«Пальма» в Смоленске. На привязи большого сердца у взлетной полосы

Культура

18 марта в российский прокат вышел самый пронзительный и добрый фильм года - дебют в большом кино Александра Домогарова - младшего «Пальма».
Картина - современная реплика фильма Станислава Ростоцкого «Белый Бим Черное ухо», снятого по одноименной повести Гавриила Троепольского, но  не такая душераздирающая и трагическая. Положа руку на сердце, вряд ли хоть один человек, знакомый с историей нечеловеческой собачьей преданности, найдет в себе силы пересмотреть или перечитать Бима. Сердце на разрыв!
«Пальма» - фильм о верности и настоящей любви. Финал у «Пальмы» счастливый, но даже не самый сентиментальный человек на свете способен не единожды разрыдаться во время просмотра, хотя «Пальма» лишена конъюнктурного слезовыжимания.
Фильм очень важный и нужный. Всем нам сегодня очень не хватает веры в людское неравнодушие! «Пальма» дает шанс обществу, которому, как говорит героиня Литвиновой в трагифарсе Муратовой, «я бы поставила ноль».
«Наш фильм - про людей, которых собака заставляет вести себя по-человечески», - говорит сыгравший в драме одну из главных ролей актер Виктор Добронравов.
Это русское кино, за которое не стыдно.

                        «Два года ждет»

История, которая легла в основу фильма, произошла на самом деле в московском аэропорту «Внуково» в 1974-76 годах. Один из пассажиров оставил на взлетной полосе собаку. Улететь с ним она не смогла - в решающий момент у рассеянного или забывчивого владельца не оказалось справки от ветеринара. Брошенное животное поселилось в строительных бытовках и, едва заслышав шум двигателей, выбегало встречать каждый «Ил-18», на котором улетел за границу ее хозяин. Овчарка прославилась на весь Советский Союз - статью о собаке с заголовком «Два года ждет» опубликовал в «Комсомольской правде» очень известный в то время журналист Юрий Рост.

Было одно «но»: пес ждал своего человека не несколько месяцев, как в фильме, а - годы. И умер, так и не дождавшись.

Процитированная в «Пальме» статья под заголовком «На привязи у взлетной полосы» получила такое название из-за картины Владимира Хмельницкого. Эту трогательную историю о верной собаке из Внуково экранизировали в 1988 году.

Ее не стали осовременивать, так и оставив прежнее время и место действия - 70-е годы прошлого века. Но неизменным осталось одно: собаку ради достижения корыстных, мелкотравчатых целей превращают в символ, которым начинают агрессивно манипулировать. Происходит чудовищная трансформация - и ребенок, и Пальма становятся пешками в чужой игре, и при этом абсолютно никого не волнует, что творится в их чистых и не отформатированных миром взрослых душах.

Съемки «жареного» сюжета, щелчки фотокамер. Демонстрация советского гуманизма, выразившаяся в постройке вольеры у кромки взлетной полосы.   Реклама уклада социалистического строя, где заботятся о каждом члене общества (даже если это не человек, а всего лишь его четвероногий друг), мало чем отличается от нравов мира капитала и забугорных лозунгов «Все на продажу!». И там, и здесь – фальшь и равнодушие. Имитация человечности. Эксплуатация лучших чувств в интересах власть имущих – партийных чинуш и допустившей казус администрации образцового аэродрома. Собаке, как ни крути, не место на взлетной полосе!

Пожалуй, один из самых тяжелых эпизодов картины тот, где у отчаявшейся Пальмы отказывает сердце, и ветеринар констатирует неизбежность: «До утра не доживет». Ночью пошел ливень, и мальчик пытается растормошить, закрыть своим телом умирающую от тоски собаку, у которой нет ни сил, ни желания укрыться в будке от проливного дождя…  

Наверное, именно в эту тоскливую ночь Пальма поняла, что ее предали. Променяли ее привязанность к человеку на перспективную и многообещающую загранкомандировку. Хозяин вернется не за ней, собакой с большим сердцем. Вернется, чтобы забрать из-за опасения лишиться работы в торговом представительстве и партбилета – уж слишком широкую огласку получила эта история!

