Маэстро Баудер: «Жить и играть на родине Глинки»

Культура
Рассказывая об этом человеке, сложно удержаться от превосходных степеней и восторженных эпитетов. И, кажется, что всех без исключения – коллег-музыкантов, зрителей, слушателей – он каким-то необыкновенным образом заряжает своим энтузиазмом.

Творчество Заслуженного артиста России, выпускника двух музыкальных вузов, в том числе академии им. Гнесиных, Александра Баудера невероятно объемно и многогранно – это и сотрудничество с русским народным оркестром им. В.П.Дубровского, и работа преподавателем музыкального училища, и сольные концерты за рубежом. Такая стремительная триумфальная карьера может создать у стороннего наблюдателя обманчивое впечатление, что ему все дается легко и сразу. Но лишь сам Александр Евгеньевич точно знает, сколько титанического труда в это пришлось вложить. «Музыка – большая работа и такое же удовольствие!», - уверен он. Об этом и том, почему музыкант, объехавший Тюменскую область, Украину и Бурятию, влюбился в Смоленщину и вдохновленный нашей областью даже отказался работать с Людмилой Зыкиной, исполнении песни главы города Андрея Борисова и смоленской мечте, – наш разговор.

«Заразили» музыкой
Александр Баудер – уроженец Тюменской области – вспоминает: «До десяти лет я совершенно не думал о музыке, был обычным дворовым мальчишкой. Мама, понимая, что сын бездарно тратит время, настояла отдать меня в музыкальную школу…».
Удивительно, но свободолюбивого пацана это занятие затянуло. «А все почему? Меня «заразил» своей игрой мой педагог Леонид Мартемьянович. Помню, как великолепно он импровизировал на балалайке, воспроизводил обработки различных эстрадных произведений. Так я понял, что этому инструменту подвластно все: и народная музыка, и популярная, и даже джаз. Это было очень сильное впечатление. Меня же он взял учиться по классу домры. После его ухода из школы долгое время таких ярких музыкантов я не встречал. Но в последнем классе музыкальной школы у нас появился новый педагог – Тамара Александровна. Она играла душой…» - говорит Александр Евгеньевич.
Благодаря этому талантливому преподавателю интерес к музыке у юноши окреп еще больше, и он поступил в музыкальное училище в городе Тюмени. Потом был переезд в Донецк (там наш собеседник окончил музыкально-педагогический институт, - прим. автора).
«Последовало распределение в Винницу или Черновцы - я отказался и выбрал Кяхту (республика Бурятия). Именно в этом городе встретил свою будущую жену Татьяну – коренную смолянку – и переехал сюда», - с тех пор Александр Баудер называет Смоленск – «мой город».
- Будучи студентом, я объездил с гастролями множество мест – но такой красоты нигде не встречал, - говорит музыкант. – Помню, первым удивлением для меня здесь стал… памятник Ленина проекта скульптора Кербеля. Такого монумента вождя я не встречал – доброго, спокойного, располагающего. Аналогичные впечатления вызвал и сам город – здесь уютно, безмятежно, негативные мысли не лезут в голову. По прошествии многих лет жизни на родине великого Глинки во мне сохранились эти же ощущения.

ВОСПОМИНАНИЯ
Концерт в газовом месторождении
- Как-то мы отправились в Надым, - рассказывает Александр Евгеньевич. – Холодина… Нас сажают на вертолет и переправляют в Уренгой. Перед глазами – горизонт из грязи. На огромном тракторе с корытом, куда мы сгрузили все инструменты, добрались до первого газового месторождения «Медвежье». Ни проходов, ничего… От удивления, как в таких условиях работают люди, глаза становились все шире. Концерт в этих суровых условиях запомнился мне на всю жизнь!
«Калинка» в Германии с полным аншлагом
- Выступали мы и в Польше, и в Германии… В Хагене я с баянистом Андреем Гореловым работал в оперном театре по контракту в оперетте И.Штрауса «Летучая мышь». Все второе отделение «У графа Орловского» загримированные под украинских казаков в шароварах и яловых сапогах играли там на домре и баяне «Калинку», «Русские пляски», под нас пел хор, танцевал балет. И так – два месяца… С полным аншлагом!

ЦИТАТА
«Михаил Глинка – выдающийся композитор! Помню, прилетев на ЭКСПО-1992 на гастроли в Испанию с Виктором Павловичем Дубровским, в аэропорту мы первым делом услышали симфонические увертюры Глинки – «Ночь в Мадриде» и «Арагонская Хота». Я очень хочу, чтобы его усадьбу в Новоспасском, где мы с Анатолием Смирновым и Татьяной Лангер часто выступаем, привели в идеальное состояние, тогда это место станет еще более притягательно для туристов, любителей музыки, школьников».

