«Рагу… из «Персоны». В Смоленске разгорелся литературный скандал

Культура
«Рагу… из «Персоны». В Смоленске разгорелся литературный скандал

Литературной студии «Персона» - 30 лет. Объединение прозаиков и поэтов, возникшее на филфаке СмолГУ в 1992 году, - явление уникальное. Столько лет творческие студии, как правило, не живут. Однако за три десятилетия своего существования «Персона» вышла на высокий уровень поэтического творчества, достигшего стандартов общероссийской поэзии.


«Персона» сумела доказать: в Смоленске есть современная поэзия. Насыщенная сложной системой ярких образов, во многом непривычная слуху, далекая от стереотипов стихосложения и социально острая, как «Пощечина общественному вкусу» Маяковского.

К юбилеям принято дарить подарки. Но как же неприятно были удивлены и обескуражены «персоновцы», которым неожиданно преподнесли если не «троянского коня», то уж точно персональное «Рагу из «Синей птицы» - прообраз ставшей символом травли творческого самовыражения статьи, опубликованной в 1982 году с подачи тогдашних деятелей культуры, критиковавших группу «Машина времени».

Бог с ней, с «Машиной», «каждый вечер делавшей тысячам зрителей опасные инъекции весьма сомнительных идей». Время расставило точки над «i». Тут дело совсем в другом. У истории есть свойство повторяться и на новом витке порой неожиданно реанимировать уже не свойственные современности речевые обороты и стилистику некогда актуальных в бытность СССР критических статей. Но главное - не стилистика, а откровенная предвзятость посыла для критического и конструктивного разбора творчества молодых (да и молодых ли уже?) поэтов, с которыми сосуществуешь в едином литературном пространстве. Играешь на одном поле. Или… не играешь? Вызываешь на дуэль, бросив перчатку? По мне, так лучше худой мир, чем добрая ссора. Но и доброй ее сложно назвать.

Опубликованный в одном из авторитетных смоленских журналов текст «Сомнительный феномен пресловутой «Персоны» напомнил мне то самое стародавнее пресловутое «Рагу». Ситуация, сам информационный повод для статьи спровоцирован лишь одним обстоятельством, показавшимся, вероятно, оскорбительным для маститых смоленских литераторов.

В противовес кандидатуре отделения СП России на Премию имени А. Т. Твардовского выдвинули литобъединение при СмолГУ «Персона». Казалось бы, ну и что с того? Хорошие, талантливые ребята, «птенцы» гнезда профессоров филологов Ларисы Павловой и Ирины Романовой. Многие из них, те, кто постарше, мои друзья - интеллигентные, умные и просвещенные люди, добившиеся высот не только на литературном и научном поприще, но и в других сферах жизни. Побеждает сильнейший - простой жизненный и творческий принцип, как пуля, вылетевшая из автомата Калашникова. Вот эта самая пуля, возможно, и ранила защитников великого и могучего в самое сердце.

Под эгидой борьбы за чистоту и честь русской литературы на «Персону» и ее руководителей обрушился шквал абсолютно несправедливой критики! Неожиданно ЛИТО, ставшее объектом книжного исследования, обвинили во всех смертных грехах - в «грехопадении в поэзии», назвав «беспомощными бумагомарателями», которым благоволят смоленские чиновники, плетущиеся в хвосте «этих хваленых профессоров, волей или неволей льющих воду на мельницу «пятой колонны».

Как вообще возможно такое - каких-то ничтожных бумагомарак представить на комиссию по присуждению престижной премии Твардовского? У них в стихах нет места словам «Отечество», «Отчизна» и «Родина». И не пытайтесь искать подобные понятия в творчестве поэтов, поощряемых либерально настроенными литераторами и… грантами. Уж не здесь ли кроется причина гроздьев праведного гнева?.. Не знаю.

Булгаковщина какая-то! Распри в Доме Грибоедова, не иначе. Да только грустно от всего этого становится. Оторопь берет. Потому что есть у «персональных» авторов в стихах Родина. Живой отклик на взрывающуюся «градами» суровую реальность.

«Уважаемый секретарь Союза писателей России Олег Дорогань! Разрешите оставить горячий отклик в ответ на вашу статью «Сомнительный феномен пресловутой «Персоны», - не смогла смолчать член Союза российских писателей, лауреат Всероссийской премии комбинаторной поэзии «Стихошествие»
2023 года, лауреат международной премии «Русский Гофман» (2023) Валерия Кирсанова. - Я тоже состою в этом «затхлом, полном постмодернистской моли ЛИТО», которое возмущает общественность самим фактом своего существования, и могу быть информатором изнутри. Конечно, все дело в «мафиозных связях» двух профессоров - Ирины Романовой и Ларисы Павловой, которые не только блестяще защитили свои докторские диссертации, избегая здорового реализма (особенно Лариса Викторовна Павлова со своим символистом Вячеславом Ивановым), но и успели не в ущерб собственной ученой карьере «совратить» многие молодые умы. Именно поэтому некоторые из них стали лауреатами международных премий, шестеро - членами Союза российских писателей, а участник «Персоны» Семен Пегов по версии NewsMedia был объявлен «Человеком года» и получил орден Мужества из рук президента РФ.

Осмелюсь привести их недостаточно патриотические тексты. Итак, стихотворение Семена Пегова «Необратимость сердца».

