"Мономахов собор" смоленской писательницы Миры Валдай

Культура
"Мономахов собор" смоленской писательницы Миры Валдай

В брянском издательстве «Аверс» увидела свет книга Миры Валдай «Мономахов собор». Историко-приключенческая повесть переносит читателя в XII век - Золотой век Древней Руси.
Книга повествует о событиях всего четырех дней, проведенных семейством  князя Владимира Мономаха в Смоленске, и в то же время затрагивает обширные пласты исторических свидетельств, религиозных источников и легенд. На смоленских землях происходят поистине чудесные события, разворачиваются драмы, истории любви и детективные сюжеты…
Доктор филологических наук, профессор СмолГУ Ирина Романова охарактеризовала книгу «Мономахов собор» как замечательный подарок Смоленску к 1160-летию.

               Без «чужебесия», на былинах и сказках

В чем уникальность «Мономахова собора»? Это литературное произведение, не фэнтези, а предание про нашу глубокую старину, написано на русском языке без использования заимствованных слов.

«В противовес тем, кто населяет пространства древнего Смоленска чужебесием, беспричастными к родному сказительству и  фольклору вампирами и голливудскими монстрами, она создает произведения, основанные  на отечественном историческом материале, используя элементы древних русских преданий, былин и сказок, - пишет в рецензии на книгу «Мономахов собор» номинант Патриаршей литературной премии 2023 года Игорь Смолькин - Изборцев.Здесь есть место исторической правде и вымыслу, чудесам  и знамениям, святым молитвам и ворожбе, предсказаниям и пророчествам».

Мира Валдай (Мария Парамонова) – поэт, прозаик, член Союза писателей России, лауреат конкурсов и премий, преподаватель-исследователь и разработчик историко – литературного просветительского квеста «С Мономахом - по Смоленску» (созданного, конечно же, по мотивам повести), - рассматривает деяния правителей с точки зрения российских традиционных ценностей, а также предлагает пытливому читателю ознакомиться с рядом художественных гипотез, проливающих свет на происхождение топонимов и гидронимов.

                      «А Каспля что за слово…»      

«Сойдя с ладьи, мы пройдемся крестным ходом, поучаствуем в освящении храма, побываем в боярской усадьбе и княжьей крепости, откопаем корни смоленских топонимов и гидронимов, - пишет молодой ученый и писатель Павел Павлов – лауреат Международного литературного и музыкально-песенного конкурса имени М.В. Исаковского «Связь поколений» (2022). – Вместе с Мирой Валдай прочтем берестяные грамоты – именно там писательница нашла реально жившего, а не легендарного человека с именем Смолиг и ввела его в круг персонажей повести.

Верно полагает она, что Чурила, тоже оставивший свое имя смоленскому ручью, мог быть родом из новгородских земель – там отмечены имена с такими окончаниями. Мира Валдай явно отождествляет владельца земель у ручья с любвеобильным героем русских былин, и, поскольку история умалчивает, выдвигает художественную гипотезу о появлении в этом месте церкви Михаила Архангела – святого покровителя Ростислава Смоленского. Автор предлагает и собственную трактовку смысла загадочного словосочетания «Время Бусово» из «Слова о полку Игореве». Пересекая истекшие свое ручьи, оживающие только под сильным ливнем или сокрытые в трубах, мы доберемся до самой Кловки – ныне «спального» района Смоленска. Знают ли его жители, что речка Клов течет по трубам в центре Киева? Мира Валдай знает и населяет здешнюю слободу киевскими купцами – в торговых городах селились среди своих…

…Нам не найти Смолигов колодец там, где набирали воду Анна и Миронега – истоки ручья, текущего прямо из холма, теперь расположены выше. Но сам ручей по-прежнему журчит, он ныряет в трубу и впадает в Днепр под крепостной стеной, у моста».      

«- А Каспля что за слово, - спрашивал Всеволод. – Он и прежде проплывал по этим краям на ладье, но недавно в Новгородедети князя стали постигать новые науки. Их наставник Остромысл показал, как непонятные слова становятся понятными, если научиться их слушать. Теперь у княжича было больше вопросов, чем ответов.