«Успех - это 1% таланта и 99% труда»
- Вы сказали, что на ваше становление большое влияние оказали педагоги. Вы также не только артист оркестра им. В.П.Дубровского, но и преподаватель музыкального училища. Какая из этих двух ипостасей вам ближе?
- Я люблю играть и выступать сольно, но не мыслю себя и без педагогики. Все потому, что крайне важно передавать свои умения ученикам.
Да, некоторые великие певцы не могут объяснить, откуда им дарован этот редкий дар (такой была Людмила Зыкина, с которой мне довелось работать). Это имеет место быть. Научить же играть на инструменте можно и нужно! При этом важно донести до ребенка, как передать душу произведения, за которое он взялся. Способности у ученика – это здорово, но музыка это еще и огромная работа. Скажу так: успех - это 1% таланта и 99% труда. Вот вам пример: в академии им. Гнесиных до меня учился один китаец, который за пять лет переиграл всю литературу для баяна. Это невероятное усердие!

Об отказе работать с Зыкиной и смоленской мечте
- Вы обмолвились, что работали с Людмилой Георгиевной Зыкиной. Расскажите об этом подробнее.
- Эта женщина производила колоссальное впечатление, по-царски выходя к зрителям. Ее песни слушали на одном дыхании. Я исполнял обязанности ее директора, и однажды Людмила Георгиевна предложила мне оставить Смоленск и трудиться у нее на постоянной основе. Поразмыслив, я… отказался. Почему? Тут у меня оркестр, ученики и мечта… - создать детско-юношеский эстрадный коллектив, играющий на самых разных инструментах. Это будет отличный тренинг для юных музыкантов. Более того, они могли бы выступать со взрослыми профессиональными исполнителями. Первую партию играет ребенок, вторую – профи... Это так очаровательно выглядит! Надеюсь, мне удастся воплотить свою идею второй раз в жизнь (оркестр существовал с 2017 по 2019 гг. с презентацией и концертами) и сделать такой подарок любимому городу.
- Александр Евгеньевич, а чем вообще отличается смоленская публика?
- У нас великолепный, интересующийся, тонко чувствующий музыку зритель. Каждый раз я рад видеть в зале знакомые лица. И еще более приятно слышать от людей о лечебной силе твоей работы. Так, признание одной женщины, что наша музыка заставила ее надолго забыть о болезни, навсегда запали мне в душу.
- Знаю, вы исполняли песню «Смоленск» главы города Андрея Борисова. Как родилась эта идея?
- Да, мы очень давно знакомы. Песню записывали вместе с ним и Сергеем Юрченко, басистом группы «77». А в апреле 2018 года исполнили ее в филармонии.

СПРАВКА «РП»
Андрей Борисов (автор слов и музыки) и Сергей Парамонов (бывший солист детского хора Центрального телевидения и Всесоюзного Радио под управлением Виктора Попова) образовали группу «77» в 1996 году. В 1997-м студия «Союз» взяла в релиз их первый альбом «Ненародные сказки» в записи которого принимали участие Сергей Мазаев, Николай Девлет-Кильдеев («Моральный кодекс»), Максим Удалов («Ария»), Андрей Отряскин (оркестр Саульского) и многие другие. 15 мая 1998 года ушел из жизни Сергей Парамонов. В 1999 году Андрей Борисов и басист Сергей Юрченко записали второй альбом «Троллейбус № 32». В 2000 году - третий «Серпантины дорог», в записи которого приняли участие гитарист «Землян» Геннадий Мартов и басист «Мономаха» Юрий Гаврилов. Всего записано – пять альбомов. Первый концерт группы «77» прошел 10 марта 2002 года в клубе «Плеханов».

ЛИЧНОЕ
«Нужно перевоплощаться!»
- Александр Евгеньевич, твердость характера в профессии музыканта важна?
- Важна не твердость характера, важно жить в музыке, в песне попасть в ее характер! К сожалению, у многих популярных музыкантов не все получается. В произведении, которое играешь, нужно перевоплощаться: где-то передавать спокойствие (как в «Лебеде» Сен-Санса), где-то включать даже монстра…
- До такой степени, что рвутся струны?
- Порою, да! Одна, две струны при большом накале – вполне. Вот три уже вряд ли (смеется).

Беседовала Ольга Градова.
Фото Никиты Ионова и из архива Александра Баудера и Андрея Борисова.







Загрузка комментариев...
Читайте также
9 минут назад
Кроме того, будет закрыт ж/д переезд для транспорта вблизи Г...
22 минуты назад

По статистике ВТБ, в апреле продажи ипотеки в ЦФО (без учёта...

45 минут назад
Суд удовлетворил требование прокурора, который настаивал: со...
сегодня, 13:31
Михаил Гаврилович - ветеран Великой Отечественной войны и ор...