Из смоленской «Искры» к победе в чемпионате СССР

Спорт

На протяжении двух лет этот футболист защищал цвета нашего армейского клуба, а в 1988-м поднял над головой заветный трофей.

Наверняка, наши читатели уже догадались, что речь идет об Эдуарде Соне. Его отличительными чертами на поле всегда были скорость и дриблинг. Более того, в шальные 90-е годы он уехал играть во французский чемпионат за «Газелек», а позже перешел сначала в «Перепеньян», а затем в Руанский «Сен-Назар». Самое удивительно, что не смотря на очень высокий класс футболиста ни одна из этих команд не играла тогда в Лиге 1. Однако, Эдуарду настолько сильно понравилось за рубежом, что он теперь живет в «пятой республике».

Интернет-портал узнал у футболиста, как он попал в Смоленск, а позже перешел в чемпионский Днепропетровский "Днепр".

- Толчком к переезду во Францию для Вас оказались выступления в украинском «Днепре», с которым Вы сначала стали вице-чемпионом, а потом и чемпионом СССР. Это был один из самых значимых этапов Вашей спортивной карьеры?

- Да. Перед тем, как оказаться в «Днепре», я попал в армию в Смоленск. У меня не было ни одной мысли о том, чтобы покинуть «Кайрат». Хочу донести до болельщиков того времени, что я не предавал команду, но многие мне это вменяют. Наоборот, - я мечтал играть в «Кайрате» и жить в Алматы, потому что сам город мне очень нравился. Мы ездили в другие столицы советских республик, но мне всегда было приятно жить в Алматы, а «Кайрат» был для меня родной командой, в которую я попал в 15 с половиной лет, поэтому, конечно, мне хотелось добиться с ней каких-то результатов.

Смоленские руководители узнали, что я не служил в армии

Как раз на том матче, который мы играли против «Спартака» в Москве, присутствовали представители и руководители смоленской «Искры», которые взяли меня на заметку. Когда навели справки, то узнали, что в армии я не служил. Они дождались конца года и через московское ЦСКА пригласили к себе.

Генштаб Советского Союза нашел меня и приказал прибыть в течение 48 часов в воинскую часть Москвы. В «Кайрате» мне ответили, что ничего не могут сделать с этим и сказали ехать. Было немножко обидно, потому что многим игрокам пытались решить этот вопрос в Казахстане, а меня как-то даже не удерживали. Я собрал вещи и улетел, попутно думая о том, что моя спортивная жизнь пошла ко дну.

Из Смоленска в Украину

В Смоленске я поиграл два года, а после этого уже несколько клубов приглашали меня к себе, но я выбрал «Днепр». Днепропетровская команда в то время блистала, хотя изначально она был уровня «Кайрата». То днепряне становились восьмыми в турнирной таблице, а мы девятыми, то наоборот. До этого в 1982 году «Днепр» только вошел в Высшую лигу, так как до этого команда выступала в Первой лиге, а в 1983-м клуб делает рывок и становится чемпионом Советского Союза. Тогда как раз заблистали Олег Протасов, Геннадий Литовченко и Олег Таран.

В тот момент с 1983 года практически все время данная команда была в призерах. Мне хотелось попробовать себя на таком уровне, потому что это была, все-таки, элита советского футбола, и, плюс ко всему, «Днепр» каждый год участвовал в еврокубках. Я играл в свое время в юношеской сборной СССР, вызывался в молодежную, поэтому мне хотелось ощутить на себе международный уровень. Когда поступили предложения, я выбрал «Днепр», хотя «Кайрат» мне тоже предложил вернуться, но как-то очень скромно. Мол, «Давай возвращайся, ты — казахстанец», и все такое. Конкретики никакой я не увидел, а «Днепр», наоборот, очень четко сформулировал свои обязательства передо мной помимо футбольной карьеры, и меня это больше заинтересовало.

