Людмила Сичкарева: «Любите меня! Любите…»

Культура
Людмила Сичкарева: «Любите меня! Любите…»

Актриса, которую критики называют «магнитом зрительского внимания», выходит на сцену Смоленской драмы 55  лет. Абсолютный рекорд!

Театр для народной артистки России Людмилы Сичкаревой - это образ жизни. «Главная часть бытия, без которой невозможно ни-че-го! Любовь всей моей жизни, которой я никогда не изменяла. Я выросла в актерской семье, где главной семейной ценностью был театр. Не только мои родители, но и бабушка с дедушкой работали на подмостках, так что страсть к сцене мне передалась с генами».
Юной трепетной девушкой она впервые ступила на сцену Смоленской драмы 55  лет назад. Это было в 1964 году... И первым знакомством с театром стала «Машенька» Афиногенова. Люда, очарованная игрой актеров Тамары Калачевской, Анатолия Юкляевского и Марка Александрова, поражалась, как они ЖИВУТ на сцене! Не притворяются. Не лицемерят. Они не знали тогда, что только что принятая в труппу молоденькая актриса, шептавшая про себя: «Это мой театр!» - станет любимицей публики. Это ее театральные критики назовут «магнитом зрительского внимания», это она спустя 40 лет удостоится звания народной - не по статусу, а по призванию!
Обычно, в силу суеверий и предрассудков, актрисы побаиваются возрастных ролей. Но только не Людмила Сичкарева! «Я характерная актриса и даже в молодости с радостью играла старушек.
В первом спектакле «Дом Бернарды Альбы» на смоленской сцене с радостью преобразилась в 80-летнюю сумасшедшую Хосефу! А мне в то время было… 27! Характерные роли - более емкие, яркие, глубокие. И таких возрастных ролей на моем счету великое множество».
Она тогда поразила и простых зрителей, и знатоков театра, представ перед ними в греческой тунике, босой и совсем без грима. Не играла Хосефу - жила в театре великого испанского поэта Гарсиа Лорки, воскрешая трагедию в чистом античном смысле, освобождая ее от бытовизма и романтизма...
Пройдут годы, и Людмила вновь блистательно сыграет старуху Антипьевну в трагикомедии «Девки, в круг!» по пьесе смоленского драматурга Нины Семеновой (действие происходило в доме престарелых). Спектакль показали в Москве в театре Дружбы народов (ныне Театр наций). Когда-то лучшие спектакли провинциальных театров приглашались для показа на столичной сцене…
Людмила Сичкарева по праву считается самой знаменитой смоленской актрисой. Мощный, взрывной темперамент, широкий диапазон  ролей - от комедийных, фарсовых, экстравагантных «почеркушек» до исполненных тончайшего психологизма работ. Только она умеет равно быть уморительно-смешной и до слез трагичной. Незаурядные вокальные данные, великолепная дикция - это все о ней!
За более полувека на смоленской сцене Людмила Александровна сыграла 150 ролей, из них почти половина - главные. И нет ни одной проходной, невыразительной, скучной! Для нее совершенно неважно, маленькая роль или большая:
«Я очень люблю эпизоды «с ниточкой» - яркие, запоминающиеся! Казалось бы, мы профессионалы и не одну собаку... на сцене съели, но каждый раз оказываемся наедине с белым листом. Здесь не помогут ни возраст, ни опыт и мастерство. Вновь и вновь приходится играть заново: новый режиссер создает свою заводь, и, попав в нее,
ты заново учишься плавать. Новая роль - как прекрасное дитя, в которое тебе придется вдохнуть жизнь. Всегда, играя роль, волнуешься, как в первый раз, а с годами волнение нарастает - слишком велик груз ответственности».
Актрисе удается находить очень точные жизненные штрихи, подмечать детали. Например, бывшая железнодорожница Сверчкова с ее комичными подозрениями относительно тараканьего яда («Аккомпаниатор» Александра Галина) в исполнении Сичкаревой столь узнаваема, что, несмотря на всю серьезность поднимаемых спектаклем проблем, чуть ли не каждое слово сопровождается взрывом смеха. Так что не зря театровед
И. Муравьева, зам. главного редактора газеты «Дом актера», назвала эту работу ярким событием в театральной жизни России.
В 1990 году за главную роль в спектакле «Арестуй меня, потом я тебя...» по пьесе В. Котенко актриса была представлена к званию «Заслуженный артист РСФСР».
