Смоленск: забытый гений

Культура

В летописи СГМА немало уникальных и не известных смолянам страниц. Одна из них – Петр Триодин, выдающийся русский и советский композитор, создатель первой советской оперы «Князь Серебряный» и… талантливый анатом и врач-эпидемиолог, стоявший у истоков создания медицинского факультета Смоленского государственного университета им. Октябрьской революции.

ТриодинВоистину несовместимое сочетание – врач и музыкант!  В голове не укладывается: одной рукой препарировать трупы, другой – писать сложнейшие симфонические партитуры…
Когда-то его имя было у всех на слуху: еще бы, ведь именно Триодину принадлежит авторство песни «Два сокола» - оды, восхвалявшей Сталина и Ленина. Скажете, типичный образчик политической конъюнктуры? Нет! Потомок дворян и сын священника искренне  верил в коммунизм и отдавал все свои силы служению народу. Это он обогатил нашу культуру, собирал и «гранил» песенный фольклор для  Русского народного оркестра им. Николая Осипова.
Сегодня о Триодине мало кто помнит. Профессура СГМА – Владимир Глотов и Александр Литвинов - решили вернуть из небытия имя композитора и подарить смолянам утраченную музыкальную Атлантиду – творчество Петра Николаевича Триодина.
29 сентября в рамках музыкального фестиваля «Смоленская осень» состоится мировая премьера «Праздничной увертюры» Петра Триодина. Впервые увертюра, написанная для симфонического оркестра, прозвучала  в исполнении Русского народного оркестра имени Виктора Дубровского. 
- Семь лет назад мой коллега, профессор Владимир Глотов рассказал мне о потрясающем человеке – Петре Триодине, который с 1919 по 1923-й год возглавлял анатомический институт Смоленского государственного университета им. Октябрьской революции и руководил кафедрой анатомии человека, - говорит Александр Литвинов, профессор кафедры терапии факультета усовершенствования врачей и профессиональной подготовки специалистов СГМА. - Меня поразило, что  он был не только врачом, но и талантливым, известным на всю страну композитором. Печально - в Смоленске жили такие удивительные люди, а память о них ушла. Как можно было допустить такое?! Ведь это же уникальная личность! Песни Петра Николаевича пел Сергей Лемешев, Людмила Зыкина, Иван Козловский…. Глубина и сила таланта сближает Триодина с великим Бородиным. 
Невероятно, но факт: отец Петра Николаевича, священник, был категорически против увлечения сына музыкой. Дело в том, что сестра Триодина Александра стала артисткой вопреки отцовской воли и выступала под псевдонимом «Смоленская» на оперной сцене. Конфликт отца и сына привел к тому, что Петр ушел с четвертого курса Санкт-Петербургского университета (он учился на биологическом отделении), уезжает в Юрьев (Дерпт, ныне Тарту) и поступает на медицинский факультет. Но мечты о музыке никогда не покидали его: даже в Юрьеве Петр вместе с другими студентами организовал студенческий хор, симфонический (!) оркестр и кружок любителей русского фолка. Беспокойная душа!
- Триодин – наша русская музыкальная Атлантида, - убежден Владимир Глотов, профессор кафедры анатомии СГМА. -  Если бы композитор такого уровня жил в Литве, уверяю вас, что каждый школьник знал бы его имя, каждый оркестр играл бы произведения Триодина. Мы обязаны вернуть Петра Николаевича Триодина из небытия, пропагандируя его творчество.
            «Акушер писал либретто, доктор – музыку писал»…
- О Триодине я узнал совершенно случайно, когда работал с рукописями своего учителя, Петра Федоровича Степанова, - рассказывает Владимир Александрович. -  Масштаб этой личности невероятен! Россия  услышала о нем 10 мая 1910 года, когда оркестр  эстонского театра «Вайнемуйне» впервые исполнил его 1-ю симфонию F-dur… Симфонию, написанную студентом выпускного курса Юрьевского университета (Тарту). В 1919 году Петр Триодин  пишет произведение для симфонического оркестра - свою знаменитую «Праздничную увертюру», которую он впервые исполнил в Смоленске. 1920 год – «Симфония №2», еще один подарок городу, в который его занесла судьба.
Творчество Петра Николаевича было обречено на успех – 6 марта 1922 года в Оперном театре прошла большая премьера первой советской оперы «Князь Серебряный» по мотивам одноименной повести Алексея Толстого. Кстати, либретто для «Князя» написал смоленский врач-акушер С.П. Чернов.  Гиляровский не смог удержаться и сострил: «Как, скажите мне про это, к нам «Серебряный» попал? Акушер – писал либретто, доктор – музыку писал». Помните песню «Ах ты, степь широкая»? Ее пел Вячеслав Тихонов в фильме «Семнадцать мгновений весны», это ее с дрожью в голосе тянул Борис Бабочкин в легендарном «Чапаеве»… Выяснилось, что это не самостоятельное произведение, а фрагмент из оперы «Князь Серебряный», выдержавшей 67 представлений! Многие произведения Триодина до сих пор на слуху, просто мы совершенно позабыли, кто был их автором.
