Династия смоленских капитанов

Спорт

В гостях у «РП» побывала баскетбольно-волейбольная семья Никоненко. Отец – Николай Николаевич, центровой сборной Смоленской области по баскетболу среди ветеранов, - рассказал, как заложил сыновьям любовь к спорту, а потом тренер Александр Гаврилов развил в них волейбольные навыки. Старший сын - Виктор - сообщил о незавидной доле своего последнего клуба «Нижний Новгород», который из-за финансовых проблем прекратил существование. Младший сын - Сергей - разрядил обстановку, вспомнив историю трехлетней давности о том, как проспал челябинский метеорит.

Из Днепра в волейбол

- Николай Николаевич, расскажите, откуда у ваших сыновей любовь к спорту? Должно быть, вы к нему тоже имеете отношение?

- Да, самое прямое. Я заслуженный учитель России. В данный момент преподаю физическую культуру в гимназии имени Пржевальского. Стараюсь следить не только за физической формой юных смолян, но и сам держаться в тонусе. До сих пор играю в любимый баскетбол и являюсь капитаном сборной Смоленской области среди ветеранов. Минувший сезон провели очень продуктивно: заняли первое место в чемпионате ЦФО, а в начале мая выиграли «серебро» на представительном международном турнире в Лиде (Беларусь).

Что касается сыновей, увы, пару десятилетий назад с ними заниматься не мог, поскольку не хватало времени. Играл во взрослой команде авиационного завода и сборной Смоленска. Зато однажды ко мне подошел отличный волейбольный тренер Александр Гаврилов и поинтересовался: «Можно ли взять детей в секцию?» Я ответил утвердительно. Отмечу, что сыновья росли разносторонними. До волейбола они занимались физкультурой в пионерском лагере «Огонек», в котором я был директором. Затем Виктор пошел в борьбу. Это и понятно, он ведь старше. Сергей подключился к этому виду спорта позже. А в юношеские годы они свернули на волейбольную тропу. И, как показало время, не прогадали.

- Перед волейболом я еще занимался плаванием. Так, однажды переплыл Днепр, - поправил отца Виктор Никоненко.

- После обучения в детско-юношеской спортивной школе сыновья поступили в институт физкультуры, - продолжил рассказ Николай Николаевич. - Естественно, Виктор это сделал раньше, Сергей - позже. Поскольку во время обучения Сергея статус института повысился до академии, получилось так, что Виктор закончил СГИФК, а Сергей - СГАФКСТ.

- Сергей, расскажите о своих первых шагах в профессиональном волейболе. Виктор о своей волейбольной судьбе нам подробно доложил три года назад, когда был в гостях у «РП» первый раз.

- Как уже сказал отец, мой первый тренер - Александр Федорович Гаврилов. Первый клуб - «Феникс». Родные пенаты я покинул семь лет назад, когда уехал в Пермь. Там я отыграл два года, а потом один – в Уфе. Последние четыре года я провел в челябинском «Торпедо».

Братья - в поиске клубов

- В Уфе вы выступали за ныне играющий в суперлиге «Урал»?

- Нет, был такой коллектив «Баш-ГАУ», ориентированный на подготовку молодежи. Перед нами тогда стояла задача подняться в Высшую лигу «А», но из-за ряда обстоятельств это сделать не удалось. Когда в Башкирии ослабла и финансовая составляющая, я уехал в Челябинск.

- Если не ошибаюсь, в последние сезоны дела у «Торпедо» идут по восходящей?

- Да, мы два года, можно сказать, ковырялись в Высшей лиге «Б», а последние два сезона неплохо выступали в Высшей лиге «А». В прошлом соревновательном году были пятыми, а в минувшем - четвертыми.

- Следующий сезон вы также начнете в Челябинске?

- Возможно всякое. На данный момент я безработный. Нахожусь в творческом поиске. Летом пройдет Олимпиада, поэтому ясность с моим будущим наступит, скорее всего, к сентябрю, когда клубы начнут подготовку к следующему сезону.

- Сергей, не могу не спросить о челябинском метеорите. Где были вы 15 февраля 2013 года?

