"Роковая ошибка". Смолянин хотел спасти напарника, и - убил

Культура

Летним утром 57-летний инженер Филипп Крючковский собирался на рыбалку. Однако приятный отдых пришлось отменить – поступил срочный заказ.


       Он не мог знать, что день его смерти уже наступил. Вырытая напарником траншея сначала станет ловушкой, а потом и его могилой. А погибель свою опытный строитель примет из рук экскаваторщика - профессионала, которого нанял сам. Всему виной - цепь роковых случайностей…                 

«Коммунальная катастрофа»

Июль 2018 года.

«Гаврюша, извини, что беспокою тебя в выходной день. Какие у тебя планы на ближайшие пару часов? Халтура срочная подвалила, заказчик щедрый, оплатит работу по факту, а свободной спецтехники на фирме нет. Знаю, ты человек надежный, на тебя всегда положиться можно!»

Гавриил Степанчиков улыбнулся и радостно бросил в трубку: «Согласен!» Зачем отвечать отказом, когда деньги сами в руки идут? Мужчина и вправду был надежным и очень ответственным работником. Закончил строительный колледж, получил диплом и сразу же рванул на заработки в Москву. Трудился не покладая рук на столичных стройках экскаваторщиком, с каждым рабочим днем приближая свою заветную мечту: Степанчиков хотел купить небольшой домик в пригороде Смоленска. Накопил и купил!

Дом есть, пора и семьей обзавестись. К 36 годам Гавриил наконец-то встретил любимую. И не беда, что у женщины уже был ребенок от первого брака – Степанчиков принял его, как родного. Правда, завести собственного малыша долгое время не получалось, но семейная пара не отчаивалась. Долгожданное событие произошло в 2018 году: супруга объявила, что беременна.

40-летниий Гавриил и раньше от подработок не отлынивал, цеплялся за любую возможность, а теперь и вовсе начал пропадать на строках. Ни одного объекта не пропускал, пахал в три смены!

Нынешний срочный заказ не стал исключением из правил. К девяти утра Степанчиков прибыл к частному дому в поселке Миловидово.

«Молодец, не подвел! - похлопал Гавриила по плечу инженер Филипп Янович Крючковский. - Дело и вправду спешное. Я тут собирался с приятелем и сыном на рыбалку. Только упаковали снасти, звонок!»

Крючковского беспокоил старый знакомый:

«Янович, спасай! Только на тебя вся надежда! Подвал у меня затопило. Понимаешь, решил отвод сделать, а тут на тебе! Только в бане с товарищем, который из Москвы пожаловал, задумали попариться… Откуда такая напасть взялась на мою голову, не пойму! Горю синим пламенем».

Крючковский нахмурился: «Ребята, рыбалка откладывается! Не могу я Гоше отказать…».

Филипп Янович знал Георгия Лутошникова лет десять, не меньше. Когда тот задумал строить дом, высококвалифицированный инженер взял объект под свое «крыло». Сам занялся замерами, проводил сложные расчеты и вел смету. Бдительно следил за расходом стройматериалов. Строители знали – Яновича надурить не удастся. Специалист старой, советской закалки!

Лутошников оценил порядочность Яновича – в наши дни это редкое свойство! Так сотрудничество переросло в крепкую мужскую дружбу. Ни разу Крючковский Лутошникова не подвел, и на этот раз бросать друга в беде не собирался. Экстренно «просканировал» список коллег по цеху, знающих толк в земляных работах. Экскаваторщик нашелся на удивление быстро.

За работу взялись споро, с шутками – прибаутками. Перед Степанчиковым стояла задача вырыть траншею глубиной три метра. Участок был непростой, на склоне. Так что проконтролировать самостоятельно все технические нюансы расчетов Гавриил не мог. За дело пришлось взяться Филиппу Яновичу. Инженер лично отмерял необходимую глубину специальным прибором…

Ковш экскаватора послушно вгрызался в суглинок, траншею рыли полтора часа, не меньше. Степанчиков по сторонам не смотрел, сконцентрировался на «стреле».

И вдруг услышал пронзительный крик. К экскаватору со всех ног бежал заказчик: «Глуши двигатель, Яныча засыпало!»

                   Копали траншею, вырыли… могилу

Когда начались земляные работы, Лутошников собирался попарить столичного гостя в бане. Радушный хозяин хлопотал изо всех сил, пытаясь загладить впечатление от внезапной «коммунальной катастрофы». Находясь в предбаннике, услышал на своем участке подозрительный шум и крики, которые не заглушал мотор экскаватора. Кричал Филипп Янович.

Когда подбежал к вырытой трехметровой траншее, увидел: Крючковского… нет. Инженера засыпало с головой рыхлым суглинком. По всей видимости, инженер слишком близко подошел к краю, и земля поползла. Янович потерял равновесие, съехал на дно и упал на спину. А растревоженная техникой почва продолжала осыпаться срезанными ковшом тяжелыми пластами, погребая человека…

Из ямы доносились сдавленные стоны. Потом и они стихли.

