Штрихи и краски путешествий. В Смоленске открылась выставка «Из рюкзака»

Культура
Штрихи и краски путешествий. В Смоленске открылась выставка «Из рюкзака»

В КВЦ им. Тенишевых демонстрируется выставка пленэрных работ Марии Потаповой. В экспозиции представлено около 100 живописных и графических работ, выполненных с натуры в Республике Крым, Беларуси, Украине, Черногории, Испании и Италии.

О том, как путешествовать по разным странам и при этом писать картины, которые могут разместиться в туристском рюкзаке, корреспондент «Рабочего пути» побеседовал с Марией.

- После окончания худграфа СмолГУ я устроилась на работу в КВЦ им. Тенишевых. На творчество не хватает времени. Есть только периоды отпуска, во время которых я могу полностью заняться художественным процессом. А для художника очень важно постоянное развитие.

В каждый отпуск я стараюсь уехать как можно дальше, чтобы получить вдохновение от смены обстановки, - рассказывает Мария Потапова. - А началось все с пленэра в урочище Батилиман в Крыму, куда меня пригласила профессор Вера Евгеньевна Самарина.

В 2018 году я посетила Черногорию, впервые оказавшись на серьезном пленэре с опытными художниками-живописцами. Это был ключевой момент в моем творчестве. Я обратилась к живописи - взяла с собой на пленэр картоны и писала живописные этюды на состояние природы. Получалась такая сглаженная колоритная живопись, в духе смоленской школы. Но там я познакомилась с ребятами из Украины. А у них живопись совсем иная - яркая, пастозная, они любят работать мастихинами. Я тоже попробовала работать в подобной манере.

После этого я стала развиваться параллельно в двух направлениях. В графике у меня получается больше выдать впечатлений и сделать законченное произведение. А живописный этюд - это сиюминутная эмоциональная составляющая.

В Союз художников в 2018 году меня приняли как художника-графика.

На выставке представлены серии работ, сделанных в Испании и Италии. Это все смешанные техники на тонированной бумаге. На пленэре многое зависит от погоды, от настроения, от красок природы. Испания - это яркие краски. У меня акварель была в тюбиках, пигментная, как акрил, и работать ею классически с заливками проблематично.

- У вас присутствует смешение красок. Многие считают, что акварель - это графика, но, может, это все-таки живописные работы?

- Да, до сих пор идут споры, что такое акварель - графика или живопись. Можно ведь и маслом писать графически - сделать полностью контурный рисунок и потом штришками вырисовывать, но это будет живопись.

Кто-то считает первостепенным материал. Если это масло - то это живопись, если тушь - то графика. Но можно и в живописной манере работать графическими материалами, а в графической манере - живописными. Пастель тоже считается графикой, но этим материалом можно очень красиво живописать. Мне кажется, в искусстве сложно и странно делать какие-то ограничения и рамки.

Европейские страны у меня пошли больше в графике. Причем я делала небольшие зарисовки, а потом они воплощались в мастерской в крупноформатные графические работы. Работа в мастерской позволяет больше времени поковыряться в деталях. А при работе с натуры ты упускаешь какие-то нюансы в пользу скорости и передачи состояния - получаются такие спонтанные элементы, которые при долгом обдумывании, может, и не возникли бы.

- Современные художники часто используют в своем творчестве фотографию. Как вы к этому относитесь?

- Я хочу сослаться на слова Веры Евгеньевны Самариной, которая всегда говорит: «Я вот с фотографии никогда не смогу сделать то, что я делаю с натуры». Живой взгляд воспринимает все не так, как через объектив. Не буду лукавить и говорить, что не пользуюсь фотографией никогда. Но те пленэрные работы, в которых фотография не используется, заметно отличаются. Разница колоссальна. Они более легкие, более воздушные…

Я пробовала работать в мастерской, на меня атмосфера мастерской не действует так эмоционально. На пленэре я знаю, что у меня есть два часа времени и в него нужно успеть вложить свои впечатления.
На пленэре я пишу около 40 этюдов, три-четыре в день, из них до 10 штук выбраковываю, но они могут быть совершенно разные по времени исполнения - в начале, в конце, в середине пленэра.

- А как происходит выбор пленэров? Когда едешь куда-то, ты сама выбираешь место?

- Иногда сам выбираешь, иногда тебя приглашают. Но даже на коллективном пленэре место выбирает сам художник. Я выбираю места, куда доступно добраться и у которых есть своя история. Например, очень хотела побывать в Помпеях. Потому что безумно люблю художника Карла Брюллова. Его картина «Последний день Помпеи» на меня в детстве оказала колоссальное воздействие.

В итоге я попала в эти исторические места. Мы поднялись сначала на Везувий, при этом последние 300 метров шли пешком, и я тащила с собой этюдник. Нам открылся колоссальный вид на Неаполь и бухту. Я была очень вдохновлена этим моментом. Потом мы спустились в Помпеи, и там я сделала этюд. На выставке представлены три графики на эту тему. Мне кажется, они в чем-то напряженные и агрессивные.
Хотелось передать ощущение пережитой катастрофы.

Иногда возникает внутренняя борьба. Когда приезжаешь на новое место, хочется все посмотреть, а время ограничено. Но художник садится в одну точку и рисует, ведь если он этого сейчас не сделает, потом не наверстает.

Автор: Анатолий Соловьяненко


Добавьте «Рабочий путь» в ваши источники в Яндекс.Новостях




Загрузка комментариев...
Читайте также
14 минут назад
Олимпийская чемпионка, неоднократная чемпионка мира и Европы...
сегодня, 08:58
О том, как проходили съемки картины режиссёра Ильи Учителя...
вчера, 21:40
Рабочие завершили работы аккурат в День города, 25 сентября....
сегодня, 01:35
Центр кинологической службы УМВД России по Смоленской област...

Опрос

Ваш ребенок занимается в спортивной секции?


   Ответили: 442