- В Челябинске. Спал как убитый. Дело в том, что накануне «Торпедо» играло матч чемпионата. Думаю, что и залп артиллерийских орудий меня бы не разбудил. Значит, сплю я, такой, и слышу, что кто-то по телефону названивает. Вижу, брат! Виктор спрашивает: «Что там у вас такое рвануло? Метеорит?! С тобой все в порядке?» А я понять не могу, какой метеорит? «Догнал», только когда включил телевизор. Зато потом многих друзей и знакомых разыгрывал на эту тему, предлагал им под видом осколка камня или куска асфальта купить челябинский метеорит.

- Виктор, а ваше будущее так же туманно?

- Да, пока ничего конкретного.

«Нижний» задолжал миллионы

- В целом какие воспоминания остались от «Нижнего Новгорода», где вы отыграли один год, зато были капитаном?

- Сезон оказался провальным (говорит Виктор после продолжительного выдоха). Хуже некуда. У клуба были довольно весомые долги. Этот многомиллионный «хвост» тянулся еще с прошлого сезона, когда «Нижний Новгород» назывался «Губернией». В итоге получилось так, что руководство Всероссийской Федерации волейбола запретило клубу приобретать новых игроков, и мы не смогли как следует укрепиться. Речь идет не только об иностранных игроках, но и о российской молодежи. Например, у нас мог поиграть на правах аренды один игрок из Казани, причем бесплатно для клуба, но и этот трансфер нам осуществить не дали.

- А сейчас, после окончания сезона, «Нижний Новгород» долги перед игроками и обслуживающим персоналом гасит?

- Нет, все. Клуб закрылся. Ну, а как быть, если на него из-за долгов оказывали серьезное давление... Сейчас волейбольный проект в Нижнем Новгороде будет перезапущен. Команду, состоящую из молодых игроков, заявят в Высшую лигу «Б». Ребята - да, талантливые, но еще неопытные. На тренировках получается многое, а как выходишь на официальный матч Суперлиги, так все происходит наоборот. Если говорить о городе, то, как автолюбитель, скажу: дороги ужас- ные. С эстетической точки зрения, для отдыха и жизни все нормально. Красиво и зелено. Можно даже провести параллели со Смоленском. Нижний Новгород тоже делится рекой на две части.

- Виктор, отличие этого сезона Суперлиги от предыдущих - отсутствие плей-офф. Насколько этот регламент повлиял на печальную судьбу «Нижнего»?

- Возможно, повлиял. Мы бы вполне могли сыграться к решающим матчам плей-аута, но разве в этом кто-то, кроме нас, был заинтересован?! Как только стал известен круговой регламент чемпионата-2015/2016 и то, что по его итогам вылетит один клуб, многие руководители клубов стали искать козла отпущения. Того, кого срочно нужно выпихнуть из Суперлиги.

Получается, нас записали в неудачники еще до старта сезона. Еще бы, в середине сезона «Нижнему» из-за накопившихся долгов не просто не разрешали заявлять новых игроков, но и из-за этого выписали новый штраф - 100 тысяч евро! Вспомните о колебании курса валют и представьте, что чувствовали волейболисты. Держать ответ за сформировавшийся долг должно не нынешнее руководство «Нижнего Новгорода», а предыдущее – шефы «Губернии», нарастившие огромный «хвост».

Про «Юбилейный» и адские фонари в Красноярске

- Сергей и Виктор, как вы сейчас проводите межсезонье? Виктор ранее рассказывал, что любит рыбалку и пляжный волейбол.

- Ездили на рыбалку 25 мая. Наловили мало, только на жаренку. Но главное, что доволен родительский кот Барсик.

Преградой для игры в пляжный волейбол в Смоленске является непогода. С тех пор, как приехали сюда, на песок выходили раза три. А в последнюю неделю вообще сидим дома из-за проливных дождей. Чтобы не зачахнуть в серые смоленские будни, ходим заниматься в тренажерный зал и плавать в бассейн. Если позволит небесная канцелярия, то 2 июня сыграем на турнире по пляжному волейболу, организованном региональным отделением «Динамо». А 11 июня, вероятно, примем участие в соревнованиях Смоленского волейбольного союза ветеранов (СВСВ), приуроченных к открытию волейбольной площадки в одном из населенных пунктов Смоленского района. Какого именно - пока секрет.

- А где сейчас поддерживаете форму?