Взлетная полоса (символ стремительной карьеры, денег и успеха) - ничто. Верность, любовь, преданность (сердечная привязь) - все.

Человек, бросивший друга на произвол судьбы, не достоин его. Порог терпения превысил допустимую отметку на шкале молчаливого отчаяния.

Собака (хотя такое в реальности практически невозможно – импринтинг, глубокая эмоциональная связь с хозяином) делает свой выбор.

                «Пальма» - это не русский «Хатико»

«Пальма» интересна не столько перипетиями на аэродроме и дилеммой, выживет ли на воле домашний питомец. Через историю человеческого предательства и собачьей верности режиссер размышляет над более широким кругом вопросов, чем просто связь человека и животного: о сложности выбора между долгом, карьерой и - ЧЕЛОВЕЧНОСТЬЮ, о милосердии, взаимоотношениях в семье и дружбе. Потере близкого человека и о том, как эту потерю пережить. Обо всем, что так важно в жизни.

…Когда-то летчик Лазарев (Виктор Добронравов) ради неба бросил жену и сына. Судьба вносит свои коррективы в планы пилота, мечтающего о международных полетах. Женщина внезапно умерла, и Лазарев вынужден забрать сироту Колю (Леня Басов) на воспитание. Душевного контакта между отцом и сыном нет, и Пальме суждено стать тем «суперклеем», который накрепко свяжет родных по крови, но по сути чужих людей.

Ни один, даже самый профессиональный актер никогда не переиграет ребенка и животное. Чистоту взгляда, искренность сымитировать невозможно. Десятилетний Басов и овчарка Лили (Пальма – Альма) вернули на экран хорошее и доброе, снятое в лучших советских традициях детское кино, которое будет интересно не только неискушенному зрителю.       

А если говорить о недочетах фильма (а они, безусловно, есть), так это неудачное и довольно однообразное музыкальное сопровождение в духе американской «Лесси» и комичный опереточный злодей из охраны безопасности аэродрома, пытающийся любым возможным способом извести Пальму. В реальности ни одна собака не выстоит против человеческой жестокости…

Бесспорное достоинство «Пальмы» в том, что ее история - важный инструмент, с помощью которого можно попытаться исправить идущее к расчеловечиванию современное общество, когда животное становится неодушевленным предметом. Игрушкой, а не другом. Когда подросткам некому объяснить, что никто не способен любить так, как это дано собакам.

Живодеры были, есть и будут, но когда ими становятся дети, - это страшно.

…Когда восьмилетняя девочка душит котенка, а ее подружка снимает убийство живого существа на камеру (Армавир), - это чудовищно. Атрофия сердечной мышцы!

Когда мать, подозвав уличную собачонку, дает ребенку котлету со стрихнином с напутствием: «Скорми и убей» (Санкт-Петербург). Когда парочка нелюдей обливают котенка кипятком, решив проучить за «непослушание» (Смоленская область, Вязьма).

Видеохостинг «ютюб» пестрит подобными кошмарными съемками.

Быть может, мы уже опоздали, и возврата назад не предвидится?

Надеюсь, что нет.    

...В сеттере, который на долю секунды (и рассмотреть-то сложно, если отвлекаться на попкорн!) мелькнул на экране, читается бессмертный образ Белого Бима Черное ухо...

Александр Домогаров – младший передает привет Троепольскому и Ростоцкому. Да здравствует человечность и гуманизм!

P.S.

Нашу «Пальму» увидит весь мир. «Пальму» возьмут в прокат в Польше, Прибалтике, Китае и Вьетнаме. Не исключено, что ее купят в Германии и Италии. Японская адаптация картины выйдет под названием «История Акиты и Пальмы».

   Фото Яндекс.

 


Автор: Анастасия Петракова







Загрузка комментариев...
Читайте также
вчера, 23:05
Свои знания в области истории ВОВ проверило рекордное количество...
вчера, 20:56
В Москве губернатор встретился с президентом Российского футбольного...
вчера, 22:48
Об этом сообщает ГУ МЧС России по Смоленской области.
вчера, 22:00
Конфликт между «товарищами» произошел в конце февраля.
Новости партнеров