Если зажали на точке, пусты обоймы,
Перед глазами плывут дымящиеся обои
И противник по рации точно не гонит дезу,
Жовто-блакитные группы стягиваются к подъезду -
В этот липкий миг не дрейфи, доверься ВОГу -
Ну и Богу, конечно, скручивающему тревогу,
Богу, который больше, чем стук внутри,
Богу, ушедшему в тридцать три.
Ну и в эти минуты сказочного покоя -
Докажи врагу, кто на самом деле уже покойник
И кому подвластны все мухи, шмели и шершни,
Кто копошится еще, а кто ложится в ряды ушедших,
Все они бравые - правые, молодцы да отцы -
Их корабль отходит, отдав концы,
Ну а мы еще повоюем, повоем, повьюжим вьюгу,
Чтобы вернуться к той, чья любовь упруга -
Чья ладонь коварна, как с ведьмой шашни,
Не она ли делает нас крепче и бесшабашней?
Не она ли сжимает сердце похлеще свечки,
Делая нас хоть чуточку человечней?
В сущности, хаос и есть дефицит первобытной ласки,
Необходимость вылезти из мерзлоты непролазной,
Необходимость за руки взяться, внутри согреться.
Необходимость сердца.
Необратимость сердца.

В качестве еще одного примера - полное патриотизма стихотворение «персоновца» Вадима Мозгового.

Ты каждый раз, ложась в постель,
Смотри во тьму окна
И помни - что метет метель
И что идет война.
С. Маршак

Метет метель во тьме окна,
Метет в который раз.
В который раз идет война,
Война. Война у нас.
Ты это слово повторяй,
Смотри во тьму окна,
И сам себе не доверяй,
Обманчивы слова.
Быть может, это не о том,
Как грозный Левитан
Свинцовым голосом взорвал
Июньский сонный жар.
Быть может, не горячий снег
Стучит к тебе в окно.
Быть может, батальонам - нет -
Не нужно ничего.
Быть может - говори себе -
Не думай о плохом.
Идут с повесткой не к тебе,
Идут в соседний дом.
В чужой, соседний - не твоя
Жена заплачет вновь,
Чужие дети обмирать
Начнут при слове «фронт».
И значит - не твою страну
Уходят защищать.
Чужие семьи и дома
От нечисти спасать.
Чужие деды и отцы -
Пример святой для них.
Чужие песни и стихи
Их подвиг вдохновит.
Вглядись в окно - метет метель,
Как прежде, как тогда.
На кровью политой земле
Слова - венец Христа.
Они впиваются и пьют,
И песня на века:
«…Идет война народная,
Священная война».

Что можно к этому добавить?..

Формат статьи не предполагает перепечатку альманахов «Персоны», но правда в том, что любой текст, приведенный там, прежде всего отличается литературным вкусом - тем самым вкусом, которым в большой степени обладают профессора филологии Лариса Викторовна Павлова и Ирина Викторовна Романова, что и является основным камнем ваших с ними преткновений. Они не хотели «протаскивать» на премию великого Твардовского ни своих, ни чужих. Они просто хотели качественных текстов - а это не ряженое «ой, егойси, Русь золотая», это когда сердце читающего стихи горит от восторга. О Родине тоже надо уметь писать, а не обливать её патокой, это же не именинный пирог!

И еще один момент, который лично мне кажется важным, - это прямое искажение фактов. Например, в комиссии, о которой с таким жаром упоминается в статье «Сомнительный феномен пресловутой «Персоны», сейчас состоит только Ирина Викторовна Романова, а их общая с Ларисовой Викторовной книга о «Персоне» выдвинута не ими, а Смоленским государственным университетом, с тем обоснованием, что Александр Твардовский считал своим долгом вводить в литературу новые имена. Вроде и маленькая, но такая некрасивая кривда - думаю, Александр Трифонович этого бы не одобрил».

Вот такое «рагу из «Персоны», приготовленное в давно забытом духе преследования того, что не способно уместиться в прокрустово ложе представлений о том, как должна и обязана выглядеть современная поэзия, подали на стол гурманам поэтической Смоленщины.

Позвольте и мне, обозревателю по культуре и члену Союза журналистов РФ, высказать свое мнение. Некрасиво все это. Как удар ниже пояса достойному сопернику на ринге, не ожидавшему подвоха. «Поэты ходят пятками по лезвию ножа и ранят в кровь свои босые души», - пел когда-то Владимир Семенович Высоцкий. Так зачем же устилать путь творческих людей с душой ранимой и нежной острыми бритвами, зная, что слово не только ранить, но и убить способно? По крайней мере, укоротить творческий потенциал и заставить пишущего человека усомниться в своих возможностях и способностях.

Впрочем, рукописи все равно не горят. Если стихотворные строки излились на бумажный лист алой сердечной кровью и болью, они - НАСТОЯЩИЕ.

В завершение (чтобы не быть голословной) приведу «Акростих» бросившейся на амбразуру в защиту «Персоны» Валерии Кирсановой:

А мама мыла раму.
Для чего? Разбита жизнь
С ее прекрасным скарбом:
Уже и дома нет давно. Его
Щекочущие щеку занавески
Едва-едва касаются лица…
Сухой смешок, похожий на рыданье,
Толчками пробирается на свет.
В реальном мире даже мамы нет:
Ушла, пропала в первый день бомбёжки.
Ее не стало. Мамины сережки
Тилинькают еще в моих ушах.

«Постмодернизма» на сегодня достаточно.

Читайте также:

Смоленский военкор Семен Пегов: "Мой фронтовой ответ литературному чванству"

В Смоленске разгорелся театральный скандал


Фото предоставлено участниками ЛИТО «Персона»

Автор: Анастасия Петракова







Загрузка комментариев...
Читайте также
сегодня, 09:25
«А-клуб» нашел новое место и призывает смолян поддержать про...
вчера, 22:50
ПСО «Сальвар» сообщил о поисках Комаровой Елены Игоревны, 1988...
вчера, 21:15
Первый стенд уже появился в ТРЦ «Макси» в Смоленске.
вчера, 22:18
В этом году башня выступила в качестве архитектурной доминанты...