В Смоленске открылась выставка известного бельгийского художника-сюрреалиста

Культура
В Смоленске открылась выставка известного бельгийского художника-сюрреалиста

Экспозиция работ, представленная в КВЦ им. Тенишевых, называется «Вероломство образов». Здесь представлены практически все существующие литографии мастера: 48 цветных работ из частных коллекций Франции и Бельгии. Они изданы Фондом Рене Магритта после смерти художника небольшими тиражами, что свидетельствует об их коллекционной ценности.

На творчество Магритта повлияли многие воспоминания из детства. В 12 лет он пережил трагедию - его мать покончила жизнь самоубийством, прыгнув в реку с моста. Тело нашли через семнадцать дней, ее голова была обмотана сорочкой. Этот образ плотно засел в сознании художника, а скрытые лица стали характерным элементом многих его работ. На выставке представлена знаменитая картина Магритта «Влюбленные», где головы целующихся мужчины и женщины также обмотаны тканью. По мнению сюрреалистов, так художник отразил трагедию, которая случилась с ним в юном возрасте.

В детстве Магритт любил играть с подругой на заброшенном кладбище в окружении надгробий и склепов XIII - XIV веков. В этом живописном месте они регулярно наблюдали за работой художника, рисующего аллеи. Эти встречи оказали на маленького Рене большое впечатление.

«Искусство живописи казалось мне тогда каким-то колдовством, а художник - человеком, наделенным волшебной силой», - признается Магритт.

Спустя годы, оказавшись в Париже, он знакомится с поэтом Андре Бретоном и вступает в кружок сюрреалистов. Общение с передовыми художниками помогло Магритту обрести свой неповторимый стиль, который называют «магический реализм».

«Я взял себе ориентир - магическое в искусстве, с которым я встретился, будучи еще ребенком», - признавался художник.

В этот период художник начал изображать различные предметы и намеренно неверно подписывать их: сумку - небом, лист дерева - столом, перочинный ножик - птицей. На выставке представлена самая знаменитая картина подобного рода под названием «Вероломство образов». На ней изображена курительная трубка, под которой написано: «Это не трубка». Надпись как бы противоречит образу, но фактически она верна. Магритт напоминает зрителю о том, что изображение предмета - это не сам предмет.

«Эта знаменитая трубка. Как люди попрекали меня ей! И все же, вы можете набить ее табаком? Нет, это ведь всего лишь изображение, не так ли? Так что, если бы я написал под картиной: «Это трубка», я бы солгал!» - объяснял художник свой замысел.

Цель Магритта, по его собственному признанию, - заставить зрителя задуматься. Картины художника часто напоминают ребусы, которые полностью разгадать невозможно. Магритт в своем творчестве говорит о таинственности окружающего мира и об обманчивости его визуального восприятия.

«Моя живопись ничего не скрывает. Она вызывает ощущение волшебства, и, конечно, когда человек видит одну из моих картин, он задается вопросом: «Что это значит?» А это ничего не значит, потому что тайна сама по себе ничего не значит: она непознаваема», - пояснял художник свое творчество.

Особую роль у Магритта играют названия картин. Они почти всегда парадоксальны и метафоричны и, на первый взгляд, никак не связаны с изображением. Художник считал, что скрытая поэтическая связь названия и изображения способствует тому магическому эффекту, в котором он видел предназначение искусства.

На выставке представлена знаменитая картина Магритта «Сын человеческий», на которой изображен персонаж в пальто и шляпе-котелке, лицо которого заслоняет яблоко. Еще одна необычная деталь в сюжете, которую мало кто замечает, - это левая рука. Если присмотреться, видно, что локоть у нее вывернут вперед. Художник задумал это произведение как автопортрет. Своим названием картина обязана образу типичного для того времени мужчины-буржуа, являющегося продолжателем рода библейского Адама, подвергшегося искушению плодом познания (яблоком).

«Все, что мы видим, скрывает что-то другое, мы всегда хотим видеть то, что скрыто тем, что мы видим. Существует интерес к тому, что скрыто и что видимое нам не показывает. Этот интерес может принимать форму довольно интенсивного чувства, своего рода конфликта между видимым, которое скрыто, и видимым, которое доступно», - комментировал эту картину автор.

Человек в котелке фигурирует во многих работах Магритта. Так, в картине «Голконда» мы видим множество подобных персонажей, которые то ли падают на землю, то ли парят в невесомости. Все мужчины одеты одинаково и имеют одинаковую комплекцию тела. Это заставляет зрителя воспринимать их как некое сообщество. В то же время если рассмотреть каждого отдельного персонажа, то можно заметить, что это разные люди. С одной стороны, художник затрагивает тему обезличивания, разобщения и самоидентификации в современном обществе. С другой - поэтизирует идею воспарения над суетным миром.

«Когда вы думаете о толпе, вы ведь не думаете об индивидууме. Поэтому все люди на картине одеты одинаково, чтобы проще было представить толпу. Голконда был богатым городом в Индии, нечто вроде чуда, а я считаю чудом искусства то, что можно, оставаясь на земле, парить в небесах», - пояснял Магритт.

На выставке можно сделать собственные снимки в котелке и с яблоком в руках на фоне картин или в оригинальной фотозоне, создающей атмосферу загадочных картин художника.

Анатолий Соловьяненко.

Фото автора.








Загрузка комментариев...
Читайте также
29 минут назад
Смоленская АЭС в полном объеме выполняет требования программ...
58 минут назад
23 минуты назад
Зато лето наступит своевременно. Синоптики центра «Фобос» по...
Новости партнеров