"Сквозь время". Смоленск в тумане квантовой механики

Культура
"Сквозь время". Смоленск  в тумане квантовой механики

Летний прокат приятно разнообразил фантастический фильм Александра Богуславского «Сквозь время». Динамичный и яркий, с качественной компьютерной графикой, возвращающий зрителя к истокам советской научной фантастики, расцвет которой пришелся на 50-60-е годы. Фантастики, расширяющей горизонты познания реальности и зовущей к звездам и приключениям в параллельных мирах.
Добро пожаловать в мир квантов и нейтрино!      

                Поиски кварков и…временных кино - «шкварков»

Действительно, «Сквозь время» Богуславского («За гранью реальности» и «Эбигейл») очень напоминает новеллу или повесть из альманаха «Искатель». Журнала, за которым читатели вели настоящую охоту, рвали друг у друга из рук и зачитывали до дыр. И это несмотря на колоссальные тиражи: в 1967 году два номера альманаха вышли в количестве… 400 тысяч экземпляров! Теперь в это сложно поверить. Впрочем, мало какое издание даже в бытность СССР могло похвастаться таким повышенным читательским спросом!

Именно в «Искателе» огромное место уделялось научной фантастике (еще бы, ведь в первую редколлегию входили известные советские писатели Иван Ефремов и Александр Казанцев). В каждом рассказе сборника – захватывающие сюжеты – «перевертыши» с непредсказуемой развязкой, ставка на гуманизм и противостояние злу. Не важно, какому врагу - внутреннему, поработившему душу, или внешнему – захватчику Земли с другой планеты. Внимание к мельчайшим деталям, которые придавали текстам максимальную реалистичность. Выстраивание на страницах альманаха удивительных миров, которые живут по своим правилам и законам. Конечно же, игра со временем и интерес к техническим нюансам и достижениям науки будущего.    

Ближе к концу 70-х появилась еще одна интересная особенность: героями произведений все чаще становились персонажи с чужеземными именами и фамилиями. То ли на слух такие прозвища ложились благозвучней, то ли авторам, желающим повторить успех Рэя Брэдбери или Айзека Азимова, казалось, что они на верном пути.

Есть еще одно предположение: описывать буржуазный мир и его язвы, нравственную деградацию и внутренние переживания героев, их страдания и стремление выжить любым способом в нечеловеческих условиях, спроецированные в будущее, представлялось писателям гораздо привлекательнее, да и свободу фантазии цензура не ограничивала. Капитализм должен загнивать, и точка! А советские фантасты ему в этом начинании помогут.

Как и в «Искателе», персонажи картины Александра Богуславского «Сквозь время» (если судить по их именам) - американцы. Главный герой фильма – самовлюбленный гений - миллиардер, стоящий во главе громадной корпорации и чем-то смахивающий на Илона Маска. Его зовут Итан Блейк (Виктор Добронравов). Итан отвечает за инновации, финансами рулит его не менее талантливый и успешный брат Джейкоб (Егор Корешков).

И Джейкоб, и Итан страдают от глубокой психологической травмы, которую им в детстве нанес в середине 80-х отец, выдающийся ученый Генри Блейк (Егор Бероев). Генри уехал в секретную командировку, однако обратно не вернулся. Мать мальчишек заболела и умерла, и они оказались в приюте. И, хоть и смертельно обиделись на папашу, причинившего семье столько горя, не оставили дело всей жизни ученого. Итан продолжил поиск альтернативного источника энергии и научился добывать ее из времени. Изобрел квантаниум. Осталось за малым – доказать миру преимущества чудо – квантаниума. Заправил революционным топливом специально построенный для этой цели самолет и отправился в испытательный полет, прихватив с собой брата и амбициозную блогершу.

В полете что-то пошло не так, и авиалайнер совершил жесткую посадку на странном острове, покрытом квантовым туманом и создающем копии людей, которые имели отношение к эксперименту добычи энергии из времени. Судя по всему, изменивший жизнь людей в XXI веке проект был международным – над лагерем ученых реет красный советский флаг.

Туман стал виновником временной путаницы, перебрасывающей персонажей фильма из настоящего в прошлое или в шокирующее и страшное будущее, больше похожее на Судный день.

В результате всех временных перипетий Итану придется стать спасителем человечества, обрести призрачную, но при этом настоящую любовь и помириться с отцом, внезапно вынырнувшим из 1986 года.  

Не правда ли, захватывающий сюжет, фабульно перекликающийся с «Эффектом бабочки», трилогией «Назад в будущее» и «Терминатором» Джеймса Кэмерона?

                          Эффект бабочки

Однако есть одно весьма неприятное обстоятельство. С научной фантастикой, интерес к которой сегодня утрачен (читатели и зрители утонули в фэнтези), дело обстоит очень сложно. «Слепить» хороший фантастический фильм и «у наших, и у ваших» получается крайне скверно, даже если картина произрастает из качественного литературного материала, а не вялых задумок современных сценаристов.

