Михаил Шпаков: «Когда ты первый номер - отступать некуда»

Спорт

Вратарь смоленского «Славутича», по статистическим показателям, является лучшим в лиге, пропуская в среднем меньше двух шайб за игру и отражая более 92 процентов бросков. При этом изначально, вернувшись в Смоленск после более чем годового перерыва, Михаил не рассматривался в качестве первого номера, и ему долгое время пришлось ждать своего шанса.

Но вот уже на протяжении более чем двух десятков матчей он бессменно отвечает за последний рубеж в своей команде. Интересно, что подобный путь он проделал и в чемпионском для «Славутича» сезоне-2013/14, когда из 17-летнего парня, подписанного в качестве молодого и перспективного, стал основным вратарем в концовке регулярного чемпионата и «золотого» плей-офф.

По итогам января 2017-го Михаил Шпаков был признан лучшим вратарем лиги, и это послужило поводом для нашей с ним встречи. Как рассказал 21-летний голкипер, его путь в профессию не был простым.

- Вратарем я стал спонтанно, просто душа к этому лежала, - сказал Михаил. – Когда пришли в хоккейную секцию вместе с братом, просто потянуло в ворота. Родители и тренер были против, но выдворить меня из ворот не сумели, с семи лет стал голкипером и так им и остался.

- Почему твой отец был против того, чтобы ты становился вратарем?

- Поначалу - потому что понимал, что это сложная профессия, груз ответственности здесь давит гораздо больше. Но со временем он понял, что это мой осознанный выбор.

- Ты пошел по его стопам?

- Сам он не выступал на уровне мастеров, но прошел хоккейную школу. Просто его выпуск пришелся на 90-е годы, а тогда было не до спорта, все думали, как бы просто выжить. Сейчас он работает в спортивном лагере, который сотрудничает с командой МХЛ-Б «Драгуны» (Можайск). Можно сказать, что реализует свои хоккейные амбиции в сыновьях.

- В «Славутиче» ты оказался второй раз. Расскажи о своем первом появлении в Смоленске, тогда тебе было всего 18 лет…

- У отца в Смоленске живет знакомый, он и предложил попробовать силы здесь. Брали как молодого и перспективного, третьим номером, а по ходу сезона сложилось так, что стал основным. Вообще-то приехал в «Славутич» в 17, а совершеннолетним стал по ходу сезона. Как сейчас помню, случилось это на выезде, в Тамбове.

- Когда в 18 лет ты становишься основным вратарем в команде, которая реально рассматривается в качестве фаворита сезона, груз ответственности сильно давит?

- Стараюсь спокойно относиться ко всем перипетиям своей карьеры. Есть проигрыши, есть победы. Это спортивная жизнь, и здесь нет чего-то возвышенного. Чемпионом, безусловно, становиться приятно, но голова из-за успехов не закружилась.

- Почему же во втором сезоне в Смоленске пути твои и «Славутича» разошлись?

- Было определенное недопонимание с тренерским штабом. Но сейчас все разрешилось и наладилось.

- В этом году ты тоже приходил в команду не в качестве первого номера, а по ходу сезона стал им. Тебе по душе больше такой путь, когда нужно преодолевать конкуренцию, или все-таки психологически легче было бы изначально рассматриваться в качестве основного вратаря?

- Трудно сказать. Когда ты не выходишь в официальных матчах долгое время, не участвуешь в игровом процессе, т. е. даже вторым номером тебя не берут в заявку, в таком случае очень легко подготовиться физически, но при этом, когда потом получаешь шанс, тяжело с моральной точки зрения, есть определенный мандраж. Сейчас проблемы идут в обратном порядке - перерывы между матчами довольно короткие, поэтому толком не успеваешь восстановиться и отдохнуть и находишься под большой физической нагрузкой, но морально гораздо легче. Ты знаешь, к чему готовиться. Это зависит от вратаря – кому-то легче так, кому-то по-другому.

- В Саранске два основных голкипера, которые играют по одному матчу. Тебе было бы легче играть в таком ритме?

- Когда играешь вдвоем, ты понимаешь, что сегодня выложишься, а завтра отдохнешь. А когда выступаешь первым номером, то за тобой команда и все зависит только от тебя, отступать некуда. Кроме того, если два вратаря друг друга постоянно меняют, может возникать скованность, ведь ты понимаешь, что тебя постоянно сравнивают с коллегой и тренеры, и болельщики. Наверное, это дополнительный груз.

- В «Славутиче» сейчас три голкипера, есть тренер вратарей. Что можешь сказать про атмосферу внутри вашего цеха?

- Она плодотворная. Конкуренция присутствует, но, выражаясь цензурно, никто другу друг палки в колеса не вставляет. Наоборот, без какой-либо зависти стараемся друг другу помогать.

- Победа в номинации «Вратарь месяца» что-то значит для тебя?

- Стараюсь не отвлекаться на это, а о номинации узнал от подруги, случайно.

- Ты разделяешь личные и командные успехи и что для тебя важнее?

- Ответственность мы несем коллективную. Поражение - это всегда поражение, независимо от того, как я себя проявил и сколько бросков вытащил, проигрываем мы вместе. И я не буду испытывать особой гордости, если отражу 50 бросков, но мы наберем ноль очков. В то же время победа команды и моя победа. Но иногда бывают такие матчи, когда ты играешь не слишком удачно и твоя доля в этом успехе не так велика.

- Мечтаешь в нынешнем сезоне повторить чемпионский путь трехлетней давности?

- Все стремятся к победе. Конечно, будем бороться. Послевкусие от самого поражения в конце сезона растягивается на долгое время, и никто не хочет уходить с опущенной головой. Поэтому мы думаем только о максимальном результате.

- Ты можешь сравнить две команды «Славутича», ту, что была в чемпионском сезоне, и ту, что есть сейчас. Понятно, что состав значительно омолодился, но за счет чего мы можем превзойти более опытных соперников?

- Сейчас есть такая проблема, что мы порой не собираемся на начало игры. Проваливаем первый период, половину второго. Выходим порой несобранными, проигрываем моменты, в первой половине матча отпускаем соперника, который создает разрыв в счете, потом не можем его догнать. Если это исправить, то сможем достичь многого. Команда-то у нас неплохая. Можем дать бой любому клубу в лиге, и результаты матчей это подтверждают… Только с ЦСК ВВС что-то никак не идет (смеется).

- Приходилось слышать, что вратари - особая каста, со своими «заморочками» и суевериями. Насколько ты им подвержен?

- В любом случае, они есть - общекомандные и свои личные. Но рассказывать о них не хотелось бы, это довольно интимный момент. Они присутствуют в определенных бытовых мелочах. Но накануне матчей стараюсь по этому поводу не заморачиваться, иначе можно долго копаться в себе и списывать все на то, что звезды не так сошлись. А насчет кастовости вратарей - у каждого хоккеиста, независимо от его амплуа, есть определенные суеверия, которых он придерживается.

- Прическу ты, кстати, сменил и отрастил длинные волосы не из этих соображений?

- Нет, просто лень стричься (смеется).

- Твой игровой шлем по-прежнему без рисунка. Когда собираешься его нанести и что это будет?

- Пока не думал об этом, это все равно, что тюнинг автомобиля - вариантов так много, что глаза разбегаются.








Загрузка комментариев...
Читайте также
вчера, 23:03
Одни хотели разбогатеть с помощью инвестиций, другие давали ...
вчера, 21:51
Жители райцентров отмечают мужество и отвагу сотрудников МЧС...
вчера, 21:08
вчера, 20:35
В свидетельстве о браке днем рождения семьи у них будет знач...
Новости партнеров