- Верно, это красный цветок, что на воде растет. В одних землях его зовут кувшинкой, в других – одолень - травой. А бывал я в Белой Веже на переволоке, там такой цветок называют «каспья», - Мстислав не знал точного ответа, но радовался, что сын любознателен».

«Мономахов собор».

             Головокружительная круговерть событий

Повесть Миры Валдай наполнена невероятными и удивительными поворотами сюжета. Густонаселенное вымышленными и историческими персонажами произведение являет собой пестрый хоровод колоритных личностей, оживших на страницах «Мономахова собора». Здесь и Владимир Всеволодович, по прозвищу Мономах (на момент событий князь Переяславский), его дети и внуки; бояре, воеводы и священнослужители; насылающие порчу чародеи, которые подбрасывают гадюку в колыбель младенца Ростислава и насылают на княжну летаргический сон; зловещая ведьма Дубравка – та, что очаровала князей и едва не довела их до погибели; история убиенного страстотерпца Глеба и Черного креста; опытная ведунья-травница Смиляна и многострадальная половецкая княжна; касплянский священник, которого автор соотносит с одним из киево - печерских старцев, имевших смоленские корни…

Пожалуй, Смоленск, его узнаваемые достопримечательности, локации «Золотого века» и природа – один из главных и полноправных героев этого чудесного сказания о граде, который был «велик и мног людьми».

Темп событий поистине головокружительный! Пиры, освящение храма Пресвятой Богородицы, путешествия по пограничью смоленских земель, невероятная драма в Каспле, битва с ядовитой змеей, явление загадочного черного всадника, жизнь и быт княжеского семейства, прием родов, былинные подвиги, сказания о вражеских нашествиях, укрепление отношений с соседями посредством брачных уз, высокие идеалы любви и дружбы, предательство!   

«Мономахов собор» ненавязчиво погружает читателя в красочный мир русской старины, хоть и нет здесь стопроцентной научной достоверности. Сказка – она и есть сказка, правдивая и страшная одновременно!

               Смолигов ручей и Чурила Пленкович

Впрочем, ссылки на исторические труды предваряют каждую главу книги Миры Валдай. Это и цитаты из «Поучения Владимира Мономаха» в переводе Д.С Лихачева, «Сказания о Борисе и Глебе», Ипатьевской и Лаврентьевской летописей, «Повести временных лет», «Саги о Кнютлингах» (житие датских конунгов, написанное в XIII веке), исследования «Смоленский край в литературе и фольклоре» под редакцией профессора В.В. Ильина, былины «Исцеление Ильи Муромца», Киево-Печерского патерика «О многотерпеливом Иоанне Затворнике. Слово 29» и других религиозных источников.

Автор опирается на «Первые результаты археологического изучения древнерусской деревни Смоленской земли В.В. Седова (1957) и «Историю России с древнейших времен» С.М. Соловьева.

- Что побудило меня взяться за эту тему? Это – Смоленск, - говорит Мария Парамонова (Мира Валдай). Он наполнен историей, которая проникает в подсознание.

В 2016 году мне приснился сон:

«Мне снится князь смоленский Ростислав,

Его сестра с печальными глазами...»

(Мария Парамонова, «Мой дом»).

Я стала читать о князе Ростиславе Смоленском, чтобы понять смысл сна, а потом поняла, что эта история меня затягивает. Мне нравится этот спокойный, мудрый князь-созидатель, его братья и сестры, мать и отец, его дед Мономах.

Я сделала несколько открытий, например, нашла среди новгородских берестяных грамот (они доступны в электронном виде) послание с именем Смолиг, что подтверждает вероятность гипотезы о происхождении названия Смолигова ручья от имени собственного. Возможно, даже имени основателя Смоленска, предводителя племени смолян.

Связь речки Чуриловки и всей местности вокруг нее с героем былин о Чуриле Пленковиче, очевидно, заметила не только я. Но изучение этих былин позволило мне связать былинного Чурилу со Смоленском в рамках сюжета. Конечно, эта работа заняла немало времени. Я писала повесть «Мономахов собор» с 2016-го по 2021 год и закончила ее лишь во время коронавирусной самоизоляции.

