«Стрельцов». Хилой грудью на амбразуру

Культура
«Стрельцов». Хилой грудью на амбразуру

Рецензия культурного обозревателя «РП» на новую отечественную спортивную драму.

Как правило, природа отдыхает на детях талантливых людей. Однако эта аксиома не мешает звездным сынкам срывать большой куш! За предыдущие выходные картина молодого и, как показала практика, совершенно неопытного сына Алексея Учителя Ильи «Стрельцов» собрала 117,9 миллиона рублей, возглавив российский кинопрокат.

Илья решил сказать новое слово в жанре спортивных байопиков и, не побоюсь этих слов, спекулятивно и конъюнктурно слепил из трагедии советского спорта сладенькую фантазию про любовь-морковь в духе «Стиляг», неизвестно зачем забив «пяточкой» в альковные «ворота» легендарный стрельцовский мяч.

А как не слепить? Повод-то подходящий есть! В июле этого года исполнилось 30 лет со дня смерти великого «торпедовца». Значит, пора ковать железо, пока горячо, и штамповать по шаблону плоские околофутбольные мелодрамы. Футбол тут вообще приключился… неожиданно. Как рекламная красивая упаковка, без которой обойтись никак невозможно. Все-таки одиозный Эдуард Стрельцов был гениальным игроком в истории отечественного футбола.

И о его личной трагедии в этой компьютерной выдумке нет ни слова. Фильм не отвечает на главный вопрос: как Стрельцов смог влюбить в себя всю страну? Как смог вырваться из рядов спортивных статистов, став единственным и неповторимым?

Зато режиссеру и его команде удалось другое. Создатели картины пошли по проторенной дорожке. Величайшего форварда XX века, чья карьера была разбита вдребезги чудовищным обвинением, однако сумевшего вернуться в профессиональный спорт, войти в сборную и добиться звания лучшего футболиста СССР, Учитель окружил проверенными, но, с точки зрения киноискусства, дешевыми штампами. Заодно заштамповав и самого Стрельцова заурядной игрой узкоплечего и малорослого Александра Петрова, которому бы гопника играть (что он у Люка Бессона в «Анне» и делает - естественно и непринужденно), а не историческую личность, крепкого, атлетически сложенного мужика, от которого на поле отлетали соперники.

Штампы персонализированы в лице комсомолки, наверняка спортсменки и просто красавицы (любовная тема - куда ж без нее, иначе кассовых сборов не будет!), мудрого и все понимающего тренера (типичный голливудский образ отца), лучшего друга и злодея (черного человека в костюме сером из партийных рядов).

Как и в случае со скучным и неинформативным фильмом «Лев Яшин. Вратарь моей мечты», в «Стрельцове» две трети экранного времени занимает… примитивная мифологизированная мелодрама, а не правдивый рассказ о восхождении, падении и возрождении не сломленного жизненными обстоятельствами человека.

Так почему-то и кажется, что влюбленные в Петрова девушки (да-да, такие есть!) в ажитации начнут швырять из зала в экран атрибуты шелкового бельишка.

А ярких моментов из биографии скандального Эдуарда и динамичных, запоминающихся матчей не ждите. Здесь нет и намека на красивую спортивную драму, катастрофически не хватает спортивных эмоций, накала страстей на поле и свойственного профессиональному спортивному кино напряжения. Хаотические нарезки «про спорт» погоды не делают, играя здесь второстепенную роль, а клубничный эпизод с предложением руки и сердца на футбольном поле словно вырезан из голливудской мелодрамы.

Дающие представление о мастерстве Стрельцова встречи с разгромным счетом (например, тот же матч против Швеции в Стокгольме в 1955 году) в фильме почему-то так и не показали. Полуфинальный матч Олимпиады-1956 СССР - Болгария отчего-то стал «решающим». И то счастье! Правда, «кондитеры от кино» переборщили со сладким и здесь, приукрасив события до такой степени, что становится тошно.

Ванильный какой-то «Стрельцов» получился. Такой весь чистенький, ангелок, покрытый сусальным золотом! Режиссер показывает красивые картинки из жизни «золотой советской молодежи», в которые верится с трудом. Гопник, безотцовщина, выросший в нищете, не получился даже у Петрова. Слишком холеный он, не мускулинный для этой роли!

Где фельетоны в «Правде» о его пьяных выходках? А лишение звания заслуженного мастера спорта за победу в олимпийском Мельбурне?