В 1924-25 годах Петр Николаевич пишет оперу «Степан Разин», которую в течение года ставили на сцене Большого театра.  Вскоре она сошла, не выдержав натиска авангарда. Критики даже обвинили Триодина в… излишнем консерватизме: «Стасову ваша опера непременно понравилась бы, но она, увы, архаична». Похвалили его или отругали? Сложно сказать, однако на «Князя Серебряного», завоевавшего любовь слушателей, поступили семь заявок. Была ли поставлена эта опера  в советских  театрах мы, к сожалению, не знаем.  Зато известно другое:  изготовить декорации к «Степану Разину» поручили Васнецову, но в самый последний момент его попросили выполнить другой заказ.
Сама судьба Триодина необыкновенна - этот человек явился своеобразным отражением событий, происходивших в начале XX века. В 1912 году Триодин получает диплом врача, но вскоре за участие в политической демонстрации протеста по поводу Ленского расстрела ссылается на три года под надзор полиции в Вологодскую губернию в село Бакшеево, расположенное в 120 верстах от железной дороги. Пьяный урядник и фельдшер – вот и вся местная интеллигенция… Петр Николаевич прожил в глуши два года, но времени даром не терял, собирал чудные народные песни.
В 1914 году начинается Первая Мировая война. Триодина направляют на Западный фронт в качестве военного врача. В этот период он начинает заниматься научной работой – в журнале «Русский врач» появляется несколько публикаций, посвященных особенностям течения тифа у вакцинированных и не вакцинированных больных.  
                        «Два сокола» в Раю
На фронте врач и композитор встретил свою любовь – Ольгу Гурко-Ромейко, сестру милосердия. Я считаю, что вклад дворян Гурко-Ромейко и Вонлярлярских равносилен вкладу Тенишевой в культуру Смоленщины! Только Тенишева занималась искусством, а эта семья – благотворительностью и медициной. После революции Петр и Ольга вернулись в Смоленск и осели в имении Ольги Александровны в Раю. По инициативе Триодина в Смоленске создается первый Оперный театр, такого театра и сейчас у нас нет! В это время в Смоленске по указу Ленина создается Смоленский государственный университет им. Октябрьской революции. Триодин становится одним из организаторов университета, участвует в создании Анатомического института (ныне – кафедры анатомии СГМА), где с 1920 по 1923 годы работает ассистентом. И пишет музыку для симфонического оркестра.
 Петр Николаевич Триодин – великолепный пример русского интеллигента, который принял революцию осознанно, всем сердцем. Он не добивался карьеры, хотя всегда занимал высокие посты, и честно служил своей родине. С началом строительства Днепрогэса в 1927 году возникла необходимость в санитарно-противоэпидемической работе среди днепростроевцев. Как вы думаете, кто возглавил санбюро Днепрогсэса? Триодин! 
А затем началась кочевая жизнь – Днепрострой, строительство канала Москва-Волга, экспедиции в очаги эпидемических вспышек в Белоруссии, на Дальнем Востоке, в Казахстане. И всюду, в свободное от работы время врач-музыкант собирал и обрабатывал народные песни, писал небольшие фортепьянные «безделушки», организовывал  хоры и оркестры. В 1934 году создал музыкальное оформление кинофильма «Иван Павлов» и увертюру «Ладушки», в 1938 году - музыку для  первого советского мюзикла  по популярной в то время пьесе Давыдовского «Кому на Руси жить хорошо».
В 1941 году кандидат медицинских наук Триодин добивается отправки на фронт. Вот что пишет жене этот самоотверженный человек в 1942 году: «..Война сейчас поглощает и заслоняет все. Но для нас война имеет смысл постольку, поскольку победа обеспечивает наше счастливое будущее, громадные перспективы созидания, творчества, расцвета сил и способности людей. Сейчас самое главное – выдержать во что бы то ни стало. Когда после войны пойдет проверка, кто что сделал для родины, для своего народа, я смогу с чистой совестью сказать: сделал все, что только было в моих силах и возможностях. Вот это сознание меня и поддерживает». 
И он действительно делал все, что мог для фронта и для Победы: попав в засаду под Велижем, в течение всей ночи вел перестрелку с немцами, несколько раз был ранен. Отказался от отправки в госпиталь и продолжил воевать. И – творить!  В 1944 году Петр Николаевич написал знаменитую песню «Два сокола», посвященную Сталину и Ленину.
