"Однажды... в Голливуде". Очень странная картина Тарантино

Культура

8 августа в российский прокат вышел девятый по счету фильм Квентина Тарантино «Однажды… в Голливуде».

Драма «Однажды… в Голливуде» позиционируется, как «самое ожидаемое кинематографическое событие 2019 года». Дата выхода в прокат также выбрана не случайно: несмотря на просьбы режиссера не «спойлерить» его новый фильм, в массы сразу же просочилась информация – Квентин Тарантино снимает картину, в которой (прямо или косвенно) пойдет речь о чудовищном убийстве жены Романа Полански, молодой актрисы Шерон Тейт «Семьей» сектанта Чарльза Мэнсона. Трагедия произошла в Лос – Анджелесе 8 августа 1969 года.    

Несмотря на неиссякаемый зрительский интерес к лентам Тарантино, который самолично приехал в Москву представлять свое детище, придется сделать экскурс в историю. И это не излишество, а необходимость: сегодня имя режиссера Полански на слуху в связи с совсем другими событиями, а что там приключилось с его женой в каком-то далеком 1969 году, вообще мало кто помнит. И дело не только в этом: для зрителя, который придет на сеанс без представления о культурных парадигмах и исторических вехах эпохи 60-х, фильм будет во многом непонятен. И тому есть объяснение: «Однажды… в Голливуде» - самая нетипичная для Квентина Тарантино картина.

                  «Helter Skelter», или «Режь свиней!»

1969 год. Недалеко от Лос-Анджелеса обосновалась секта «Семья», которую возглавил потерпевший фиаско рок-музыкант, 34-летний Чарльз Мэнсон. Незадолго до этих событий он вышел из тюрьмы – сидел за воровство и подделку банковских чеков. Потерпев неудачу на поприще рок-звезды, Мэнсон проникся ненавистью к так называемому «высшему классу», который «намеренно» препятствовал его продвижению на музыкальный Олимп. Желание отомстить не принявшему его творчество миру подтолкнуло амбициозного Мэнсона к созданию секты и решению разжечь в США крупномасштабную расовую резню, которую именовал не иначе как «Helter Skelter» (встряска, переполох) по названию композиции «Beatles».

Он задумал убить несколько богатых белых, не без оснований полагая, что вина за такое преступление падет на «цветных».

8 августа 1969 года Чарльз вышел на «охоту» - «резать свиней». Он взял с собой трех девушек и техасца Уотсона. Компания сектантов-хиппи планировала разгромить особняк голливудского продюсера Тэрри Мельчера, который отказал Мэнсону в выпуске пластинки. «Helter Skelter» не знал, что в доме ненавистного продюсера жили другие люди – добившийся мировой славы режиссер Роман Полански и его супруга Шерон Тейт.

Вечером 8 августа Полански находился в Лондоне. В доме была шумная вечеринка – Шерон Тейт пригласила своего экс-жениха Джея Сэбринга, дочь кофейного магната Эбигейл Фолгер и польского кинематографиста Войтека Фриковски.

Застрелив покидавшего особняк 18-летнего водителя Стивена Парента, банда вломилась в дом. Известно, что Тейт, Фриковски, Фолгер и Сэбринг получили больше ста ножевых ранений. На месте преступления убийцы оставили надпись «Pig» («свинья»), сделанную кровью Шерон Тейт. Жена Романа Полански была на последнем месяце беременности…

Чарльза Мэнсона приговорили к пожизненному заключению. 19 ноября 2017 года он умер в тюремной камере.

Мэнсону все же удалось привлечь внимание к своему творчеству - некоторые рок-группы начали исполнять его песни. «Guns´n´Roses» исполнили композицию «Look at your game girl», которую написал убийца Шерон Тейт.

                 Любовь к «свингующей» Фабрике Грез

Парадокс в том, что хулиган Тарантино вовсе не собирался снимать кровавый блокбастер про Чарли Мэнсона! Фамилия маньяка в фильме вообще не звучит, а его появление на экране не займет и нескольких минут. Если отталкиваться от сюжетных привязок, это фильм про соседей красавицы Шэрон Тейт. Трагедия в доме Романа Полански - лишь фон, оттеняющий историю дружбы актера Рика Далтона (Леонардо Ди Каприо) и его личного каскадера Клиффа Бута (Брэд Питт). Их карьера идет на закат – Рику предлагают заштатные роли, понятное дело, и у его дублера Клиффа дела не клеятся. Мужчины много пьют и много разговаривают «за Голливуд». Неспешно и, как всегда у Тарантино, «будто бы ни о чем». Рик мечтает сняться у самого востребованного режиссера Фабрики Грез Полански и хлещет виски, Клифф смачно курит сигары и потчует собачьим кормом стаффорда. Каскадер обожает свою «девочку» Билли и не брезгует отведать песьего лакомства, вывалив в миску содержимое банки. Иногда на съемочной площадке в нравоучительных целях лупит Брюса Ли, впечатывая зарвавшуюся знаменитость в борт авто. Рик Далтон ни в чем не уступает другу: чтобы сыграть достоверно и убедительно, с размаху швыряет на пол маленьких девочек. У актрисы нет возраста – пришла в Голливуд, вот и «голливудь»!