- В ДС «Юбилейный». Первый раз, когда зашли туда (с нами был и Павел Гурченко), открыли рты. Такие современные объекты нужно использовать на полную мощность. А какой просторный и уютный зал для игровых видов спорта! Жаль, что волейбольный «Феникс» туда так и не переехал. Думаю, смолянам обидно, что такое шикарное помещение часто занимают не по прямому назначению.

- Знаете, я вспоминаю те условия, в которых играл «золотой» состав «Феникса», мы о таком «Юбилейном» только могли мечтать, - вспоминает Виктор. - 10 лет назад из-за реконструкции спортзала СГАФКСТ мы были вынуждены полгода играть в Ярцеве. И делали это неплохо. А что происходит сейчас? Зал СГАФКСТ остался тем же самым, но команда опустилась на дно Первой лиги. Обидно.

- Виктор, а клубу Суперлиги в «Юбилейном» насколько бы понравилось?

- Знаете, там такие можно увидеть площадки, что диву даешься. Например, в Красноярске. Не в обиду будет сказано «Енисею», клубу очень крепкому. Так вот, в Красноярске местный клуб играет в бассейне, переделанном под игровой зал! Там непонятное (мощное) освещение, прямо «адские» фонари, низкие потолки... Зачастую доходит до того, что, кто сильнее выполняет подачу, тот и побеждает. Попробуй-ка прими! Диаметральная ситуация со спортивной площадкой в Оренбурге. Там современный комфортный зал. Видно, что для волейбола делается многое. Может быть, болельщиков ходит не так много, как хотелось.

- Буквально на днях в Грозном произошло долгожданное для волейбола событие – глава Чечни Рамзан Кадыров заложил капсулу на месте строительства будущего волейбольного центра. Виктор, как же долго его ждали вы и Павел Гурченко, который в этом году снова играл за «Грозный»?

- Да, это положительный момент. Если там создадут хорошие условия - игровые и финансовые, волейболисты по примеру футболистов «Терека» поедут в Грозный. Пока же «Грозный» вынужден арендовать чужие залы и находиться в середняках Высшей лиги «А».

- Виктор, если возвращаться к теме Суперлиги, то наверняка были матчи или хотя бы игровые отрезки, которые вам приятно вспоминать?

- Да, например, в Белгороде мы проиграли лишь на тай-брейке - 2:3. Причем судейство в той встрече было, мягко говоря, неоднозначное. Было видно, что соперник отнесся к нам с пренебрежением и вышел ненастроенным. В обоих матчах нам удалось потрепать нервы кемеровскому «Кузбассу», за который выступает наш земляк и друг Антон Карпухов. Дома вы выиграли в четырех партиях, а в гостях проиграли в пяти. Конечно, приятно было проверить силы в матчах с действующим победителем Лиги чемпионов – казанским «Зенитом», даже несмотря на два поражения в трех партиях. Запомнились матчи с «Газпромом-Югрой», за который в этом сезоне был заявлен другой смолянин – Антон Асташенков.

- Сергей, а с кем из смолян удалось пересечься вам в Высшей лиге «А»?

- Встреч с земляками у меня было больше, чем у брата. В «Грозном» снова выступал Павел Гурченко, за «Прикамье» был заявлен Дмитрий Ковыряев, за георгиевский «Трансгаз-Ставрополь» - Андрей Асташенков, за питерский «Автомобилист» - Дмитрий Дубовской, за воронежский «Кристалл» - Кирилл Гузь.

- Николай Николаевич, в завершение беседы расскажите, каково это - воспитать двоих сыновей-капитанов?

- Любой процесс воспитания – это кнут и пряник. Вопрос, как найти золотую середину, чтобы не перегнуть кнут и не пересластить пряник. Все это педагогика. Где-то с них приходилось требовать, что-то делали на совесть сами. В школе учились на «хорошо». Конечно, не на «отлично», но до зоны «аутсайдеров» и даже «переходников» не опускались. Ну, а в юношеские годы в спорте с подачи Александра Гаврилова они уже поняли, что без труда ничего в этой жизни не достичь.


Автор: Андрей Петухов







Загрузка комментариев...
Читайте также
33 минуты назад
Свеча памяти воинам Афгана совсем скоро загорится в Сафоновс...
сегодня, 22:27

Инцидент произошел в Починковском районе. В результате возбуждено...

сегодня, 21:52

Об этом рассказал Александр Новиков в социальных сетях. ...

Новости партнеров