«Жизнь моя, иль ты приснилась мне?..»

Культура

Вера и Вячеслав Самарины вместе более полувека. Творят рука об руку, как в строке из известной песни «мы эхо друг друга…». Художники с именами, определившими глубинную суть и направление их жизни, - Слава и Вера.

В Культурно-выставочном центре имени Тенишевых развернута юбилейная выставка Вячеслава и Веры Самариных.
Он пишет маслом полифонические масштабные полотна, она создает серии «тихих» графических миниатюр, изящных, как и сама Вера Евгеньевна - заслуженный художник России. Цветная линогравюра и литография -
ее стихия! Самарина считает, что графика - вид изобразительного искусства, наиболее подходящий для хрупкой женщины. На самом деле все обстоит гораздо сложнее и… художественно драматичнее. Ведь это сложнейшая и очень вредная для здоровья техника, требующая от творца мужества и самоотдачи.
В своих офортах Вера Евгеньевна не претендует на грандиозность и метафоричность замысла - ее работы камерные, полные покоя и умиротворения, пронизанные солнечным светом и любовью ко всему живому. Что видит, о том и поет! Будь то затерявшийся в траве листочек, или припорошенные землей корешки самой что ни на есть обычной петрушки, сорванной с грядки. Для художницы самое главное - удивиться и передать людям восхищение от увиденного, свой восторг по поводу сущей «безделицы», мимо которой пройдешь и не заметишь ее. У каждого арт-объекта Самариной - своя незатейливая, но весьма любопытная история, неважно, что за вещица «позировала» Вере Евгеньевне - подсвечник, побитый временем самовар - предмет гордости зажиточной хозяйки или деревянная ложка, которую полвека назад изгрыз с голодухи деревенский малец. Каждый из этих предметов - чудесный конструктор, мозаика, из которой слагается тепло семейного очага.
Они и здесь навсегда вместе. На выставке в КВЦ смоляне познакомятся и с «серийными» пейзажами Самариной - результатами пленэров в Крыму и Республике Беларусь.
Пока Вера Евгеньевна с радостным сердцем «поет» свои незамысловатые  «песенки», вливая в мир акварельный свет, с легкостью мотылька порхая карандашом по бумаге, народный художник России Вячеслав Самарин продолжает создавать сопричастные духу времени манифесты. Пишет подолгу - по пять - шесть, а то и более лет. За годы, проведенные вместе, сродняется с картинами - они для него словно детки, живые существа, которым он с трепетом дарит жизнь и не теряет связи с покинувшими мастерскую работами. Картины -
его продолжение, родная кровь, пролитая сочными мазками на холст! А дети получаются славные. Мудрые, вдумчивые, способные многое рассказать понимающему человеку. Самарин известен как мастер глубоко проблемных картин-раздумий и строит свои произведения на обострении образной метафоры. И порой откровения, рожденные природной натурой, человеческим естеством и поэтикой самаринской кисти, страшны. Они кричат о постигшей нас катастрофе и утрате духовности!
«Духовные и экологические проблемы - в центре внимания Самарина. Война и мир, смысл и ценность человеческой жизни, долг и гражданская совесть, патриотизм и подвиг, сохранение огромного, фантастического богатства - красоты и гармонии Вселенной, проникновение в тайны природы - таков круг вопросов, которые поднимает искусство Самарина…» - пишет искусствовед И.А. Пронина.
…А для меня знакомство с творчеством Вячеслава Федоровича Самарина началось, наверное, «по- малышне» - лет тридцать назад. Листая журнал «Творчество», обратила внимание на серию работ, посвященных труженикам Поморья. Полотна завораживали, приковывали взгляд. Я физически, всей кожей ощутила обжигающее дыхание моря, услышала вой студеного якутского ветра, стоны заснеженной тайги. И поразилась звенящей, льдистой синеве Севера! И уж как хороши были центральные персонажи самаринской саги о Крае земли - сильные духом охотники-промысловики, способные с одного выстрела завалить медведя! Грубоватые просоленные рыбаки, дубленые промозглыми ветрами! Тогда я еще не знала, что каждая самаринская работа - частица биографии художника, который знает, что говорит. Сам в юности замерзал в тайге и ходил на медведя.
Каждое полотно - откровение, воспевшее простой и незамысловатый человеческий быт гордых трудом людей, живущих на краю света в охотничьих сторожках. Отогревающих загрубелые, словно крепкие корни деревьев, руки у печки-буржуйки под уютный треск смолистых поленьев. Не картины - симфонии, что слагаются из дурашливой собачьей возни у костра, заливистой брехни лайки, учуявшей зверя в чаще, воркотни радиоприемника в ночной тиши зимнего леса и веселой мозаики лоскутного одеяла.
