«Время, вперед!» В смоленском «Доме молодежи» открылась авангардная выставка

Культура
«Время, вперед!» В смоленском «Доме молодежи» открылась авангардная выставка

«Думайте головой, а не линейкой» - этот слоган, накаляканный корявым почерком на галерейной стене, является своего рода эпиграфом к выставке, посвященной смоленской архитектуре авангарда.

Цитата взята из журнала «Современная архитектура» конца 1920-х годов и передает дух того авангардного времени в проекции на современность.
- Это выставка-исследование, занимающаяся разработкой и художественной интерпретацией местного контекста, - рассказывает Яна Двоенко, куратор проекта «Октябрь до наших дней». - В искусстве наметилась тенденция к глокализации в противовес глобализации. Мы исследуем свой локальный контекст, пытаемся понять, каково его место в общей картине. Сегодня художник должен включатся в отношения с другими дисциплинами - искусство стало междисциплинарным. Краеведение, история, литература, архитектура, искусство - в этом проекте много составляющих, и каждая имеет свой вес. Все элементы экспозиции гармоничны и дополняют друг друга. Мы наблюдаем активную реакцию зрителя. У многих на почве интереса к авангарду происходит открытие новых визуальных форм и современных арт-стратегий.
В 30-е годы прошлого столетия в Смоленске, как и в целом по стране, развернулось масштабное строительство. Впервые был разработан генеральный план застройки нашего города под руководством выдающегося архитектора Алексея Щусева - создателя Мавзолея Ленина, Казанского вокзала, Марфо-Мариинской обители и других известных сооружений. В результате захолустный город с домами усадебного типа и немощеными улицами за несколько лет совершенно изменил свой облик - здесь появились новые производственные и жилые районы, изменилась транспортная структура, налажена канализация.
Эпохе этих глобальных градостроительных изменений и посвящена выставка «Октябрь до наших дней». По уверению организаторов, она «не претендует на всеобъемлющую систематизацию архитектурных памятников, а скорее занимается постановкой проблемы, нащупывая области архитектурной идентичности».
Арт-проект осуществлен на стыке искусства и краеведения. Архивные документы, проектная архитектурная документация и произведения современных художников взаимодополняют друг друга в экспозиции, создавая атмосферу пересечения идей и форм в координатах времени.
Предисловием к основной экспозиции является серия городских фотопейзажей Владимира Пореша с изображением старых зданий, сохранивших черты конструктивистской архитектуры. Застывшие в ночной подсветке фундаментальные строения позволяют определить размах и степень градостроительства 1930-х годов, которое определило современный облик центральной части Смоленска.
Здесь же посетитель выставки может окунуться в атмосферу эпохи тотального строительства, почитав заметки в газете «Рабочий путь» того времени.
В архивной части экспозиции впервые представлены копии архитектурных проектов строений, которые практически не сохранились в первозданном виде. Это здания, которые были разрушены во время войны или фасады которых были серьезно реконструированы. Также впервые демонстрируются анкеты из личных дел архитекторов. В витринах можно ознакомиться с ретрофотографиями строений и уличных конструкций довоенного времени. Специально к выставке были заказаны конструктивистские стулья, сделанные современным дизайнером по проекту авангардиста Александра Родченко.
Несомненный интерес вызывает пояснительная записка архитектора Олега Вутке к его знаменитому строению – дому-башне имени Парижской коммуны (рабочий жилищно-строительный кооператив транспортников «Труд»), в просторечье получившем название «Чайник». Он был возведен в 1933-м. По всей стране было построено восемь подобных экспериментальных домов-коммун, но смоленская башня не имеет аналогов, так как, в отличие от других, имеет не горизонтальную, а вертикальную конструкцию. Это уникальное строение со временем стало культовым в Смоленске, но по сей день находится в полуразрушенном состоянии. В пояснительной записке, датированной 23 февраля 1930 года, детально описаны социальные функции и особенности планировки этого первого смоленского семиэтажного «небоскреба», где ключевым является понятие «жилая ячейка».
Связующим элементом в композиции выставки является арт-объект Эдуарда Кулемина «Ячейки памяти» (явная перекличка с «жилыми ячейками»). Художник использовал старый картотечный шкаф, заполнив часть его ящиков карточками с визуальной поэзией, где словесно-буквенные конструкции вплетаются в чертежи этажей башни-коммуны.
Второй выставочный зал оформлен в виде кабинета советского архитектора - стол с пепельницей и чернильницей, шкаф с бюстом Ленина, характерные стулья... В этом интерьере расположена основная художественная часть экспозиции.
Живописные и графическое работы смоленского художника Александра Зорина демонстрируют мощные архитектурные формы конструктивизма в иллюзорных пространствах картин вне исторического контекста. Громоздкие конструкции в уютных габаритах его этюдов и пастелей обретают призрачную невесомость и пластическую драматургию.
Эскизная графика художницы из Санкт-Петербурга Евдокии Ершовой напоминает зарисовки архитектора к будущим крупномасштабным проектам. Хрупкие карандашные линии и акварельные цветовые пятна передают магию конструктивистских фантазий.
Выставка вызывает живой интерес у смолян и получила высокую оценку у специалистов.

