«Планета есть ложь и диаволов водевиль» - кредо героев пьесы Гарольда Пинтера «Предательство». Эмма и Джерри живут во лжи и получают от этого максимальное удовлетворение, потому что для своих отношений они сознательно избрали мир фальши: там проще жить, это мир двоих, где все законы и правила устанавливают только они. Устраивают в рамках своего мирка абсолютный комфорт и любят друг друга. Причем глагол «любить» в их мире теряет свой изначальный смысл: «любить» на языке героев Пинтера означает «получать удовольствие друг от друга». Они сознательно убирают все остальные оттенки значения этого слова - в их мире приемлемо только наслаждение. Другое - бессмысленно. Впрочем, в жизненном словаре любовников это слово самое важное…
В день премьеры режиссер спектакля «Предательство» Роман Родницкий рассуждает о предательстве, измене, природе хаоса и сущности любви.
В день премьеры режиссер спектакля «Предательство» Роман Родницкий рассуждает о предательстве, измене, природе хаоса и сущности любви.
Предательство и Хаос
- Смысл пьесы в том, что в ней каждый эпизод можно озаглавить как «ПРЕДАТЕЛЬСТВО». Как легко закрыть глаза и сделать вид, что тебе ничего не мешает, все спустить на тормозах! Вообразить, что живешь хорошо, и предавать, предавать… В первую очередь, себя. Предательство такого рода приводит к очень страшным последствиям.
Человеку необходимы какие-то нравственные ориентиры, правила и нормы. Когда они исчезают, несовершенное существо человек становится счастливым! И, действуя вне правил, он неизбежно приходит к внутреннему хаосу и абсолютной пустоте.
Любовь
- Сформулировать плоское, одномерное понятие этой категории человеческих чувств означает солгать. Говорить о любви долго и нудно – тоже соврать, потому что непременно запутаешься. Что такое счастье? Счастье не может быть в настоящем времени. Оно всегда либо в прошлом, либо – в будущем. Находясь в настоящем времени, ты не ценишь счастливого мига, подаренного судьбой. Только когда теряешь это сиюминутное ощущение, неожиданно понимаешь, что был действительно счастлив. И ты все время пытаешься вернуться в тот короткий момент прошлого, и тебе становится хорошо. Испытанные человеком эмоции подобны болевому шоку, поэтому он не мог ощутить всю силу ударившей его боли, подобной удару электрического тока! С любовью та же история. Ты растворяешься в ней, но понять природу своей болезни, осознать, что тебя задел крылом ангел, способен лишь по прошествию времени.
Адюльтер
- Дело не в адюльтере, а в том, что ни адюльтер, ни его отсутствие не являются нормой. Проблема в том, что адюльтер у нас не вызывает абсолютно никаких эмоций. Мы живем в обществе, где нравственные нормы как таковые отсутствуют, и человек, живущий не по правилам, теряется. Проблема всех несчастий в потерянности человека, который не имеет ни малейшего представления о том, что прекрасно, а что – уродливо. Любовь, страсть… Человеческие чувства не всегда способны вместиться в существующие морально-этические нормы. Поймите, что человеку необходим прорыв через правила и догмы. Без совершения поступка невозможно жить по правилам! Но все дело в том, что современное общество существует в формате их полнейшего отсутствия. Правила настолько размыты, что до истины не докопаешься. И это - страшно.