Где мутные, неспортивные загулы, бесконечные кабаки и штабеля из баб? Жизнь в тюрьме на грани выживания и кровавая бойня на зоне, отнявшая у Стрельцова надежду на будущее?

После пяти лет тюрьмы Стрельцов в фильме выходит на свободу с… набриолиненной укладкой и, садясь в машину, картинным жестом мажора отбрасывает тюремную телегу в сторону, хочется спросить: это как?! Вы вообще воздух зоны нюхали, мальчики?

Вранье, сплошное вранье.

А значит, и шанса на положительный исход у картины, грешащей бесчисленными неточностями и какими-то по-детски наивными выдумками, нет.

С точки зрения реальных фактов из биографии футболиста, мелодрама Ильи Учителя не выдерживает абсолютно никакой критики. Динамичная, опять же напрочь фантазийная (снята ради «красного словца»!) сцена с попыткой догнать поезд на грузовике вызывает недоумение и смех. Рекомендую догнать экспресс на груженной капустой развалюхе - авось и будет толк. В реальности загулявшего накануне Эдика по спецраспоряжению «сверху» просто подождали в Можайске.

Ну и напоследок о конфликте с картинным злодеем с неизменным портфелем чиновника, которого Александру Яценко играть омерзительно, и этого не удается скрыть. Мстительный антагонист только тем и занимается, что изо всех сил плетет паутину интриг вокруг обаятельного милашки Стрельцова. И наконец достигает желаемого: в финале кошмарного сценария, слепленного номенклатурщиком, заведомо безвинного футболиста под белы рученьки гребут в «воронок». Арест происходит за две недели до первого в истории сборной СССР чемпионата мира.

Знаете, почему этот гнусный мерзавец ломает через колено судьбу спортсмена мирового класса? Девочки, сморкайтесь в платочки! Вся эта развесистая клюква приключилась из-за его беспощадной любви к счастливой избраннице Эдика!

Ловкий партийный функционер выныривает и в финале фильма, решительно не давая встретиться Стрельцову с Пеле на одном поле в «Лужниках» в товарищеском матче СССР - Бразилия.

Фантазия Учителя неукротима: полные «Лужники» начинают жечь факелы из газет, пытаясь привлечь внимание дорогого Леонида Ильича, чтобы тот срочно вернул Стрельцова в состав...

Матч - не выдуманный, да вот в реальности Стрельцов в нем не играл, а сборная СССР потерпела поражение от бразильцев со счетом 0:3…

Не уместнее ли было бы показать не выдумку, а правду? Как освобожденный по УДО Стрельцов несколько лет упорно добивался права играть в чемпионате СССР, а сам в это время отбивал «пяточкой» мяч в рамках первенства автозавода имени Лихачева?

Да, кстати, о дружбе. Валентина Иванова в фильме тоже практически нет. Того самого Иванова, что взошел на пьедестал советского (и мирового!) футбола, заменив Стрельца. Как нет и упоминания о том, что именно в самый сложный, решающий и переломный момент друга рядом с Эдуардом не оказалось. Он осуждал пьянство товарища и на подмосковную дачу в тот вечер не поехал. Спешил к жене.

Нет, такой Стрельцов нам не нужен! Искренний, честный и непридуманный, неидеальный кумир советской молодежи не вписывается в современный «спортивный» мейнстрим. Оголливудившемуся российскому «массфильму» требуется глянец, представление о представлении режиссера, который в силу своей незрелости не способен ощутить нерв ушедшей эпохи.

Впервые с момента просмотра злополучных новогодних премьер («Викинг» и «Т-34») я вышла из зала, сожалея о бездарно потраченных деньгах и убитом времени.

Так себе Учитель. Молодой, неопытный…

СКАЗАНО
Илья Учитель: «Нам хотелось показать Стрельцова романтиком, стилягой, Есениным от футбола».

Фото: яндекс

Автор: Анастасия Петракова


Добавьте «Рабочий путь» в ваши источники в Яндекс.Новостях




Загрузка комментариев...
Читайте также
2 минуты назад
СКР по Смоленской области возбудили уголовное дело по факту ...
29 минут назад
Речь идет о новом детском городке, который установили в Смол...
сегодня, 16:39
Об этом сообщил депутат Государственной Думы от Смоленской о...
сегодня, 16:10

Опрос

Как вы считаете: сейчас лучше тратить деньги или сберегать?


   Ответили: 55