А вот что писал о проекте башни-коммуны «Рабочий путь» 6 апреля 1930 года:
«Основная задача дома данного башенного типа, поставленная архитектором Вутке, - это, при сохранении элементов обобществления, даваемых конструкциями домов-коммун (общая кухня, столовые, детский сад, ясли и т. п.), избежать в то же время гостиничного трафарета таких домов с системой больших и длинных коридоров, в которых всегда бывает скопление, шум, толкотня и т. п. ...
… В проекте архитектора Вутке весь дом «Башни-коммуны», при длине и ширине по 10(?) только метров, будет иметь высоту в 25 метров, разделенных на 8 этажей, с общей кубатурой всего здания несколько более 6 000 метров.
Каждый этаж являлся как бы отдельным домом, по 6 квартир в каждом, с двумя комнатами размером 21 кв. м (включая маленькую переднюю). В каждой квартире размещается семья в 3 - 4 человека. Все эти квартиры группируются вокруг «коммунальной комнаты» - она служит для общего пользования всех жильцов данного этажа.
Санитарно-техническое оборудование каждой квартиры состоит из уборной с унитазом, полуванны, душа, маленькой раковины для водоотвода - в передней находился шкафтермос, которым достигается отсутствие теплопотери, для хранения пищи и воды: тут же помещается и электрический подогреватель.
В доме, кроме жилых квартир, находятся следующие помещения общего пользования: центральное отопление, общая столовая, детский сад, ясли, библиотека, аптечка, помещение для завдомом, общая кухня и три небольшие плиты с духовым шкафом для индивидуального пользования. Приготовленная же на кухне пища в определенное время, по желанию жильцов, переносится в шкафы-термосы, находящиеся в каждой квартире.
Крыша «Башни-коммуны» предполагается совершенно плоская с соответствующими ограждениями. На ней имеется земляная насыпка, на которой можно сделать насаждения. Плоскость крыши в летнее время может быть использована для солнечных ванн, физкультуры и вообще отдыха».

КСТАТИ
В рамках выставки проходят лекции смоленского историка Демьяна Валуева об архитектуре конструктивизма в нашем городе. Здесь можно узнать много интересных подробностей о масштабном градостроительстве времен первых пятилеток.
Лекции проходят в галерее «Дом молодежи» по понедельникам в 18.30.
Адрес галереи: ул. Коммунистическая, д. 4, 2-й этаж.
Выставка 0+.

Анатолий Соловьяненко. Фото автора.


Добавьте «Рабочий путь» в ваши источники в Яндекс.Новостях




Загрузка комментариев...
Читайте также
33 минуты назад
Проект представили главе города Андрею Борисову.
7 минут назад
Жительница Десногорска оказалась не готовой к визиту к страж...
52 минуты назад
сегодня, 11:52

Опрос

Какие домашние животные у вас есть?


   Ответили: 31