Как живут смоленские клубы в условиях кризиса

Спорт

Из-за падения курса рубля нынешнее зимнее межсезонье в России не отмечено громкими трансферами. Богатые клубы, которые совсем недавно сорили деньгами направо и налево, теперь больше озабочены не тем, как пригласить какую-то звезду из западного чемпионата, а тем, где найти средства на зарплаты своим игрокам.

Трансферная пауза

Дело в том, что бюджеты клубов, как правило, закладываются в рублях, а вот доходы легионеров и некоторых российских футболистов - в валюте. Например, самый высокооплачиваемый игрок российской Премьер-лиги - Халк из питерского «Зенита» - за год получает около 7 млн. евро. И если год назад эта сумма в рублях составляла 315 млн., то по нынешнему курсу - уже 550. Именно поэтому все клубы сейчас взяли паузу на трансферном рынке и не спешат ни продавать, ни покупать игроков.

«Локомотив» и «Зенит», спонсируемые госкорпорациями, попросили дополнительной финансовой поддержки от учредителей. Частные клубы выступают за то, чтобы ввести в Премьер-лиге на один год фиксированный курс валют (называются цифры 55 рублей за евро, 45 - за доллар), по которому будет выполняться расчет зарплат. Правда, против этого выступают многие футболисты, например россиянин Дмитрий Комбаров пригрозил своему клубу судом, если тот пойдет на подобные меры.

Конечно, проблем с перерасчетом зарплат игроков из-за курса валют в низших профессиональных лигах, где играют «Днепр», «Славутич» и «Феникс», не возникает. Но во многих регионах России уже стали «обрезать» лишние расходы ради экономии бюджета.

А поскольку в большинстве своем в нашей стране профессиональные команды спонсируются за счет государственных средств, власти стали задумываться о необходимости такого транжирства в условиях кризиса. Когда под угрозой социальные выплаты, первыми под удар чаще всего попадают культура и спорт. За последние месяцы своих соперников потерял «Феникс» - с турнира снялись ВК «Тверь» и московский «Спартак». В зоне «Запад», где играет «Днепр», каждый год не доигрывают сезон один-два клуба, не исключено, что и нынешнее межсезонье не обойдется без потерь. В Российской хоккейной лиге все, кто испытывал финансовые проблемы, не стали заявляться на чемпионат еще летом, а потому у «Славутича» осталось всего восемь соперников. Еще один такой массовый исход команд – и РХЛ вообще придется закрывать…

Кризисные бюджеты

В Смоленской области на спорте решили не экономить и оставили финансирование профклубов на уровне 2014 года. Правда, еще в 2013-м на спорт выделяли 663 млн. рублей, а последние два года - в три раза меньше (207 млн). Если до сокращения расходы на три смоленских клуба составляли около 100 млн., то в 2014-м и 2015-м из регионального бюджета выделяется около 85 млн. рублей.

По словам начальника ГУ спорта Смоленской области Эдуарда Заенчковского, клубам предложено энергичнее искать внебюджетные источники финансирования. Самым затратным игровым видом спорта по-прежнему остается футбол. В 2015 году «Днепр» может рассчитывать на 36,9 млн. «бюджетных» рублей. Хоккейный «Славутич» получит 32,4 млн., а волейбольный «Феникс» - 16,2 млн. рублей.

Разумеется, это не окончательные суммы, и они могут быть скорректированы по ходу года как в сторону увеличения, так и уменьшения.

Кроме того, клубы, как было сказано выше, ищут и другие источники финансирования. Порой они носят характер бартера, например, в обмен на нанесение логотипа спонсора на форму или упоминание во время матча партнеры предоставляют клубам свою продукцию. Но есть и реальные финансовые вливания.

Так, по словам руководства «Славутича», уже сейчас 20 процентов бюджета - это помощь спонсоров. Немалое подспорье для финансовой стабильности смоленских клубов составляет и база СГАФКСТ. В отличие от многих своих соперников, наши команды не тратятся на аренду тренировочных и игровых площадок, могут проводить прямо в Смоленске полноценные сборы, а после введения в строй 16-этажного общежития академии - решить и проблемы с размещением приезжих игроков. А ведь совсем недавно «Днепр» был вынужден платить за аренду «Спартака» по 150 тыс. рублей за одну игру. Аренда льда тоже может вылетать в копеечку, ведь ее стоимость во многих городах России может колебаться от 5 тыс. до 12 тыс. рублей за час.

Впрочем, все-таки смоленские клубы успели почувствовать на себе обвал рубля. В большинстве своем профессиональные спортсмены используют амуницию иностранного производства. Мячи, игровая обувь, клюшки и прочие необходимые аксессуары за последние месяцы подорожали практически вдвое. Например, пара игровой обуви вместо 2 - 3 тыс. теперь обходится «Фениксу» в 5 - 7 тыс. рублей.

Зарплаты пока не урежут

Поскольку бюджеты клубов остались на прежнем уровне, не будут уменьшены и доходы смоленских спортсменов. Скромнее будет жить только «Феникс», совсем недавно позволявший себе траты, которые явно не укладывались в бюджет, из-за чего каждый календарный год клуб завершал с долгами. По информации «РП», зарплаты лидеров «апельсиновых» еще совсем недавно могли доходить до 100 и более тысяч рублей в месяц. Как заявил после сезона-2013/2014 президент «Феникса» Георгий Грец, клуб отныне будет находиться в режиме жесткой экономии, зарплаты волейболистов не должны превышать 30 тыс. рублей. После чего команду покинули практически все приезжие игроки во главе с главным тренером. В новом чемпионате требование президента было выполнено, и команда наконец завершила календарный год без долгов.

