Николай Волошин: «Цена ошибки арбитра очень высока»

Спорт

В судейском корпусе РФПЛ появился представитель нашего города. Им стал Николай Волошин, в этом сезоне обслуживающий матчи Премьер-лиги в качестве резервного арбитра. Кроме того, он работает на матчах ФНЛ. Корреспонденты «РП» встретились с Николаем Волошиным, чтобы обсудить, как футболисты становятся судьями, с кем из тренеров РФПЛ труднее всего общаться арбитрам и возможно ли появление рефери из Смоленска на матчах чемпионата мира-2018.

- Николай, расскажите, как вы из футболиста превратились в арбитра?

- С шести лет занимаюсь футболом, но в определенном возрасте понял свой «потолок» - вряд ли мне удалось бы подняться выше определенного уровня. Да и накопилась усталость от постоянных разъездов и переездов, которыми полна жизнь футболиста. А когда у меня появилась семья, я решил завершить карьеру игрока. В этот момент мне и посоветовали попробовать себя в роли судьи. Так все и началось. Мне повезло - практически сразу начал судить третий дивизион чемпионата России (КФК - лига, где выступают любительские команды со всей страны. - Прим. ред.). О том, что стал арбитром, не жалею ни в коем случае. Рад, что остался в профессиональном футболе.

- И если бы, когда вы были игроком, вам сказали, что будете судить, что бы вы ответили?

- Вряд ли поверил бы.

- Сильно ли отличается футбол, если смотреть глазами игрока и судьи?

- Да, конечно. Футболисты видят все игровые эпизоды лишь с одной стороны, их захватывают эмоции. Они не могут судить о том, что происходит на поле, объективно. А задача судьи - принимать решения в рамках правил игры.

- Перед первым матчем в роли судьи вы сильно волновались?

- Волнуюсь до сих пор. Перед каждым матчем, будь то чемпионат Смоленской области или первенство России.

- Вы волновались больше, когда были игроком, или сейчас, когда судите?

- Это разное волнение. Игрок переживает за себя и за коллектив, чтобы его не подвести. А судья должен принимать правильные решения, от которых зависят судьбы многих людей. Например, ошибся судья - команда проиграла и перестала существовать. Много людей осталось без работы. Цена ошибки арбитра очень высока.

- У вас были роковые ошибки в судейской карьере?

- Роковых ошибок не было, хотя однажды я не назначил пенальти в матче. Но мою ошибку можно было разглядеть лишь во время повтора, так как в том эпизоде много футболистов боролось в штрафной при стандартном положении.

- Вы судили матчи КФК, второго дивизиона, сейчас судите первый. Где больше спорят с судьями?

- Можно сказать, что чем выше уровень, тем сдержаннее и профессиональнее ведут себя участники матча. Сейчас я работаю резервным арбитром на матчах Премьер-лиги – там все более цивилизованно, чем в турнирах классом ниже. Есть эмоции, нерв игры, но практически никто не позволяет себе откровенного хамства в общении с арбитром.

- Вы общаетесь с игроками во время матча? Или любая фраза в сторону судьи карается карточкой?

- Одна из самых главных функций арбитра - контроль и управление игрой. А этого невозможно достигнуть без контакта с футболистами. Если я понимаю, что футболист нарушил правила в игровом эпизоде, и он мне это говорит, то штрафной я назначу, но вряд ли накажу его «горчичником». Но если какой-нибудь молодой футболист, проводящий второй матч на профессиональном уровне, начинает учить судью правилам игры, то нужно «остужать» карточкой. Ему потом свои же игроки скажут, что он не прав.

- Много ли среди «звезд» грубых футболистов?

- Конечно, в мировом футболе масса примеров, когда спокойный в жизни игрок на поле превращается в «зверя». Гаттузо - яркий пример. Сейчас в ЦСКА играет Понтус Вернблум. Нельзя назвать его грубым - он жесткий. При этом все в клубе знают, что вне поля Понтус очень мягкий и спокойный человек. Но, выходя на поле, просто преображается.

- Можно ожидать, что скоро вы выйдете на поле РФПЛ в роли главного арбитра?

- Нужно пройти все этапы, понимаете, переходя из второй лиги в первую, а затем в Премьер-лигу, ты видишь, что между ними очень большая разница в уровне. Поэтому арбитр должен поступательно расти со второго дивизиона до Премьер-лиги. Конечно, я стараюсь работать качественно и развиваться в профессиональном плане, чтобы достигнуть уровня главного арбитра Премьер-лиги.

- Сложно ли быть резервным судьей? Ведь многие думают, что они лишь таблички показывают…

- Да, есть такое мнение. Но на самом деле обязанностей у резервного арбитра очень много. Перед игрой он выполняет административные функции: принимает участие в предматчевом совещании, общается с руководителями команд, контролирует заполнение протокола, приглашает команды на поле. Во время матча он подсказывает главному судье по коммуникационной системе, взаимодействует и следит за порядком на скамейках запасных. Сами понимаете, все тренеры разные - есть те, кто не может сдерживать эмоции. Все замены происходят с помощью резервного арбитра. А после игры он помогает оформлять протокол. Можно сказать, что резервный судья совмещает судейские и административные функции.

