Ангелу - хранителю Глинковского фестиваля - 85!

Культура

13 июля исполнилось 85 лет ангелу-хранителю Всероссийского музыкального фестиваля имени М. И. Глинки, выдающемуся российскому музыковеду, заслуженному деятелю искусств РФ Жанне Дозорцевой.

Она выступает во всех центральных залах Москвы, много гастролирует по России и странам ближнего и дальнего зарубежья, встречалась практически со всеми известными дирижерами и оперными певцами. Но для смолян Жанна Григорьевна - талисман Глинковской декады. Из 60 музыкальных фестивалей в Смоленске она приняла участие в 42 (!).

Программы Дозорцевой - это не традиционные лекции о композиторах и сочинениях. Это приключение, в которое слушатель отправляется вместе с героями концерта, причем происходит это не с помощью новейших технологий, а благодаря чуду искусства музыки и слова.

В 2017 году юбилейный - 60-й - фестиваль имени М. И. Глинки был открыт проникновенными словами Жанны Григорьевны о значении творчества основоположника русской музыки.

Дозорцева - прекрасная рассказчица! Три года назад она вновь делилась со смолянами неизвестными страницами прошедших музыкальных праздников, подсказывала идеи для будущих…

«Мой отец работал с Рихардом Зорге»

Это может показаться странным, но смоляне очень мало знают о своем талисмане. Родилась 13 июля 1935 года в Саратове. Отец - Григорий Осипович Ропский, мать - Ревекка Адольфовна Письменная.

В 1958 году окончила Ташкентскую государственную консерваторию по специальности музыковедение. Начинала свою карьеру в конце 60-х на Всесоюзном радио и телевидении. Автор книг «Советская опера», «Государственный симфонический оркестр СССР». Вице-президент Международного Союза музыкальных деятелей, член Союза композиторов России. Увлекается коллекционированием гжельского фарфора и деревянных скульптур.

Вот, собственно, и всё. Она предпочитает говорить о музыке и любит молчать о себе. Сведений о ней немного, но из этих, казалось бы, разрозненных, мозаичных фрагментов складывается весьма интересная биографическая картина!

«У меня папа был чекистом. Он работал, в частности, с Зорге, - Жанна Григорьевна делилась воспоминаниями о родителях на радио «Эхо Москвы» в 2003 году. - Во время войны я папу не видела совершенно. Я была совсем маленьким ребенком, но я знаю, что он провел очень много времени в Японии. А потом, после того как случилась вся эта история с Зорге, он уже был в Германии. Поэтому я всю войну была с мамой.

Мама работала в госпитале, хотя не была врачом по специальности. Но она работала, видимо, среди тех женщин, которые просто помогали медикам как сестры милосердия. Мы жили тогда в Чите.

Помню, как я приходила к ней в госпиталь и пела для раненых. Почему я пела, не знаю. Но у меня был такой звонкий-звонкий голос! Пела песню из репертуара Руслановой «Я на камушке сижу». Всем тогда очень нравилось…

Когда началась война, мы были в цирке. Вы знаете, так вот врезаются какие-то отдельные моменты на всю жизнь…

Как раз была борьба, и папу вызвали. На следующий день он пришел домой и принес мне маленькую собачку, она была крохотная, на руке помещалась, той-терьерчик. Его назвали
Чингом. В этот день папа ушел.

Я так и не знаю, где он был всю войну, у него очень много наград, 19 орденов и медалей. Все боевые! Наверное, они действительно были заработаны, но за что он их получил, я так никогда и не узнала. Работа у него была такая, что он никогда не рассказывал о ней.

Потом в одной из книг о Зорге прочла, что к Зорге приехал человек, который привез чемоданчик с драгоценностями, ему были необходимы денежные средства. Чемоданчик привез высокий грузин. Папа был не грузин, но восточной внешности человек. И это был он, мой папа. Вот это я знаю. И знаю, что папа прошел всю войну...»

Дефекты речи и «курортный роман» длиной в жизнь

Мать Жанны, Ревекка Адольфовна, была по образованию экономист - закончила Московский экономический институт имени Кржижановского. А раз отец чекист, то семье Ропских пришлось колесить по всему необъятному Союзу!