Зачастую провал неизбежен, даже если режиссер берется за экранизацию проверенного временем литературного произведения («Обитаемый остров», снятый Федором Бондарчуком по одноименному роману Стругацких, или «Черновик» Сергея Лукьяненко в интерпретации Сергея Мокрицкого тому подтверждение).   

В современных фантастических картинах отсутствует что-то важное, в них нет души. Они похожи на нелепых големов, с треском вламывающихся на экран. Ничего, кроме недоумения и раздражения после просмотра эти запущенные в широкий прокат кинодуболомы не вызывают. Только горечь: время и деньги были бездарно потеряны.

Настоящее фантастическое безвременье!

Но и в темном царстве непременно найдется луч света. Прорыв совершил проект Романа Просвирнина и Дмитрия Аболмасова «Хронос», обозначенный «Российской газетой» как самый ожидаемый фильм 2022 года. Структура «Хроноса» базировалась на трех новеллах Кира Булычева «Поломка на линии», «Можно попросить Нину?» и «Шум за стеной».

Потрясающий фильм! «Хронос» будит в человеке человеческое, дает надежду на восстановление справедливости. Настоящий альманах добра и света, пропитанный булычевской верой в неизбежное торжество истинного гуманизма.

«Сквозь время» Александра Богуславского – это несколько иная история. Слишком громкая, насыщенная спецэффектами и построенная на стереотипах по западному образцу (так молодежи считывать смысл с экрана удобней). Впрочем, и она зиждется на человечности, ответственности за свои поступки, чувстве долга, всепрощении и проблемах отцов и детей.   

                Еще не музыка, уже не шум

Основная беда в целом добротного и очень интересного проекта Богуславского – «картонная», не очень качественно артикуляционно синхронизованная озвучка. Очевидно, что режиссер ориентируется на прокат картины за рубежом (в Китае, Индии или Малайзии, уже не важно), и снимает «Сквозь время» изначально на английском, и только потом адаптирует на русский язык. Дошло до абсурда: Виктор Добронравов (Итан Блейк) по причине занятости не смог принять участие в озвучивании ленты, и его дублирует другой актер.

Результат налицо: диалоги получились сухими и мало эмоциональными. Да и стоит ли об этом переживать! Иногда хочется захватывающего, головокружительного действия.

Примечательно, что для продвижения своих лент на международный уровень Богуславский использует не только англоязычную съемку, но и привлекает всемирно известных звезд. Например, Антонио Бандераса, сыгравшего роль в его фильме «За гранью реальности».

В фантастической истории «Сквозь время» заняты наши актеры, и это нельзя назвать недостатком. Душевный Егор Бероев, шагнувший из 1986 года в 2036; трансформирующийся в процессе экранного времени из самовлюбленного эгоиста в хорошего человека (и спасителя человечества) Добронравов; хрупкая советская девушка Тина (Софья Присс), затерявшаяся среди временных континуумов.

И, конечно же, великолепная роль «мальчика» Роба в исполнении Андрея Жигалова. Бедный ребенок стал жертвой опасного эксперимента со временем и прожил на туманном острове несколько десятилетий. Он так и не смог повзрослеть среди сотен детских книг в библиотеке, которая стала местом его обитания.

Роб переодевается в капитана Сильвера, бегает с посохом старины Гендальфа, устраивает безумные чаепития в духе Льюиса Кэрролла, рядится в платье Мэри Поппинс и общается с гостями острова цитатами из книг. Трогательный до слез и измученный нелепостью своего положения старик с глазами ребенка…

Конечно же, «Сквозь время» - это пока еще не революционный прорыв в жанре отечественной кинофантастики. Просто еще один качественный фильм в небогатой на достижения жанровой копилке, который не вызывает раздражения, не кажется вымученным, охватывает широкую аудиторию и интересен для просмотра.        

             Справка «РП»

«Искатель» - советский и российский литературный альманах.

«Искатель» был создан как приложение к журналу «Вокруг света». В нем издавались художественные фантастические и приключенческие произведения отечественных и зарубежных авторов.

Приложение было основано в 1961 году при издательстве «Молодая гвардия», выходило шесть раз в год, однако по подписке не распространялось.

В 1995 году журнал стал самостоятельным изданием, которое по-прежнему публикует детективы, фантастику и приключения.

Фото: www.kinopoisk.ru


Автор: Анастасия Петракова







Загрузка комментариев...
Читайте также
25 минут назад
В рамках патриотической акции в город привезли частицу Вечного...
сегодня, 12:29
Жителя Смоленска ловко обманул мошенник из соцсетей.
сегодня, 11:31
В деревне Задняя Пустошка Новодугинского района загорелся це...