретился с президентом Российского футбольного...
сегодня, 22:48
Об этом сообщает ГУ МЧС России по Смоленской области.
сегодня, 22:00
Конфликт между «товарищами» произошел в конце февраля.
Новости партнеров