Лутошников осознал: вызывать спасателей бессмысленно – не успеют. Еще две - три минуты, и Крючковский задохнется. И так время потеряно!

Владелец участка остановил строительные работы и попытался откопать друга. Рыл землю голыми руками, срывая ногти… И пребывая в полном отчаянии, понял: все усилия напрасны! Владелец участка ринулся в дом за лопатами, к нему на подмогу бежал встревоженный гость.

Степанчиков вывалился из кабины экскаватора и тоже схватился за лопату. Мужчины судорожно снимали землю слой за слоем – хоть бы голову Яновича отрыть, чтобы тот глотнул воздуха. А там и спасателей дождаться можно!

«Филипп Янович, родненький, потерпи», - в изнеможении твердил Лутошников.

Счет шел уже на секунды.

Степанчиков чувствовал себя виноватым. С криком: «Мужики, не спасем мы его! Выбираем земли ровно столько, сколько в траншею сыпется!», Гавриил бросился к экскаватору и взял ответственность за спасательную операцию на себя. Он не сомневался: расчистить оползень ковшом – единственный выход в сложившейся ситуации. Гавриил знал технические возможности техники, на которой привык работать. Степанчиков управлял трактором с 1996 года.

«Высота ковша - не больше метра, длина – 80 сантиметров. У меня все должно получиться, - взволнованно шептал мужчина. – Сниму оползень, и над Яновичем останется не больше тридцати сантиметров земли. Этого хватит, чтобы вызволить инженера из плена, разрыв яму вручную...». Он и вправду думал, что грунта над Крючковским с запасом. Действовал решительно и быстро.

Ковш погрузился в яму и выгрыз пласт земли глубиной чуть больше метра…                         

…Степанчиков отвел экскаватор в сторону, вывалил грунт в сторону и вернулся к траншее – продолжать раскопки.

Лутошников и его гость в растерянности свесились в яму. Мужчины находились в шоковом состоянии. Не отрываясь, они смотрели, как земля пропитывается кровью. Спасать было некого. Тракторист снес ковшом Филиппу Яновичу полголовы.

Гавриил побледнел и упал на колени.

«Может быть, еще не поздно! – захлебываясь слезами, твердил домовладелец. – Помогите мне!»

Степанчиков трясся и мотал головой: «Это – конец… Не могу видеть его таким. Простите меня, мужики, не хотел я Яныча убивать!» И тогда Лутошников, спрыгнув в яму, бережно расчистил суглинок вокруг головы друга. Попытался нащупать пульс. Пульса не было.

        «Я хотел спасти человека! И своими руками убил…»

Судмедэксперты, исследовавшие труп потерпевшего, обнаружат у Филиппа Крючковского множественные неполные переломы ребер по передней поверхности груди. По мнению специалистов, эти повреждения носили прижизненный характер и могли возникнуть как от воздействия осыпавшегося сверху грунта, так и от режущего края ковша спецтехники. Однако основной причиной летального исхода явилась сочетанная травма головы и шеи, включающая перелом костей свода черепа. Это смертельное ранение могло быть нанесено только тяжелым металлическим предметом. Ковшом экскаватора…

Ошибка Степанчикова стоила инженеру жизни.

…На вызов Лутошникова прибыли спасатели МЧС. Во двор коттеджа практически одновременно влетели машины «скорой» и полиции. Врачей и сотрудников правоохранительных органов встречала заплаканная женщина. Супруга Лутошникова причитала: «Произошел несчастный случай. Строитель не виноват, посмотрите, в каком он состоянии… Ему же самому медицинская помощь нужна!»

Филиппа Яновича Крючковского похоронили в закрытом гробу на следующий день.

Степанчиков признал свою вину полностью. Умолял простить сына погибшего за совершенную им роковую ошибку: «Я хотел спасти человека! Радовался, что откопаем его. И своими руками убил».

В отношении Гавриила Степанчикова было возбуждено уголовное дело по ч.1 ст. 109 УК РФ (причинение смерти по неосторожности). Гражданский иск по делу так и не был не заявлен.

- В декабре 2018 года Ленинский районный суд в связи с примирением сторон постановил прекратить уголовное дело по обвинению Степанчикова в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 109 УК РФ, - пояснил старший помощник прокурора Смоленской области по взаимодействию со СМИ и общественностью Александр Боровиков.

Имена и фамилии действующих лиц изменены.


Автор: Анастасия Петракова







Загрузка комментариев...
Читайте также
вчера, 22:39
С начала года в медицинские организации региона обратились 1...
вчера, 22:02
Ветрами пыль и песок из Африки несет на северо-запад России...
вчера, 21:28
Как сообщили в министерстве промышленности и торговли, это б...
вчера, 20:58
По итогам 2023 года работа смолян в этой сфере была признана...
Новости партнеров