«Жизнь Людмилы Сичкаревой - жизнь в искусстве, - не скрывает заслуженная артистка России Людмила Лисюкова. -  Она всегда готова к творческому полету, всегда поражает ее верность настоящему театру. Она искренне верит, что театр - это храм, а актеры - служители. Она не устает вслед за великим К. С. Станиславским повторять, что грубость и грязь жизни, впущенные внутрь театра, становятся разрушительной силой…»
У Людмилы Сичкаревой, которая почти всю свою жизнь служит в Смоленском драматическом, никогда не возникало ощущения «одних и тех же стен». Менялись эпохи, приходили и уходили режиссеры. Ей довелось застать и расцвет Смоленского театра при заслуженном деятеле искусств РСФСР Александре Михайлове, и печально знаменитый «разгром» труппы в 1968 году. Южаков,
Шумейко, Войтулевич, Ледуховский… Это был целый калейдоскоп театров! Новое время - новый театр. Ее дом, ее семья.
«Жизнь без театра серая и неинтересная. Выходишь на сцену и преображаешься! Ты снова молода, наэлектризована счастьем. Я не знаю таких, кто не волнуется и выходит на сцену «с холодным носом», - признается народная Сичкарева.
А с кино взаимоотношения не сложились, хоть и снялась она в эпизоде картины Андрея Кавуна «Курсанты», которую снимали в Смоленске. Режиссер никак не мог взять актрису крупным планом - она привыкла работать с партнером, глаза в глаза. А какие, простите, глаза у камеры?!
«Театр и кино - это вообще две разные Вселенные, - говорила в одном из интервью Людмила Александровна. - В кино ты можешь в кадре плакать, смеяться, общаясь с воображаемым партнером, а в театре приходится общаться и обмениваться энергией с реальными партнерами. Для меня это намного интереснее: я считаю, театр намного человечнее и живее, чем кино. В нем существуют формы, перевоплощения, нет вот этой бытовой плоскости... Кино свойственна стопроцентная зависимость от режиссера, все подчиняются его замыслу. Жестокое искусство!..»
Жестокой бывает и жизнь, и ремесло. А уж насколько безжалостна смерть! Уход в 2016 году коллег по цеху - заслуженного артиста России Николая Коншина и Геннадия Черкашина - отозвался невыносимой болью в сердце актрисы. Еще вчера вместе репетировали, режиссер был в восторге от того, как Коншин играл священника, и  всё. Нет его, и больше никогда не будет. Театр - искусство живых.  
Нужно продолжать играть и жить, несмотря ни на что! И - любить! Людмиле Александровне особенно полюбился спектакль по пьесе драматурга Леона Агулянского «Видеть надо душой» в постановке главного режиссера драмтеатра, заслуженного деятеля искусств Республики Беларусь Виталия Барковского. И дело не в том, что роль писалась специально под Сичкареву. Что-то было и есть в этом спектакле завораживающее. Магия, да и только! Агулянский, который специально приехал на премьеру из Израиля, был потрясен увиденным. Преподнес актрисе огромный букет роз, иконку из Иерусалима...
«…Внутреннее свечение, безумная энергетика, харизма этой актрисы произвели на меня глубочайшее впечатление, - признается лауреат Премии им. А. П. Чехова, член Гильдии драматургов Америки, драматург Леон Агулянский. - Само имя «Людмила Сичкарева» стало толчком к написанию пьесы и рождению замечательного спектакля «Видеть надо душой».
Я давно заметил, насколько интереснее и легче прописывать роль для конкретного актера. Его образ, аура существуют в сознании как некий костяк, на который нанизывается характер сценического героя».
В прошлом сезоне Людмила Сичкарева снова вышла на сцену в философской постановке Виталия Барковского по пьесе Аркадия Крумера «Люби меня, люби».
Ее любят. И всегда ждут!


Автор: Анастасия Петракова


Добавьте «Рабочий путь» в ваши источники в Яндекс.Новостях




Загрузка комментариев...
Читайте также
57 минут назад
В социальных сетях автолюбители областного центра сообщают о...
сегодня, 18:13
В наступающем году в областном центре не станут благоустраив...
сегодня, 16:41
МегаФон открыл первый Experience store с фокусом на цифровой...
сегодня, 16:32

Опрос

Вы согласились бы выйти на работу 28 декабря (в субботу), чтобы вторник, 31 декабря, стал выходным?


   Ответили: 525