«Крылья над Берлином» показали в Смоленске. Москва наносит ответный удар!

Культура

В канун дня Победы на российский экран вышла историческая драма Константина Буслова «1941. Крылья над Берлином». Фильм рассказывает о подвиге советских летчиков в августе 1941 года.  

В ночь на 8 августа три группы из 15 машин поднялись с аэродрома острова Эзель (Сааремаа) и, после дозаправки и загрузки бомбами, выполнили задание. Советские бомбардировщики Балтийского флота, прозванные в народе «Букашечка» (каждая была оснащена восемью бомбами), сбросили на столицу Третьего Рейха несколько тонн бомб, и это деморализовало и ужаснуло противника. Наш «ответ Чемберлену» в прямом смысле нанес сокрушительный удар по геббельсовской пропаганде, которая твердила во всеуслышанье, что советская авиация уничтожена в первые дни войны
Операция состоялась благодаря дерзкому и поистине беспрецедентному решению начальника ВВС Военно-Морского флота Семена Жаворонкова (Сергей Пускепалис).

Ночные налеты на Берлин проводились девять раз. В драме показан первый успешный опыт советских летчиков, доказавших превосходство русского духа и воли над гитлеровцами, которым подпалили «мягкое подбрюшье» в их же «берлоге», казавшейся такой недоступной и сверхзащищенной.

Помимо бомб, накрывших стратегические цели (электростанцию, военные заводы) врага забросали издевательскими листовками, которые содержали провидческий посыл: «Мы к вам все равно вернемся».

                  Подвиг или очередной симулякр?

Картина Константина Буслова – это сугубо повествовательное , масштабное художественное полотно, здесь нет полутонов или дополнительных смыслов, вложенных между строк визуального текста. Фильм предельно понятен, лаконичен и прост, населен как реальными историческими персонажами (Семен Жаворонков – Пускепалис), командующий авиационным полком Евгений Преображенский (Максим Битюков) и летчик-испытатель Владимир Коккинаки (Гела Месхи), так и вымышленными героями.

Очевидно стремление режиссера погрузить зрителя с головой в реальную военную эпоху, а не в костюмированный неправдоподобный спектакль, после просмотра которого возникает неизбежное ощущение отторжения и подтасовки фактов в угоду создания увлекательной и неправдоподобной «картинки». Современного псевдовоенного и порядком надоевшего всем симулякра, но ни в коем случае истории, возвеличивающей подвиг. В «Крыльях над Берлином» время оживает, пульсирует, наполняется аутентичными призвуками местного колорита: дышит травяными ароматами пастбищ и испарениями эстонских болот, где в осоке звенит назойливый гнус.

Новый подход к высококачественным съемкам осуществлен исключительно за счет кропотливой работы над компьютерной графикой, которая в драме Буслова выше всяких похвал. Картина содержит свыше 900 (!) компьютерных кадров.   

Сюжет фильма ограничен первым боевым вылетом и подготовкой к нему. Последующие были мене удачными – немцы учли свою непростительную ошибку…

Задача предстояла непростая – пролететь 1 тыс. 800 километров без дозаправки, поразить цели, отбиться от фашистских истребителей (взять своих для защиты не представлялось возможным – истребитель не сможет взять на борт столько топлива) и вернуться живыми назад. Насколько это было сложно сделать, красноречиво говорит эпизод, в котором перегруженный бомбардировщик - торпедоносец загорается и падает. Легендарный летчик – испытатель Владимир Коккинаки (Гела Месхи) не учел, что при заданном тоннаже машина не сможет преодолеть столь внушительное расстояние. Выбор придется сделать не в пользу бомб, а топлива.  

Фильм густонаселен, и это обстоятельство, к сожалению, не дает раскрыться характерам героев, которые даны пунктиром. У каждого – своя «фишечка»: лейтенант Черемис (Александр Метелкин) разбивает женские сердца, железобетонный капитан Выдрин (Сергей Гилев) пытается скрыть проблемы со здоровьем (падает в обморок от глотка молока), Евгений Преображенский (Максим Битюков) играет на баяне, а стрелок Мурашов (Степан Белозеров) – сама непосредственность! Тискает в казарме приблудного котенка, дурачится на ночном дежурстве, едва не подняв в воздух боевую машину. А что остается деревенскому парню? Предаться суеверной панике? Все его предшественники погибли – на боевом вылете на бомбардировщике первые пули достаются стрелку…

Опасение вызывала неизбежная «протезная» вставка любовной линии, без которой ни один фильм про войну сегодня обойтись не может в угоду кассовым интересам. Однако Буслову удается избежать намозолившего глаза штампа: хронометраж фильма не позволяет размазывать альковную историю по тарелке. Страсть, вспыхнувшая между «госпожой учительницей» Эммой и Выдриным дана полунамеками и даже в какой-то момент носит морально – оправдательный характер бомбардировки советскими летчиками ночного Берлина. Ибо как бы аккуратно не поражались цели, потери среди мирного населения не исключены. Эмма становится жертвой фашистского налета на базу, и капитан Выдрин выносит ее, раненую, из пожарища на руках.      

