Настоящая гжель - желто-зеленая!

Культура

Наверное, мне очень повезло с воспитателями в детском саду. Помимо чтения по слогам «Колобка», лепки грибочков из пластилина и счета до десяти на палочках, они учили нас... техникам традиционной русской росписи. Уже в шесть лет я знала, что есть городецкая роспись (яркие красно-сине-желто-зеленые бутоны роз на красном фоне), хохлома (красно-золотые цветы на черном) и, конечно, гжель (синие узоры на белом фоне). И лишь спустя 20 лет мне открылась истина: гжель-то ненастоящая! О том, какой она была в древности, корреспонденту «РП» поведала главный хранитель Смоленского музея-заповедника Антонина ПОЛУЛЯХ.


Коллекция фарфора, собранная в фондах музея-заповедника, исключительна. И вовсе не потому, что она сплошь состоит из бесценных китайских ваз династии Мин. В нее входят отдельные уникальные предметы, каждым из которых мечтал бы владеть любой музей. Один из них - кумган (высокий кувшин с узким горлышком, носиком, ручкой и крышкой), расписанный в технике настоящей русской гжели. В XVIII веке декор керамики из Гжели мастера выполняли преимущественно в зелено-желтой цветовой грамме, коричневой краской выделяли очертания рисунков. Синевы гжельских предметов из фаянса, которые мы видим сегодня в сувенирных лавках, не было и в помине.
Как она появилась и почему исконно русская традиция росписи ушла в прошлое? Не поверите, это было продиктовано... рыночными отношениями. 

Настоящая гжель - желто-зеленая!


- Когда гжельские мастера попытались продать свою керамику за приличную цену, то поняли: иностранный, а именно делфтский, фарфор стоит дороже. Это и навело их на мысль о копировании зарубежного способа росписи посуды, - рассказывает Антонина Ивановна. - Кстати, самим европейцам «заимствования» тоже не были чужды. Они охотно подражали китайцам. На фарфоровой утвари из Германии и Франции нередко можно увидеть восточные сюжеты. Вот так в погоне за прибылью мы и утратили исконно русскую гжель. Сейчас ее можно найти только в музеях.
Изменилось не только цветовое оформление, но и сюжеты. Это сейчас сувенирные тарелки и вазы расписывают в основном цветами и жар-птицами, а раньше мотивы рисунков были приближены к жизни. Как правило, кумганы украшали скульптурой. На одной стороне хранящегося в запасниках музея- заповедника кувшина вылеплена композиция «Школа». У основания горлышка мы видим сидящих на лугу ребенка с тетрадями и учителя с книгой, на которой даже можно разобрать буквы. А на другой стороне сосуда - два всадника. К сожалению, один из них без головы. История этой «ампутации» печальна. 

Настоящая гжель - желто-зеленая!

- Во время Великой Отечественной войны многие экспонаты нашего музея не успели эвакуировать. Среди прочего - большую часть коллекции фарфора, которая осталась в Смоленске. Конечно, оккупанты проявили к ней большой интерес: вместе с живописью и другими про изведениями искусства эти экспонаты упаковали и вывезли на Запад. Правда, до Германии ценнейший груз не доехал - перекочевал в Польшу. И когда советские войска освобождали эту страну, то обнаружили ящики с маркировкой «Смоленск» и отправили коллекцию на родину, - продолжает главный хранитель. - Увы, фарфор был разбит. За долгие послевоенные годы золотые руки реставраторов сотворили чудо: все черепки снова склеили. Но вернемся к нашему кумгану и обезглавленному Великой Отечественной войной фарфоровому всаднику. Реставратор сумела бы восстановить потерянную часть тела, но она не могла этого сделать. Дело в том, что фотографии сосуда не сохранились, а на предположения и догадки у реставраторов нет права: мало ли как именно эта голова была приделана к туловищу всадника. Несмотря на это, кумган из запасников Смоленского музея-заповедника - бесценный и очень редкий экспонат.
СПРАВКА РП
Делфтский фарфор - популярный сувенир и один из символов города Делфт (Нидерланды). Его особенность - в многократном нанесении на предмет прозрачной свинцовой глазури и заключительном обжиге при низких температурах, что делало изделие похожим на фаянс. Основной продукцией были изразцы для облицовки стен и кафельных печей, столовая и декоративная посуда. Делфтские мастера имитировали декор популярного в Европе сине-белого китайского фарфора. Помимо восточных рисунков, мастера украшали свои изделия традиционными голландскими пейзажами, библейскими сюжетами и цветочными композициями.







Загрузка комментариев...
Читайте также
58 минут назад

Временные неудобства возникнут в двух районах.

сегодня, 15:32
Сегодня, в День памяти погибших в радиационных авариях и кат...
31 минуту назад
В период майских праздников холдинг «РЖД» назначает дополнит...
Новости партнеров