- Из тренеров Премьер-лиги можете выделить самых эмоциональных?

- У меня не было проблем в общении с тренерами. Рашид Рахимов - очень эмоциональный человек, но всегда держит себя в рамках правил, Юрий Семин - вспыльчивый. Андре Виллаш-Боаш тоже может завестись, но никакой агрессии в адрес судей он не высказывает.

- Как оцениваете недавние события, когда Фримпонг показал неприличный жест болельщикам, провоцировавшим его?

- Считаю, что профессиональный футболист не имеет права вести себя так. Конечно, болельщики провоцировали его, но он ни в коем случае не должен был отвечать. Лучше бы после игры представитель команды написал жалобу в КДК. А так - две игры футболист пропустит.

- Кто-нибудь из иностранцев, выступающих в российском чемпионате, приятно удивлял знанием русского языка?

- Миодраг Божевич прекрасно говорит на русском. Игрок «Локомотива» Ян Дюрица, капитан «Арсенала» Младен Кашчелан. Голкипер «Локомотива» Мартин Гильерме все общение с игроками ведет на русском языке.

- Вы судите матчи чемпионата Смоленской области. Расскажите свое видение ситуации с Дмитрием Дорониным, который второй раз в судейской карьере подвергся агрессии со стороны футболиста.

- В первом случае, когда Дмитрия ударил футболист команды СКА-181, игрок был, конечно, неправ. Он не имел права так поступать. И теперь этот футболист дисквалифицирован из всех соревнований, проводимых Федерацией футбола Смоленской области. Во втором же случае, к сожалению, нам не удалось увидеть видеозапись матча «Атлетик» (Хиславичи) – ФК «Красный», в котором Дмитрий пострадал еще раз. Но даже без этого могу сказать, что то, что произошло, безобразие. Кстати, представитель команды, который напал на арбитра, в жизни очень спокойный человек. Его трудно вывести из себя. Конечно, сейчас он раскаивается, но его поступок это не оправдывает. Но мне кажется, что и Дмитрию стоит задуматься, что с ним это происходит не в первый раз, а превращается в систему.

- Вообще в чемпионате области часто бьют судей?

- Нет, эти две ситуации - ЧП. Игроки ругаются или толкаются друг с другом, но физическое воздействие на арбитра – очень серьезное происшествие. Понимаете, в профессиональном футболе, если игрока удаляют за дисциплинарное нарушение, например, за споры с арбитром, то его дисквалифицируют. Обычно в клубе таких игроков лишают премий или штрафуют. А в любительском футболе это невозможно, и отлучение игрока от матчей - это единственное наказание.

- Как вы относитесь к тому, что игроки после матчей могут сказать, что судья свистел в одну сторону, испортил им игру?

- Это эмоции, и в футболе от них никуда не деться. А оценивают работу арбитра инспектор и судейский департамент. Если нас будут оценивать болельщики, футболисты и тренеры, то это будет выглядеть так: команда выиграла - хорошо отсудил, проиграла - плохо, судья виноват.

- Как вы готовитесь к матчу? Изучаете команды, которые предстоит судить?

- Если получается, то обязательно смотрю. Кроме того, мы общаемся с коллегами, обсуждаем команды и те моменты, которые могут помочь в работе. Я сейчас буду работать на игре «Волга» (Нижний Новгород) - «Торпедо» (Армавир). Буду общаться с ребятами, которые судили матчи с участием этих команд, чтобы выяснить детали.

- Как проходит день главного судьи матча перед игрой?

- Арбитры живут отдельно от команд, общение с участниками матча до игры сводится к нулю. Мы обедаем, спокойно настраиваемся на матч. За два часа до игры выезжаем на стадион, проводим инструктаж. Кстати, в день матча я стараюсь не читать спортивную прессу, чтобы не накручивать себя лишний раз.

- Есть ли у судей ритуалы?

- Конечно. Практически все арбитры - бывшие футболисты, поэтому у многих есть разные приметы: кто-то с левой ноги на поле выходит, кто-то не заселяется в гостинице в 13-й номер.

- Какой матч вы мечтаете отсудить?

- Хочется услышать гимн Лиги чемпионов стоя на футбольном поле, поработать на международном матче.

- А на чемпионате мира 2018 года посудить хочется?

- Сейчас в России только у Сергея Карасева есть шанс поработать на домашнем мундиале. Его перевели в элитную группу судей ФИФА, из которых и выберут арбитров для обслуживания матчей ЧМ-2018.

- Напоследок расскажите, часто ли в работе судей случаются какие-нибудь курьезные случаи?

- Иногда выходит из строя гарнитура, с помощью которой арбитры общаются во время матча. Тогда мы переходим на «язык жестов», который обговаривается на предматчевом инструктаже. Бывало, что на матчах не работало табло замены. Однажды на одном матче судьи обнаружили, что нет флагов у ассистентов. Пришлось сооружать их из подручных средств.








Загрузка комментариев...
Читайте также
4 минуты назад
22 минуты назад
Глава города Александр Новиков не продлил контракт с Игорем ...
39 минут назад

Напомним, инцидент произошел 26 марта в Холм-Жирковском ...

сегодня, 09:53
Добровольцы формируют отряды для выезда в Вязьму.
Новости партнеров