В «Днепре» бюджет остается неизменным уже несколько сезонов, а потому можно воспользоваться цифрами, которые озвучивал еще Виктор Булатов несколько лет назад. По словам экс-наставника команды, максимальная зарплата футболиста составляла 60 тыс. рублей, а молодые игроки могли получать по 15 тыс. в месяц. Впрочем, в клубе предусмотрены неплохие премиальные, 10 -15 тыс. рублей за победу. Думается, что у нынешних игроков смоленской команды остаются примерно такие же условия. Именно поэтому у «днепровской» молодежи не всегда появляется желание связать свою жизнь с футболом. Ведь куда проще карьеры профессионального спортсмена, которая предусматривает каждодневные двухразовые тренировки, продолжительные разъезды и сборы, устроиться на каком-нибудь из предприятий Смоленской области и играть в региональном первенстве, получая даже большую зарплату, чем те, кто делает первые шаги во втором дивизионе.

«Славутич» также не может похвастаться большими зарплатами, даже по меркам РХЛ. Если в других клубах лиги игрокам с ходу могут предложить оклады от 80 тыс. рублей и выше, то Смоленск привлекает прежде всего стабильностью, высокими целями и тренерским штабом. Молодые хоккеисты понимают, что работа под руководством Дмитрия Максимова может стать отличным трамплином в их карьере, ведь за последние несколько лет многим выходцам из «Славутича» удалось закрепиться в Высшей лиге, где уже совсем иной уровень доходов. Оттого хоккеисты и соглашаются на оклады, которые аналогичны тем, что платят молодым игрокам в «Днепре». Впрочем, доходы лидеров «Славутича» также в три-четыре раза больше и составляют 40 - 60 тыс. рублей. Из-за большого количества матчей в хоккее более скромные премиальные, нежели в футболе. За победу игрокам «Славутича» платят около 3 тыс. рублей.

ИЗ АРХИВА «РП»

На заре новейшей истории игроки «Кристалла» получали символические зарплаты. Даже лидеры команды не зарабатывали тех денег, что платили на некоторых смоленских заводах обычным рабочим. В 1993 году, например, Валерий Соляник получал 10 тыс. руб. Для сравнения: его отец трудился механиком и зарабатывал 12 тыс. Вообще же зарплата игроков назначалась исходя из средней на предприятиях города. По нынешним временам это нонсенс. Когда прототип «Кристалла» - СКД - выходил во второй дивизион (1992), за победу игрокам платили от 300 (в домашнем матче) до 500 (на выезде) рублей. Это немного. В те времена билет на футбол, например, стоил 25 руб. О квартирах и машинах от клуба игроки тогда могли только мечтать. За выход во вторую лигу тренеру СКД Леониду Архипову подарили кроссовки. Такие же презенты получили игроки.

В следующем сезоне у одного из нападающих «Кристалла» появилась прошедшая не одну сотню километров, крашеная-перекрашенная иномарка. Он считался состоятельным человеком.

А вот в «Искре» одному из ее молодых футболистов на свадьбу торжественно вручили холодильник «Смоленск». Скромно.

Когда «Кристалл» выступал в Первом дивизионе, там существовало негласное правило платить игрокам не меньше 1 тыс. долларов. Утверждают, что в смоленском клубе к этой отметке приближались не все футболисты. Но верится в это с трудом (то, на что отдельные игроки позволяли себе тратить деньги, с таким доходом непозволительная порой роскошь). А легионеры, вне зависимости от квалификации, получали на порядок больше - таковы были все те же негласные правила.

Например, первый в истории смоленского футбола легионер из дальнего зарубежья – чех Томаш Выходил - на жизнь никогда не жаловался. Среди некоторых его партнеров по команде разного рода стенания были хорошим тоном. Премиальные - основной доход. По имеющимся данным, платили их даже за победы на предсезонных сборах. Одно время доходило до абсурда: в спарринг-партнеры выбирались откровенно «левые» команды, обыгрывать которые можно было «под пивко». А премиальные начислялись солидные. Едва ли это не так. Если бы в «Кристалле» к трате денег подходили с большей ответственностью, команда жила бы и сейчас.

Квартиры покупались на свои деньги (говорят, правда, клуб мог предоставить жилье в связи с каким-то памятным событием - свадьбой, например). Иногородние футболисты могли жить либо на базе, либо с помощью клуба снимать квартиру. Солидные спонсоры часто поощряли ведущих игроков бытовой техникой и дорогостоящей аппаратурой. Сергею Гунько за стабильно хорошую иргу на протяжении нескольких матчей однажды вручили «ВАЗ-21099». А вот Солянику его знаменитый синий «Форд» никто не дарил - у клуба была задолженность перед футболистом. Рассчитались иномаркой.








Загрузка комментариев...
Читайте также
сегодня, 07:04
По уточнённой информации в результате атак украинских БПЛА ж...
сегодня, 05:46
Губернатор Смоленской области сообщил о новых атаках украинс...
вчера, 23:07
Свеча памяти воинам Афгана совсем скоро загорится в Сафоновс...
сегодня, 07:25

Об этом рассказали в ЦУР Смоленской области.

Новости партнеров