Главную задачу Константин Буслов выполнил, показав, насколько непросто пришлось «птенцам Преображенского» - летчикам 1-го минно-торпедного авиационного полка ВВС Балтийского флота. Ночной полет на предельной высоте вслепую (соблюдение режима тишины), ориентировка по картам и, в лучшем случае, по огням городов. Преодоление грозового фронта и двух зенитных колец, надежно защищающих Берлин, сверхточный сброс смертельного груза на стратегически важные объекты, не зацепив при этом мирные кварталы…

Минус в одном – минимализации боевых сцен, оглушивших зрителя в самом начале фильма, и свернутых в финале. Быть может, переборщили с подготовкой к спецоперации и не уложились в метраж?

Так или иначе, но «1941. Крылья над Берлином» по своей исторической правоте оставляют «Девятаева» Бекмамбетова позади. Здесь и тема Родины не завуалирована нейтральным словом «дом», и вымышленные друзья-враги вкупе со вселенским злом в лице НКВД отсутствуют.

Достойный фильм, дающий надежду, что настоящее военное кино советской выправки наконец-то возвращается на российский экран.  

        Из истории вопроса. Как «букашечка» Илюшина бомбила Берлин  

«Ил-4», или «ДБ-3Ф», - дальний бомбардировщик КБ им. Ильюшина. В основу конструкции лег бомбардировщик ДБ-3, совершивший первый полет летом 1935 года под управлением летчика-испытателя Владимира Коккинаки. В этой машине Ильюшин старался совместить большую скорость и предельную дальность полета. В 1936 году на самолете установлено пять мировых рекордов. Для своего времени бомбардировщик был одним из лучших в мире, однако руководство ставило перед конструкторами новые серьезные задачи.

Машина оказалась сложной в эксплуатации и имела много производственных дефектов: течи топлива, трещины бензобаков, отказы тормозов, разрушения основных опор шасси, низкая надежность моторов, большой разбег. В 1939 году были поставлены фантастические сроки производства модернизированного самолета ДБ-3Ф. Не прошедший даже заводские испытания бомбардировщик нужно было запустить в производство в четвертом квартале 39-го. Создание самолета и запуск его в производство - настоящий подвиг авиаконструкторов, инженеров и рабочих заводов. Если у машины и имелись дефекты, это было связано с оправданной предвоенной ситуацией спешкой, а не с просчетами создателей крылатого торпедоносца.

Опытные экипажи блестяще справлялись с поставленными перед ними задачами. Доказательство тому – бомбардировки Берлина, проведенные с 7 августа по 5 сентября 1941 года.

P.S.

Скоро зрители увидят еще один победоносный «крылатый» фильм. Режиссер Алексей Герман-младший и его жена - художник-постановщик Елена Окопная - ведут работу над глобальным проектом «Воздух».  Действие драмы Алексея Германа-младшего, рассказывающая о подвигах полка женщин - летчиц, разворачивается в 1942 году. Как уже сообщалось, согласие продюсировать картину выразил Карен Шахназаров, проект поддержали Министерство культуры, Фонд кино и Фонд «КиноПрайм». История авиаполка выдуманная, но у героинь фильма реальные прототипы, сражавшиеся с мужчинами плечом к плечу в истребительных и бомбардировочных эскадрильях. Характер ленты – стратегически – пропагандистский. К сожалению, в мире до сих пор не знают, что во время Великой Отечественной войны на фронтах воевали почти миллион женщин...

«Воздух» - аллегория пути советского народа к победе, сумевшего остановить бездушную нацистскую машину, показавшая, каких жертв нам это стоило.

Фото из открытых источников - Яндекс.


Автор: Анастасия Петракова







Загрузка комментариев...
Читайте также
вчера, 23:05
Свои знания в области истории ВОВ проверило рекордное количество...
вчера, 20:56
В Москве губернатор встретился с президентом Российского футбольного...
вчера, 22:48
Об этом сообщает ГУ МЧС России по Смоленской области.
вчера, 22:00
Конфликт между «товарищами» произошел в конце февраля.
Новости партнеров