Отцу очень хотелось, чтобы дочка выучилась на врача, но мать настояла на музыкальном будущем Жанны, которой после долгих лет музицирования предстояло поступить в консерваторию на музыковеда. Музыка вошла в жизнь Дозорцевой в Чите, но поначалу дружба с нотами не заладилась: музыкальная школа была очень слабой. Так что маленькая Жанна занятиям музыкой предпочла каток. К счастью, со временем появились другие педагоги, которые пробудили в девочке страсть к искусству.

Лекции в консерватории, работа на радио и ТВ… Жанна отчаянно картавила, и ей пришлось полгода ходить к логопеду.

От дефекта речи удалось благополучно избавиться.

В 1959 году Жанне посчастливилось отдыхать в Сочи. На корабле, который курсировал между Хостой и Адлером, она познакомилась со своим будущим мужем (и будущим доктором юридических наук, профессором) Виктором Абрамовичем Дозорцевым. «Курортный роман», длившийся 11 дней, превратился в историю любви длиной в 46 лет.

17 января 1960 года в семье Дозорцевых появилась на свет дочь, которую назвали Мариной.

«Дирижеры боятся Глинки!»

Вся жизнь Жанны Григорьевны связана с Московской государственной академической филармонией, ее уникальные лекции-концерты стали неотъемлемой частью культурной жизни столицы.

Выступления Дозорцевой всегда отличаются высокой эрудицией, блестящей культурой речи и сценическим обаянием. Она продолжает вести цикл «По странам и континентам» в Большом зале Московской консерватории, читает лекции из цикла «Живопись. Жизнь. Музыка» в Концертном зале им. П. И. Чайковского. Жанна Григорьевна полна энергии и жизненных сил: на октябрь этого года в Московской филармонии запланирован концерт «С музыкой по всему свету» с ее участием.

Нередко ее лекции длятся по часу. Жанна Григорьевна умеет заставить слушателей забыть о течении времени и с головой погрузить в мир символики чарующих звуков.

По мнению Дозорцевой, хороший музыковед должен быть образованным не только в сфере музыки, но и прекрасно знать другие виды искусств и историю. Он обязан уметь заставить слушать себя, а значит, быть артистом, иначе он не сможет иметь успеха у публики. Наконец, музыковеду нужно непременно самому быть музыкантом, чтобы иметь представление о том, как рождаются художественные ассоциации и образы, какой инструмент ведет партию или вступает в нее.

А как же Глинка?

«Я считаю, что все, что создал Глинка, - делалось в России впервые и гениально, - призналась в 2017 году в авторской программе Сергея Новикова «Диалоги» Жанна Григорьевна. - Его первая драматическая опера «Иван Сусанин» построена на психологических конфликтах. Абсолютный шедевр «Руслан и Людмила» - первая эпическая опера! Я обожаю его Испанские увертюры. А как любят сами испанцы его «Арагонскую хоту»! Испанцы считают Глинку самым гениальным творцом хоты.

Глинка - это та глыба, тот фундамент, из которого выросла вся русская музыкальная школа. Не будь Глинки, был бы кто-то другой. Но в таком случае и школа была бы другой.

Музыку Глинки очень сложно играть. У него настолько ювелирно выписаны партитуры, что надо обладать настоящим профессиональным мастерством, чтобы все это выиграть. Дирижеры боятся Глинки! Но если он звучит, публика принимает его прекрасно».

Уважаемая Жанна Григорьевна, желаем Вам доброго здоровья и вдохновения! До следующей встречи на смоленской земле!








Загрузка комментариев...
Читайте также
34 минуты назад

Мужчина хотел почистить лес от поврежденных деревьев и использовать...

сегодня, 09:52

Информацией поделились очевидцы в социальных сетях. Сегодня...

сегодня, 09:17

Об этом рассказали в региональном министерстве транспорта...

вчера, 22:39
С начала года в медицинские организации региона обратились 1...
Новости партнеров