И к чему это я так долго и нудно описываю какие-то незначительные и, как может показаться, совершенно ненужные мелочи? Делаю это абсолютно сознательно. Зритель, ожидающий увидеть на экране динамичный экшн и фонтаны крови, сопровождающиеся неизменными фирменными тарантиновскими шуточками, будут разочарованы. Первые два часа фильма кажутся абсолютно… бессюжетными! Только диалоги – на первый взгляд, бессвязные, бесцельные мотания героев Ди Каприо и Питта по «Городу Ангелов» и съемочные будни в павильонах и на площадках, где «варится» Голливуд. Калейдоскоп не связанных меж собой ярких клиповых картинок и нарезок из былых опусов Квентина (конечно же, из «Бесславных ублюдков»). Плюс - винегрет из «звезд первой величины». Аль Пачино, Курт Рассел, Брюс Дерн, Люк Перри заняты в микроскопических ролях.

И лишь ближе к финалу – нелепому, дикому и беспощадному в своей бессмысленности, этот лишенный логики громоздкий конгломерат кадров, нанизанный на бесконечную болтовню, начинает складываться в единую картину.

Просто нужно было отвлечься от безумного коловращения красочных мазков и отступить от картины на пару шагов. «По сути, Однажды в Голливуде» - это обезоруживающее и неожиданное любовное письмо Тарантино к источникам его вдохновения. Режиссер восстанавливает Фабрику Грез такой, какой она была во времена его детства», - пишет Дэвид Руни («The Hollywood Reporter»).

Вот зачем Квентин огород городил! Ему захотелось вернуться в детство. Осязать, обонять, пробовать на вкус 1969 год, наслаждаться какофонией звуков навсегда ушедшего прошлого! Все эти прогулки Рика и Клиффа по Лос-Анджелесу – всего лишь перелет на «машине времени» в город детства! Сигары, жевачки, консервы, жесты, одежда – все элементы эпохи скрупулезно воссозданы и достоверны.    

Режиссер остается верен себе. Философские рассуждения о «чем-то большем» в любой момент, как в «Криминальном чтиве», могут обернуться хулиганской, балансирующей на грани фола шуткой.

С фанатичным фетишизмом он по - прежнему любуется ступнями ослепительной Шерон Тейт (Марго Робби), которая пялится на экран в винтажном кинотеатре. Тарантино полон самоиронии и даже ведет со зрителем диалог о собственном творчестве, пускаясь в рассуждения о реальном вреде, который могут нанести человеческой психике жестокие фильмы.

В своем фильме он явно подкалывает Леонардо Ди Каприо, который дает согласие сняться в спагетти-вестерне. Ведь Лео пришлось прыгнуть выше головы, чтобы своим «Выжившим» доказать академикам - он достоин «Оскара»!

              «Это самый спокойный и размеренный фильм мастера…»

В это трудно поверить, но «Однажды… в Голливуде» с трудом вписывается не только в новую развлекательную индустрию, но и в сознание массового зрителя. «Наверное, это самый спокойный и размеренный фильм заслуженного мастера за долгие годы», - так отзываются о картине критики.

Да и сама сверх - идея картины выходит за рамки зашкаливающего от бесшабашного озорства черного юмора и насмешки над всем, над чем можно посмеяться. Ностальгирующий по детству Тарантино затрагивает глубоко философскую, социальную тему – противостояние двух Америк. И дело тут даже не в богатстве, которое олицетворяет белозубая Шерон Тейт. И не в нищете, которую демонстрируют озлобленные маргиналы из секты Мэнсона. Мир рушится, идет смена эпох. И сам Голливуд уже не будет прежним - в него ворвутся вихрем новые варвары – «немытые хиппи», жестокость и нецензурная брань. И предвестник всех этих событий – физическое ощущение страшного конца. Но и он будет в стиле Тарантино: в сарайчике непременно отыщется огнемет – цитата из «Бесславных ублюдков». Стаффорд Билли повиснет на «достоинствах» вломившегося в особняк каскадера Клиффа охотника «на свиней». Негодяи комично умрут в адских муках. Справедливость восторжествует. Но, к сожалению, повторюсь: Голливуд уже никогда не будет прежним. И захочет ли Квентин Тарантино снимать свой десятый фильм, большой вопрос!


Автор: Анастасия Петракова







Загрузка комментариев...
Читайте также
вчера, 21:38
8 мая в почтовое обращение выйдут марки, посвященные 100-лет...
вчера, 21:01
Всего с января по апрель произошло 754 возгорания. В региона...
вчера, 20:28
Сегодняшние военные сводки фронтовик слушает и вспоминает… с...
вчера, 22:12
В первом квартале 2024 года мобильные группы Смоленской тамо...