Самарин совершил невозможное - синтезировал соцреализм, соответствующий лучшим традициям русской академической школы живописи, с импрессионистскими тенденциями и импровизацией модернистов. Он пошел еще дальше, наполнив полотна поэтической символикой и метафоричностью.
Тому доказательство - эпическое полотно «Рядовой Мухин с войны не вернулся…». Гимн солдатской доблести и самоотречения, воспевший женскую верность и проклинающий войну. Мухин стал поминальным плачем по уходящей в небытие деревне, без слов объяснив, ЧТО ранило ее насмерть. Не сберегли мы «страну березового ситца». Разбазарили халатно, глупо, по недомыслию…
Потому и замираешь, украдкой утирая слезы, прочитав в неподвижных глазах Мухина укор: «За что же я, братцы, сражался и сгинул? Что стало с любимой деревенькой моей?!..» Так и стоит он и будет вечно стоять с банкой парного молока в руке и простреленным навылет сердцем, незримо присутствуя в жизни любимой своей Васильевны, встретившей одинокую старость. Не занавеской разделены они - войной проклятущей, безжалостной.
Страшная, сильная, пронзительная работа. А ведь Вячеслав Федорович, писавший ее шесть лет, с добрый десяток годов не мог показать! Взывающего к совести Мухина забраковали на академическом уровне, повесив ярлык - «мертвечина». Не соответствует канонам социалистического реализма. Точка. Нельзя так о войне говорить и писать! Какая же это «мертвечина», если метафора рядового Мухина родилась из реалий жизни? Колесил Вячеслав Федорович по Смоленщине в поисках сюжетов и колоритной фактуры, забрался в заброшенную деревню, да и стал на постой в хатке, где еще теплилась жизнь. Радушные хозяева приветили гостя, и вот что поразило художника: что за Мишка такой, про которого все говорят, а он его ни разу не видел? Оказалось, ушел на войну да и сгинул. А молодая жена осталась вековать солдаткой…
Самарина эта история взяла за душу. «Для нас война быльем поросла, а для них - будто вчера была...» - не раз говорил художник.
И не единожды повторял, что он и сам пережил собственную Родину…
Поначалу «Рядовой Мухин с войны не вернулся» и «Васильевна» существовала, как диптих. Спустя годы родилась центральная смысловая часть масштабной композиции с поклонным крестом, получившая название «Страна березового ситца». Насыщенная ассоциациями и образами работа посвящена матери живописца - Елене Дмитриевне Самариной. Она полна знаковых деталей, наталкивающих на раздумья. Здесь и белоснежный храм Покрова на Нерли, и лебедушки - символы нравственности, верности и чистоты русского народа, и портрет Сергея Есенина -
любимого поэта Вячеслава Федоровича, и предметы старины…
И даже васнецовской «Аленушке» - «мостику», соединившему классическое и современное русское искусство, - место нашлось! Над созданием образа Родины Самарин работал на протяжении более 28 лет, с 1981 по 2008 - 2010 годы.
Не только Мухин шел окольными путями к современникам Вячеслава Федоровича. У многих работ живописца была непростая судьба. Долгое время художник не мог показать триптих «Эхо»… И лишь в 2009 году именно за «Эхо» он был выдвинут на премию Центрального федерального округа, которую впоследствии получил.
Сложные по композиционному строю и неожиданные по сюжетному решению диптихи и триптихи - излюбленная манера мастера.
С них пристально смотрит на нас самаринская, необъятная, святая иконописная Родина. Это она тянется к тебе рукой, пытаясь укутать блудных своих сыновей в тепло материнской заботы, с неиссякаемой верой в Человека призывает омыть душу березовой слезой на родимом погосте…
Скудный быт опустелой смоленской деревни - все это она, «страна березового ситца», воспетая Есениным. И не случайно на выставке вы сможете увидеть этапы работы над созданием одной из последних картин Вяче-
слава Самарина «Автопортрет с Есениным».
Анастасия Петракова.
Фото Эдуарда Кулемина.








Загрузка комментариев...
Читайте также
вчера, 22:39
С начала года в медицинские организации региона обратились 1...
вчера, 22:02
Ветрами пыль и песок из Африки несет на северо-запад России...
вчера, 21:28
Как сообщили в министерстве промышленности и торговли, это б...
вчера, 20:58
По итогам 2023 года работа смолян в этой сфере была признана...
Новости партнеров