Бытовые проблемы в СССР были во всем

Когда я приехал в команду, то был поражен уровнем профессионализма и подходу руководства к игрокам. Это были очень уважительные отношения, все очень хорошо поощрялось, и премиальные были очень хорошими, — то есть, тогда там создали действительно профессиональный клуб, а нам сказали: «Ребята, вы думайте только о футболе». Бытовые проблемы в Советском Союзе тогда существовали во всем — в мебели, в оргтехнике, еде, одежде и всем остальном. Нам создали такие условия, что мы ни в чем не нуждались, и все нам было предоставлено. Конечно, мне хотелось в этом клубе играть в основном составе, хотя конкуренция была очень высокой. Когда меня пригласили в команду, то уже объявили о том, что Олег Протасов и Геннадий Литовченко покидают «Днепр» и переходят служить в армию в киевское «Динамо». Мне сказали, что меня берут на место Протасова, а на тот момент он был в Советском Союзе настолько знаменитым, как сегодня в мировом футболе Роналдо.

Мне это, конечно, польстило, но, в то же время, я понимал всю ответственность. Хоть мы и были дружны с Олегом, так как играли с ним в юношеской сборной, но он уже сделал себе карьеру, а я, можно сказать, был начинающим, поэтому мне хотелось доказать и проявить себя. Но когда я прибыл на первый сбор команды, то увидел девять нападающих, а из них самым неизвестным был я. После этого понял, что погорячился, и подумал, что мне нужно было возвращаться в «Кайрат», чтобы играть в основном составе, так как в дубле «Днепра» сидеть мне не хотелось.

Про турнир в Латинской Америке

Мы поехали на первый сбор, по-моему, — в Уругвай, где состоялся мини-турнир, в котором участвовали «Пеньяроль», «Насьональ» и парагвайская «Олимпия». Простой товарищеский турнир, но стадион вместимостью тысяч в 80 был полным. Тогда я был в шоке от того, как же люди до фанатизма любят футбол. К счастью, мы выиграли этот турнир, хотя наши соперники были более знаменитыми.

О смене позиции на поле в чемпионской дружине

Это, можно сказать, былой первой ласточкой нашего успеха, а потом, когда мы уже начали чемпионат, мне Евгений Кучеревский сказал, что я нравлюсь ему как игрок, но в данный момент в атаку он поставить меня не может, потому что там были Владимир Лютый, Евгений Шахов, Вадим Евтушенко, гранды советского футбола. Он сказал, что видит, что я не хуже их, но пока может предложить мне только место левого полузащитника. Я никогда не был таким сильным и сказал, что не смогу бегать туда-сюда.

Тогда в полузащите у нас играл опытный Александр Сорокалет, который и должен был мне подсказывать, когда стоит подключаться к атакам, а когда лучше остаться на месте и передохнуть. Так я и начал играть левого полузащитника и потихоньку стал забивать, поэтому к концу чемпионата был, по-моему, вторым или третьим бомбардиром команды.

В общем, первый год я играл или левого полузащитника, или, когда Лютый был сломан, нападающего. Мы как раз стали чемпионами, хотя нам ставили задачу попасть в десятку после ухода Протасова и Литовченко. Вроде бы, мы даже не так уж удачно начали, сыграв дома вничью с Харьковом и Киевом, но потом уже все у нас пошло.

В Смоленской «Искре» Эдуард Сон играл в 1986 и 1987 годах. Он провел 85 матчей, забил 12 голов.

Важное по теме:

Андрей Анненков: "В смоленской "Искре" использовали передовые технологии"

Сюжет о смоленском тренере показали на федеральном канале

Василий Уткин высказался о легендарном смоленском футболисте









Загрузка комментариев...
Читайте также
вчера, 22:17
Александр Новиков рассказал о рабочей поездке в социальных с...
вчера, 21:40
Тему, актуальную и для Смоленщины,  обсудили сегодня до...
вчера, 21:05

Александр Новиков рассказал в социальных сетях о ходе работ...

вчера, 23:04
«Днепр» и «Университет спорта» стартовали в третьем дивизион...
Новости партнеров