После войны здоровье композитора ухудшилось. Ирония судьбы: эпидемиолог, все свои силы отдавший борьбе с инфекционными болезнями, заболел туберкулезом.  Триодину пришлось распрощаться с медициной – он полностью отдается музыке. Тесно сотрудничает с Русским народным оркестром им. Николая Осипова (кстати, за сорок лет он написал более 100 произведений для этого прославленного коллектива), создает сюиту «Картинки из русских сказок», фантазию «Партизаны», произведение для хора «Ленин»,  пишет цикл вокальных произведений «Вдоль по Питерской». До сих пор сюита «Картинки из русских сказок» входит в программу белорусских институтов искусств, где готовят специалистов, руководителей оркестров русских народных инструментов! А «Детские музыкальные загадки» Петра Николаевича в свое время издала Академия педагогических наук СССР.    
Триодин продолжил работу над оперой «Иван Грозный», за которую взялся еще в 1944 году. К сожалению, как и бородинский опус  «Князь Игорь», она не была закончена – в планы композитора вмешалась смерть...
                             Мистическая связь
- Мне кажется, что между Александром Бородиным и Петром Триодиным существует некая мистическая связь, -  признается Владимир Александрович. - Бородин умер 15 февраля 1887 года. А 15 марта 1887 года в Санкт-Петербурге  родился Триодин.  Реинкарнация души? Так или иначе, но их судьбы тесно связаны между собой. Бородин, как и Триодин, разрывался между двумя стихиями – химией и музыкой, но так и не мог отдать предпочтения науке или искусству. Свои главные произведения ни Бородин,  ни Триодин  не смогли завершить именно по этой причине. Если бы Александр Порфирьевич не сломал ногу и не оказался в больнице, он никогда бы не взялся за «Князя Игоря»…
Еще одно удивительное совпадение: после смерти Александра Порфирьевича  его «Князя Игоря» заканчивал Александр Глазунов.  А Триодин учился у великого Глазунова! Занятия композицией продолжались два года, с 1907 по 1909 годы. Александр Константинович оценил несомненный композиторский   дар у молодого Триодина,  но был к нему требователен и строг, заставляя его помногу раз переделывать партитуры. Мэтр настойчиво советовал Триодину бросить университет и поступить в консерваторию…
           Справка «РП»
Петр Николаевич Триодин родился 15 марта 1887 года в Санкт-Петербурге в семье священника. Его отец, Николай Васильевич Триодин, служил при церкви на Смоленском кладбище и был широко образованным человеком – владел семью иностранными языками, увлекался музыкой и пением. Мать, Мария Ивановна, происходила из старинного литовского княжеского рода, была отличной пианисткой. Она передала сыну свою любовь к музыке и научила его игре на рояле. Семена упали на благодатную почву - в девять лет маленький Петя написал музыку к стихотворению Пушкина «Эхо», сочинял (!) романсы, песни и пьесы для фортепиано.
          О Триодине узнает весь мир
Длительная переписка с архивами позволила Глотову и Литвинову  найти некоторые из произведений Триодина. Например, вторую часть музыкальной композиции, украсившей фильм «Иван Павлов» и, что весьма немаловажно,  «Праздничную увертюру». Вот так судьба привела медиков к главному дирижеру Смоленского русского народного оркестра им. Виктора Дубровского  Николаю Степанову…
- Признаюсь честно – я испытал шок, когда в мои руки попала рукописная партитура «Праздничной увертюры», - говорит Николай Николаевич. -  Я никогда раньше ее не слышал. Начал перепевать произведение, написанное для симфонического оркестра, и понял, что этот замечательный материал, замешенный на русской былине, блестяще прозвучит в исполнении народников! И это будет мировая премьера. В дальнейшем я продолжу работу над произведениями Триодина,  меня очень волнует его музыка к пьесе Давыдовского «Кому на Руси жить хорошо».
Еще вчера, говоря о музыкальной Смоленщине, мы сразу вспоминали Михаила Ивановича Глинку. Сегодня у нас появилось новое имя, которым мы можем гордиться. Убежден, что произведения Петра Николаевича Триодина станут визитной карточкой нашего оркестра на гастролях за рубежом.








Загрузка комментариев...
Читайте также
10 минут назад
Мужчина заснул с сигаретой, а разбудить его было некому.
вчера, 22:13
Александр Новиков отметил, что общие цели - экономическое и ...
вчера, 21:44
вчера, 21:10
Сотрудники Госавтоинспекции провели совместный с судебными п...