В Смоленске ставят "Стену" Владимира Мединского

Культура
В Смоленске ставят "Стену" Владимира Мединского21 сентября смоленские театралы увидят спектакль, поставленный по роману Владимира Мединского «Стена» к 1150-летию города. Премьера постановки, посвященной одному из самых интригующих периодов российской истории – Смутному времени и героической Смоленской обороне в XVII веке, состоится на главной сценической площадке региона – в драмтеатре. Примечательно, что автором инсценировки «нео-мушкетерского» романа является член правления Смоленской областной организации Союза писателей России, завлит Камерного театра Мария Парамонова. Журналисту «РП» удалось пообщаться с Марией Николаевной и по «кирпичику» разобрать пьесу, положенную в основу предстоящей постановки.
- Идея написать пьесу возникла после прочтения романа, - призналась Мария Николаевна. – Я неожиданно ощутила эмоциональный толчок, послуживший  руководством к действию. Дело в том, что один из главных героев «Стены», Григорий Колдырев, учился мастерству фехтования в Европе. Его учителем был некто Луи де Клермон, сеньор д, Амбруаз, граф де Бюсси. Это имя носил и герой романа Дюма «Графиня де Монсоро».
Прочитала, и будто на машине времени перенеслась в детство! В двенадцать лет я бредила «мушкетерскими романами», а «Графиню де Монсоро» знала практически наизусть. Книги в те времена были в большом дефиците, вот я и решила приобщить подружек к творчеству любимого писателя. Затащила в читальный зал и убедила перечитать полное собрание сочинений Дюма. Мы взахлеб, по очереди проглотили все двенадцать томов…
Мне захотелось, чтобы современные подростки влюбились в многослойную, патриотическую, «мушкетерскую» «Стену», рассказывающую о героической обороне Смоленска в эпоху Смуты. Сегодня только кино и театр способны охватить широкую аудиторию и стимулировать интерес к книге. К счастью, школы еще водят ребят на спектакли, и это прекрасно! Именно поэтому я задумала взяться за инсценировку «Стены», получив разрешение автора.
- Как Владимир Мединский отнесся к тому, что его «Стену» ставят в Смоленске?
- Писать письма первым лицам государства не так уж и сложно, - улыбается Мария Николаевна. – В октябре прошлого года я зашла на официальный сайт министра культуры, нашла его адрес в твиттере и, убедившись, что Мединский сам отвечает на вопросы, написала, что хочу инсценировать роман «Стена» для постановки спектакля к 1150-летию Смоленска. Владимир Ростиславович ответил сразу: «Идея хорошая!» и попросил изложить своему доверенному лицу концепцию инсценировки. Я пояснила, что намерена адаптировать пьесу для возрастной аудитории 12+, взяв за основу сюжетные линии, в центре которых оказывается один из героев книги - двенадцатилетний мальчик Саша. У Саши более счастливая судьба, чем у Григория Колдырева - он не погибнет. И зрители смогут следить за эволюцией мальчика, прошедшего путь от озорного подростка до мужественного защитника Смоленска. Символично, что именно Саше достался меч воеводы Шеина, выпавший из бойницы. Возмужавший Александр с мечом героя в руках, будет присутствовать на церемонии избрания государя Михаила Романова!
Я делаю акцент на той части книги, действие которой происходит в Смоленске. Мне интересна осада города и предшествующие ей события. Спектакль «Стена» начинается с беседы отца Григория со священником Лукианом. Беседа – вводная. Она рассказывает о Григории, который по поручению Посольского приказа  путешествует по Европе. Я сознательно опускаю не менее 200 страниц романа - отразить европейские похождения Колдырева по Европам в одной постановке не представляется возможным! В диалоге отца Григория с Лукианом дан намек о таинственном кладе, которые будут искать герои пьесы, и есть важный посыл – хвала смоленской крепостной стене, построенной на века.
«В романе стена сначала фигурирует как фортификационный объект, не более, чем кирпичная кладка, - пишет Владимир Мединский. - Именно поэтому сначала она выведена в повествовании с маленькой буквы, а в конце книги Стена уже пишется с большой буквы. Стена - главное действующее лицо. Стена в сердце и в умах каждого защитника города и страны. Стена – это люди. Осада смоленской Стены – штурм России, в котором наше государство выстояло».
В этом плане важны монологи архиепископа Сергия о православии, судьбе родины и роли героического Смоленска в российской истории, которые я также включила в драматургическую версию «Стены». В пьесе четко прослеживается хронология событий, нашедшая отражение в книге и соответствующая подлинной летописи. Разумеется, центральное место в инсценировке занимает осада. В финале уцелевшие защитники древнего города встречаются на руинах разграбленного Смоленска и находят брошенные поляками сундуки с сокровищами. И это не золото, а бесценные книги по медицине! Венчание Фрица - друга Григория Колдырева - с Наташей на обломках разрушенного храма - один из самых важных смысловых финальных эпизодов. В момент обряда венчания на сцене появляются души погибших защитников и Белый сокол - символ их героизма и мужества.
