В Смоленске открылась выставка «Блюз над Парижем»

Культура

Экспозиция КВЦ им. Тенишевых познакомит смолян с творчеством величайших художников XIX - XX веков: Огюста Ренуара, Пабло Пикассо и Андре Массона.

Этот уникальный выставочный проект предоставлен московской компанией «АРТГИТ». В экспозиции работы, выполненные в технике офорта, литографии и гелиогравюры, из частных коллекций Франции и США.

На рубеже XIX - XX веков Париж являлся центром культурной жизни Европы и свое-образной меккой для художников всех стран. Здесь кипит творческая энергия, рождаются новые идеи направления в искусстве, воплощаются замыслы будущих гениев. Ренуар, Пикассо, Массон - творческие биографии этих художников неразрывно связаны с Парижем. Новаторы в творчестве и бунтари в душе, именно здесь они предложили новые идеи в искусстве и доказали своими произведениями их состоятельность.
* * *
Пьер Огюст Ренуар (1841 - 1919) обосновался в Париже с раннего детства, в этот город его семья переехала из французской провинции в 1844 году. В 1872 году Ренуар с друзьями создал «Анонимное кооперативное товарищество», первая выставка которого закончилась провалом, а его сотоварищи получили оскорбительное по тем временам прозвище - «импрессионисты», что буквально означало «впечатлисты» (так назвал их один из критиков: от французского impression - «впечатление»). Несмотря на бедность, именно в эти годы художник создал свои главные шедевры. Он стал первым из импрессионистов, кто получил широкую популярность у парижских ценителей искусства.
На выставке представлены портреты, созданные Ренуаром в разные периоды жизни, среди которых особое место занимают детские. Немногие художники изображали детей с такой искренней симпатией. Его способность быстро писать портреты с натуры (30 - 40 минут на портрет) позволяла передавать детскую непосредственность. Любимыми его моделями были его собственные сыновья, дети друзей. Многие представители парижской буржуазии заказывали портреты своих отпрысков у художника.
В экспозиции можно увидеть несколько изящных работ Ренуара с изображением купающихся женщин. Этот сюжет нередко присутствовал в творчестве художника, который является одним из величайших мастеров в жанре «ню» за всю историю живописи.
* * *
Пабло Пикассо (1881 - 1973) переехал в Париж из Испании в 24-летнем возрасте в 1904 году и поселился в знаменитом монмартрском общежитии для бедных художников Бато-Лавуар.
С этим городом связаны наиболее плодотворные этапы его творчества - «розовый» период и зарождение кубизма.
На выставке представлены работы Пабло Пикассо из «Калифорнийского альбома» (свое-
образного дневника жизни художника в ноябре 1955-го на вилле «Калифорния»). Эта серия создана как ежедневные наброски чувств и эмоций в пору его последней любви. Художник изображает свою мастерскую и возлюбленную, переходя от довольно сложной графики к стилизациям в духе детского творчества. С одной стороны, рисуя свою любимую в восточных костюмах, художник как бы подчеркивает ее покорность, а с другой - образ ее обрастает множеством противоречивых нюансов, и в итоге красавица из гарема превращается чуть ли не в индийское многорукое и многоликое божество.
Литографии из серии «Пикассо и человеческая комедия» выполнены художником в период глубокого личного кризиса. Оказавшись в одиночестве, в трагических размышлениях по поводу старения и смерти, Пикассо создает иногда наивные, а порой иронично-смешные картинки окружающего его мира. Здесь наездники, карлики, клоуны, акробаты соседствуют с обнаженными моделями и художниками, пытающимися запечатлеть неповторимый миг.
«Прошлой зимой Пикассо работал неутомимо над серией рисунков, которые входят в число лучших, чрезвычайно смелых, самых остро человеческих из всего, что он произвел в течение своей долгой и блестящей карьеры...» - так охарактеризовали современники выход в свет серии «Пикассо и Человеческая комедия».
* * *
Бельгиец Андре Массон (1896 - 1987) окунулся в парижскую жизнь в 1912 году, когда ему было всего 16 лет. Здесь он познакомился с поэтом и художником Максом Жакобом, близким другом Пикассо. Его ранние работы проникнуты влиянием импрессионизма, символизма и кубизма.
Массон участвовал в Первой мировой войне и был демобилизован по ранению. В 1922 году он поселился на Монпарнасе и вошел в круг сюрреалистов.
Цветные офорты Андре Массона из серии «Эпизоды», впервые экспонируемые в России,  придают выставке особую уникальность. Мастер спонтанного творческого процесса проявляется в этих работах как автор лирической абстракции. Молниеносные зигзаги, разбегающиеся и пересекающиеся штрихи, диффузные пятна, тонкие линии классического рисунка образуют подобие призрачных проекций, являющих собой человеческие тела на лоне природы. Фоны работ ассоциируются то с растительными зарослями, то с полетом птичьих стай над пустынной местностью, то с пенящимися водными потоками. «Эпизоды» иллюстрируют представления художника о слитности физического мира и сознания.
* * *
Объединение в рамках одной выставки работ трех гениев позволяет открыть не только грани их творчества, но и личностное восприятие художниками окружающего мира. Своими произведениями они продолжают вести со зрителем своеобразный диалог.


Автор: Анатолий Соловьяненко







Загрузка комментариев...
Читайте также
вчера, 23:05
Свои знания в области истории ВОВ проверило рекордное количество...
вчера, 20:56
В Москве губернатор встретился с президентом Российского футбольного...
вчера, 22:48
Об этом сообщает ГУ МЧС России по Смоленской области.
вчера, 22:00
Конфликт между «товарищами» произошел в конце февраля.
Новости партнеров