«Жизнь моя, иль ты приснилась мне?..»

Культура
«Жизнь моя, иль ты приснилась мне?..»

Вера и Вячеслав Самарины вместе более полувека. Творят рука об руку, как в строке из известной песни «мы эхо друг друга…». Художники с именами, определившими глубинную суть и направление их жизни, - Слава и Вера.

В Культурно-выставочном центре имени Тенишевых развернута юбилейная выставка Вячеслава и Веры Самариных.
Он пишет маслом полифонические масштабные полотна, она создает серии «тихих» графических миниатюр, изящных, как и сама Вера Евгеньевна - заслуженный художник России. Цветная линогравюра и литография -
ее стихия! Самарина считает, что графика - вид изобразительного искусства, наиболее подходящий для хрупкой женщины. На самом деле все обстоит гораздо сложнее и… художественно драматичнее. Ведь это сложнейшая и очень вредная для здоровья техника, требующая от творца мужества и самоотдачи.
В своих офортах Вера Евгеньевна не претендует на грандиозность и метафоричность замысла - ее работы камерные, полные покоя и умиротворения, пронизанные солнечным светом и любовью ко всему живому. Что видит, о том и поет! Будь то затерявшийся в траве листочек, или припорошенные землей корешки самой что ни на есть обычной петрушки, сорванной с грядки. Для художницы самое главное - удивиться и передать людям восхищение от увиденного, свой восторг по поводу сущей «безделицы», мимо которой пройдешь и не заметишь ее. У каждого арт-объекта Самариной - своя незатейливая, но весьма любопытная история, неважно, что за вещица «позировала» Вере Евгеньевне - подсвечник, побитый временем самовар - предмет гордости зажиточной хозяйки или деревянная ложка, которую полвека назад изгрыз с голодухи деревенский малец. Каждый из этих предметов - чудесный конструктор, мозаика, из которой слагается тепло семейного очага.
Они и здесь навсегда вместе. На выставке в КВЦ смоляне познакомятся и с «серийными» пейзажами Самариной - результатами пленэров в Крыму и Республике Беларусь.
Пока Вера Евгеньевна с радостным сердцем «поет» свои незамысловатые  «песенки», вливая в мир акварельный свет, с легкостью мотылька порхая карандашом по бумаге, народный художник России Вячеслав Самарин продолжает создавать сопричастные духу времени манифесты. Пишет подолгу - по пять - шесть, а то и более лет. За годы, проведенные вместе, сродняется с картинами - они для него словно детки, живые существа, которым он с трепетом дарит жизнь и не теряет связи с покинувшими мастерскую работами. Картины -
его продолжение, родная кровь, пролитая сочными мазками на холст! А дети получаются славные. Мудрые, вдумчивые, способные многое рассказать понимающему человеку. Самарин известен как мастер глубоко проблемных картин-раздумий и строит свои произведения на обострении образной метафоры. И порой откровения, рожденные природной натурой, человеческим естеством и поэтикой самаринской кисти, страшны. Они кричат о постигшей нас катастрофе и утрате духовности!
«Духовные и экологические проблемы - в центре внимания Самарина. Война и мир, смысл и ценность человеческой жизни, долг и гражданская совесть, патриотизм и подвиг, сохранение огромного, фантастического богатства - красоты и гармонии Вселенной, проникновение в тайны природы - таков круг вопросов, которые поднимает искусство Самарина…» - пишет искусствовед И.А. Пронина.
…А для меня знакомство с творчеством Вячеслава Федоровича Самарина началось, наверное, «по- малышне» - лет тридцать назад. Листая журнал «Творчество», обратила внимание на серию работ, посвященных труженикам Поморья. Полотна завораживали, приковывали взгляд. Я физически, всей кожей ощутила обжигающее дыхание моря, услышала вой студеного якутского ветра, стоны заснеженной тайги. И поразилась звенящей, льдистой синеве Севера! И уж как хороши были центральные персонажи самаринской саги о Крае земли - сильные духом охотники-промысловики, способные с одного выстрела завалить медведя! Грубоватые просоленные рыбаки, дубленые промозглыми ветрами! Тогда я еще не знала, что каждая самаринская работа - частица биографии художника, который знает, что говорит. Сам в юности замерзал в тайге и ходил на медведя.
Каждое полотно - откровение, воспевшее простой и незамысловатый человеческий быт гордых трудом людей, живущих на краю света в охотничьих сторожках. Отогревающих загрубелые, словно крепкие корни деревьев, руки у печки-буржуйки под уютный треск смолистых поленьев. Не картины - симфонии, что слагаются из дурашливой собачьей возни у костра, заливистой брехни лайки, учуявшей зверя в чаще, воркотни радиоприемника в ночной тиши зимнего леса и веселой мозаики лоскутного одеяла.