Конечно же, мы не сможем обойти вниманием подземную войну и пиротехнические «взрывы» пороховых погребов. Очень хочется увидеть художественное решение сцены, в которой после взрыва разламывается собор, и упавший с купола крест убивает предателя. В храме идет служба, однако православные, озаренные светом чудотворной иконы смоленской богоматери, остаются целыми и невредимыми… Есть, где разыграться фантазии режиссера, художника-постановщика и хореографа!
В пьесе есть важный «затравочный» момент – отшельник, отец Савватий говорит о будущих свершениях Александра. Думаю, что каждый школьник, посмотрев постановку, захочет узнать, что же будет дальше? Для этого нужно взять в руки книгу…
Опыт электронный переписки у Парамоновой есть, и немалый. Однажды Мария Николаевна написала письмо президенту Медведеву, предложив Дмитрию Анатольевичу проект «Сказка Красной поляны», в основу которого легла сказка в стихах Марии Парамоновой «Маша и Медведь. Сказка Красной поляны», написанная в 2006 году. Сегодня очень большой популярностью пользуется туристический проект «Сказочная карта России», на которую нанесены родины персонажей любимых детских сказок. У Деда Мороза есть родина - Великий Устюг, а почему у Маши и Медведя ее нет? Красная поляна близ Сочи как нельзя лучше подходит! Стоит на полянке уютная «берлога», в ней – медведь проводит мастер-классы резьбы по дереву, а Маша вышивает крестиком… Идею проекта, который мог бы разнообразить программу Олимпиады2014, одобрили в министерстве спорта и туризма. К сожалению, – возникли проблемы с финансированием.
- И все-таки, почему спектакль «Стена» ставят в драмтеатре, а не в камерном?
- Я закончила пьесу в январе этого года, согласовав инсценировку с консультантом Владимира Мединского, и предложила поставить спектакль «Стена» на сцене Смоленского камерного театра его художественному руководителю, Николаю Парасичу. Николай Петрович заинтересовался пьесой, однако сказал, что раз постановка масштабная и в ней будет занято много действующих лиц, необходимо серьезное финансирование. Пришлось обратиться за поддержкой в управление культуры администрации г. Смоленска, где мы нашли полное взаимопонимание. Однако обстоятельства сложились иначе… В тот момент у меня вышла книга стихов о материнстве «Млечный путь» с предисловием, которое написала Главный федеральный инспектор по Смоленской области Ольга Окунева. Книга вышла, и я решила подарить автору предисловия несколько экземпляров. Записалась на прием. Ольга Владимировна поинтересовалась моими творческими планами. Я призналась, что готовлю сборник стихов о Смоленске, недавно закончила работу над инсценировкой романа Владимира Мединского «Стена» и мечтаю, чтобы ее поставили к юбилею Смоленска. Передала распечатку Окуневой, а Ольга Владимировна познакомила с ней начальника департамента по культуре и туризму Смоленской области Владислава Кононова…
Так моя пьеса оказалась в драмтеатре.
- Самое главное, чтобы смоляне увидели этот спектакль. Вопрос, где и какие источники финансирования будут задействованы, уже не принципиален.
- Жители нашего города должны узнать о самых трагических и героических днях в истории Смоленска. К сожалению, сегодня многие смоляне не имеют абсолютно никакого представления о Смутном времени и роли Смоленска в становлении российской государственности!
Высказала пожелание, чтобы режиссером постановки назначили Олега Кузьмищева - его спектакли пропитаны русским духом, в них «Русью пахнет». Кстати, мы уже обговорили с Олегом Александровичем один важный нюанс: почему бы не привлечь реконструкторов (например, из клуба «Порубежье»), которые дадут артистам уроки фехтования? В этом случае батальные сцены будут выглядеть болеереалистично!
Идет подготовительный период - художник Светлана Архипова уже две недели работает над сценографией. Единственное, что меня беспокоит, -  предельно сжатые сроки: премьера назначена на 21 сентября.
- Приедет ли на премьеру Владимир Мединский?
- Вполне возможно, если Владимиру Ростиславовичу не помешают непреодолимые обстоятельства – у министров встречи расписаны на полгода вперед.
Не исключено, что в дальнейшем предложу свою пьесу и другим российским театрам – тема постановки «мушкетерских» романов на сцене сегодня востребована, как никогда. Но смоляне увидят «Стену» первыми!







Загрузка комментариев...
Читайте также
23 минуты назад

Злоумышленникам удалось обмануть троих жителей региона. ...

31 минуту назад
58 минут назад

Соответствующие приказы подписал врио губернатора Василий...

сегодня, 09:13

Статистикой за прошедшую неделю поделилось местное отделение...