Кроме источников, послуживших эпиграфами к главам («Повесть временных лет и других летописей, «Поучения Владимира Мономаха», былины, исследования смоленских ученых, жития святых), я изучала различные легенды и предания.

Например, описание водяного змея я нашла в легенде о Лепельском цмоке, якобы обитавшем в белорусском озере Лепель. Очень полезной была для меня книга Л.В. Алексеева «Смоленская земля IX–XIII вв». Я работала с картами - и современными, и дореволюционными. Имена персонажей не случайны: Смиляна живет в селе Смилово около Красна, Лучеслав владеет землями на речке Лучесе (речки с таким названием есть в Смоленской, Тверской и Витебской области), а Дубравка получила имя от деревни Дубровка недалеко от Каспли.

Но самые интересные названия - те, что происходят от старославянских имен и прозвищ (например, Буценино, Русилово, Валутино и другие). И, если Буценю я отождествила с таинственным Бусом, упомянутым в «Слове о полку Игореве» (это «темное место» до сих пор не истолковано, следовательно, художественная гипотеза имеет право на жизнь), то Русила и Велюта появятся в следующей книге.

Продолжение истории о семье Мстислава Великого, старшего сына Владимира Мономаха и отца Ростислава Смоленского, надеюсь выпустить уже в следующем году.

Уже написаны главы о битве войска Мономаха с половцами при реке Салнице в 1111 году - Салница сейчас зовется Бахмуткой, на ее берегах находятся залежи соли, города Соледар и Артемовск (Бахмут), так что история повторяется. Старшие братья Ростислава станут воинами, а сестры - невестами, что для княжны не радость, а ответственность. Дубравка вновь напомнит о себе. А еще дети встретятся у озера Валдай с травницей Мирой, моей тезкой. Она, как Смиляна в «Мономаховом соборе», поделится тайнами лекарственных и опасных растений. Что же касается Смоленска, он останется в центре путей, которыми ведет героев судьба, не зря же Мономах принес в дар новому собору икону Богородицы Одигитрии - путеводительницы.

Пока вторая книга готовится к печати, читатели могут в семейном кругу прочесть повесть «Мономахов собор». Книга есть в фондах библиотеки Твардовского, а также продается в павильонах сувенирной продукции. Благодаря социальным сетям книгу уже получили по почте читатели из Смоленской, Брянской, Тверской области и Москвы. Это воодушевляет, побуждает к работе над продолжением «Сказания о Ростиславе» - так я условно называю серию книг, которая получила свое начало с повести «Мономахов собор».

                    Всем миром «Мономахов собор» строили!  

Книга великолепно проиллюстрирована. Кстати, графические произведения к повести Миры Валдай были созданы в рамках проведенного в 2022-23 году Конкурса книжной иллюстрации имени М.О. Микешина. В конкурсе приняли школьники и студенты средних специальных учебных заведений Андрей Таразевич, Елена Миронова, Петр Тимошенков, Ульяна и Кирилл Германовы, Елена Сенина и Мария Парамонова.

Использованный в оформлении орнамент «Ветка дуба» принадлежит руке Елены Сениной.

Всем миром «Мономахов собор» строили!   

«Надо отдать должное мастерству автора, не разрушающего чуждыми словами пространство бытия древней Руси. Все события повествования, даже самые чудесные и невероятные, логически выстроены и увязаны между собой, - утверждает Игорь Смолькин - Изборцев.  - Не ошибусь, если скажу, что новая повесть Миры Валдай безусловно усилит оплечье и русской литературы, и российской государственности».

Фото предоставлено Мирой Валдай (Мария Парамонова).


Автор: Анастасия Петракова







Загрузка комментариев...
Читайте также
вчера, 22:46
Трагедия случилась сегодня вечером в Починковском районе.
вчера, 22:34
Жители областного центра поверили в байку о «безопасных счет...
вчера, 22:01
Завтра – решающая игра с екатеринбургским «Уралмашом»!
вчера, 21:21
Новости партнеров