Самарин совершил невозможное - синтезировал соцреализм, соответствующий лучшим традициям русской академической школы живописи, с импрессионистскими тенденциями и импровизацией модернистов. Он пошел еще дальше, наполнив полотна поэтической символикой и метафоричностью.
Тому доказательство - эпическое полотно «Рядовой Мухин с войны не вернулся…». Гимн солдатской доблести и самоотречения, воспевший женскую верность и проклинающий войну. Мухин стал поминальным плачем по уходящей в небытие деревне, без слов объяснив, ЧТО ранило ее насмерть. Не сберегли мы «страну березового ситца». Разбазарили халатно, глупо, по недомыслию…
Потому и замираешь, украдкой утирая слезы, прочитав в неподвижных глазах Мухина укор: «За что же я, братцы, сражался и сгинул? Что стало с любимой деревенькой моей?!..» Так и стоит он и будет вечно стоять с банкой парного молока в руке и простреленным навылет сердцем, незримо присутствуя в жизни любимой своей Васильевны, встретившей одинокую старость. Не занавеской разделены они - войной проклятущей, безжалостной.
Страшная, сильная, пронзительная работа. А ведь Вячеслав Федорович, писавший ее шесть лет, с добрый десяток годов не мог показать! Взывающего к совести Мухина забраковали на академическом уровне, повесив ярлык - «мертвечина». Не соответствует канонам социалистического реализма. Точка. Нельзя так о войне говорить и писать! Какая же это «мертвечина», если метафора рядового Мухина родилась из реалий жизни? Колесил Вячеслав Федорович по Смоленщине в поисках сюжетов и колоритной фактуры, забрался в заброшенную деревню, да и стал на постой в хатке, где еще теплилась жизнь. Радушные хозяева приветили гостя, и вот что поразило художника: что за Мишка такой, про которого все говорят, а он его ни разу не видел? Оказалось, ушел на войну да и сгинул. А молодая жена осталась вековать солдаткой…
Самарина эта история взяла за душу. «Для нас война быльем поросла, а для них - будто вчера была...» - не раз говорил художник.
И не единожды повторял, что он и сам пережил собственную Родину…
Поначалу «Рядовой Мухин с войны не вернулся» и «Васильевна» существовала, как диптих. Спустя годы родилась центральная смысловая часть масштабной композиции с поклонным крестом, получившая название «Страна березового ситца». Насыщенная ассоциациями и образами работа посвящена матери живописца - Елене Дмитриевне Самариной. Она полна знаковых деталей, наталкивающих на раздумья. Здесь и белоснежный храм Покрова на Нерли, и лебедушки - символы нравственности, верности и чистоты русского народа, и портрет Сергея Есенина -
любимого поэта Вячеслава Федоровича, и предметы старины…
И даже васнецовской «Аленушке» - «мостику», соединившему классическое и современное русское искусство, - место нашлось! Над созданием образа Родины Самарин работал на протяжении более 28 лет, с 1981 по 2008 - 2010 годы.
Не только Мухин шел окольными путями к современникам Вячеслава Федоровича. У многих работ живописца была непростая судьба. Долгое время художник не мог показать триптих «Эхо»… И лишь в 2009 году именно за «Эхо» он был выдвинут на премию Центрального федерального округа, которую впоследствии получил.
Сложные по композиционному строю и неожиданные по сюжетному решению диптихи и триптихи - излюбленная манера мастера.
С них пристально смотрит на нас самаринская, необъятная, святая иконописная Родина. Это она тянется к тебе рукой, пытаясь укутать блудных своих сыновей в тепло материнской заботы, с неиссякаемой верой в Человека призывает омыть душу березовой слезой на родимом погосте…
Скудный быт опустелой смоленской деревни - все это она, «страна березового ситца», воспетая Есениным. И не случайно на выставке вы сможете увидеть этапы работы над созданием одной из последних картин Вяче-
слава Самарина «Автопортрет с Есениным».
Анастасия Петракова.
Фото Эдуарда Кулемина.



Добавьте «Рабочий путь» в ваши источники в Яндекс.Новостях




Загрузка комментариев...
Читайте также
2 минуты назад
В Починковском районе возбуждено уголовное дело о заведомо л...
24 минуты назад
ДТП-«паровоз» произошло в самом центре Сафонова 17 сентября.
46 минут назад
сегодня, 10:17
Из-за этого на улицах областного центра возникли заторы, отм...

Опрос

Большинство россиян, не имеющих никаких сбережений, готовы начать копить при доходе от 35 тыс рублей на каждого члена семьи. Это следует из опроса СК «Росгосстрах Жизнь» и банка «Открытие». Как вы считаете, сколько нужно получать, чтобы копить?



   Ответили: 115