Александр Селенков: «В Смоленске прошли самые лучшие годы моей карьеры»

Спорт

«РП»-Спорт» продолжает серию материалов о судьбах футболистов смоленского «Кристалла». На этот раз мы побеседовали с Александром Селенковым - бывшим нападающим смолян, а ныне тренером академии санкт-петербургского «Зенита». Напомним, в составе «Кристалла» в период 1997-2000 годов Александр провел 63 матча и забил 13 мячей.

- Александр Николаевич, перед тем как оказаться в Смоленске, вы успели поиграть во Владивостоке и даже в Казахстане. Что уже говорить про ваш родной Санкт-Петербург…

- На Дальний Восток меня позвал известный санктпетербургский тренер Лев Бурчалкин. В 1995-м в «Луче» команда только строилась, и в расположении Льва Дмитриевича уже было несколько футболистов из Питера. Возможно, это помогло в адаптации. В любом случае, тот год стал для меня одним из самых успешных в карьере. Я забил 16 мячей, а «Луч» финишировал шестым в Первой лиге или ныне - в Первом дивизионе.

Через год я переехал в Казахстан, но там не задержался отнюдь не из-за футбольных причин. Футбольный клуб «Елимай» из Семипалатинска (сейчас город переименован и называется Семей) не выплатил полную сумму трансфера «Лучу», поэтому я вернулся во Владивосток.

Однако уже в 1997-м дальневосточную команду начало лихорадить в финансовом плане – стали задерживать зарплату. Поэтому я очень обрадовался, когда меня пригласили в Смоленск. Это сделал тренер-селекционер Сергей Ломакин, который через пару лет будет наставником «Кристалла». Отмечу, что в Смоленск я отправился не один, а с лучшим другом Алексеем Тихомировым, чья квалификация не вызывала сомнений.

Забегая вперед скажу, что я о переезде в Смоленск нисколько не жалею! Мне довелось поиграть со многими классными исполнителями в очень сильной команде, одной из лучших в конце 90-х в Первой лиге.

- Ваше амплуа - нападающий. Какой самый запоминающийся мяч вы забили в футболке «Кристалла»?

- Отмечу не один конкретный гол, а целый матч. Феерию. 9 октября 1997 года «Кристалл» на стадионе «Спартак» принимал «Динамо» из Ставрополя и победил со счетом 6:0. Эта победа так и останется самой крупной за годы выступления «Кристалла» в Первом дивизионе. Я стал автором дубля, но это не самое интересное. Важно, что оба я забил головой в первом тайме. Это были голы-близнецы.

- С кем из футболистов «Кристалла» той эпохи вы продолжаете общаться?

- С Алексеем Тихомировым. Он - мой земляк. Сейчас также востребован в родном Санкт-Петербурге. Переписываемся с защитником «Кристалла» Игорем Троицким, а он из Латвии. В последние месяцы очень часто виделись с Сергеем Гунько. Мы параллельно повышали тренерскую квалификацию. Он учился на тренерскую лицензию категории Prо, а я – на лицензию «А» УЕФА. В декабре 2018-го оба успешно сдали экзамены.

селен.jpg

«В Смоленске удивляет число команд»

- Не обсуждали ли вы с Сергеем Валентиновичем ту ситуацию, которая сейчас сложилась в смоленском футболе?

- Да, немного затронули эту тему. Я сильно удивился, узнав, что в Смоленске четыре команды, у которых есть желание играть на высоком уровне. Как минимум КФК. Если честно, у меня эта мысль не укладывается в голове. Как в не самом богатом регионе может быть такое?!

Знаю, что у нынешнего представителя ПФЛ - «Днепра» дела, мягко говоря, неважные. Идет судебное разбирательство. Что касается новых команд, то хочется надеется, что они уверены в своих финансовых силах – твердо стоят на ногах.

- В период 2016-2018 годов «Днепр» назывался непонятной аббревиатурой - ЦРФСО. «Ультрас» команды не воспринимали это название и бойкотировали матчи команды. Когда вы играли за «Кристалл», насколько активны были фанаты?

- Болельщики нам очень сильно помогали. Только с благодарностью вспоминаю людей, которые нас так горячо поддерживали.

Было безумно приятно, когда на выездных матчах на просторах нашей необъятной страны, за тысячи километров от дома, за нас искренне болели. Это сильно мотивировало в выездных матчах.

Если в целом говорить о моей карьере футболиста, то время в Смоленске - самое лучшее. У нас была невероятно сильная команда, и, если бы не печальные обстоятельства августа 1998-го (убийство президента Александра Шкадова), мы бы выступали в Высшей лиге. Увы, эти перспективы оказались несбыточными. Времена конца 90-х мы очень часто и с удовольствием вспоминаем с Алексеем Юрьевичем Тихомировым, когда встречаемся в свободное от тренировок время.

О таланте Соляника

- Вашим партнером по нападению был культовый смоленский футболист, нападающий от бога Валерий Соляник. В чем секрет успеха Валерия Валерьевича?

- У него действительно невероятный талант от рождения. Настырный. Постоянно нацеленный на ворота. Техника, скорость - все при нем. Идеальный нападающий! Он бы точно не затерялся в Высшей лиге. Знаю, что предложения были, но Валерий Валерьевич искренне любит свой город.

Соляник никогда не жадничал, не тянул «одеяло на себя»: все мысли о команде, о положительном результате. Мы не были с Валерием Валерьевичем близкими друзьями, но к тренировкам и матчам подходили максимально профессионально. Он - большой мастер, который достоин уважения.

О премии за поражение и роли Шкадова

- В 1997 году «Кристалл» провел одну из самых ярких кампаний в Кубке России, добравшись до стадии 1/16 финала. К нам в Смоленск на переполненный до предела стадион «Спартак» пожаловала «Балтика». Игра дошла до послематчевых пенальти. Свой удар с «точки» вы реализовать не смогли, и, как оказалось, этот «выстрел» был роковым. Сильно переживали?

- Помню, что по ходу матча мы вели два мяча - дубль оформил Армен Адамян. «Кристалл» доминировал на поле и допустил невынужденные ошибки. «Балтика» перевела игру в дополнительное время (2:2). 30-минутный овертайм также не выявил победителя. Затем серия пенальти…

Когда я играл во Владивостоке, то считался штатным исполнителем пенальти. Мне постоянно доверяли пробитие 11-метровых ударов, и из пяти доверенных мне попыток я реализовывал пять.

Мне доверили открывать серию с «Балтикой». Я бил в тот угол, куда и делал это абсолютно всегда. К сожалению, после моего удара мяч попал в штангу, хотя вратарь уже упал в противоположную сторону.

Конечно же, это все было невероятно обидно. После игры Александр Шкадов зашел в раздевалку и сказал: «Очень жаль, что мы проиграли. Но я получил настоящее удовольствие от такого матча». И мы в этом убедились, когда получали зарплату – нам выплатили премиальные, будто «Кристалл» вышел в 1/8 финала Кубка России.

Через несколько месяцев «Балтика» отправилась на кубковый матч в Самару и получила от местных «Крыльев Советов» четыре безответных мяча (0:4). Тогда я «подкалывал» ребят по «Кристаллу»: «Не забив пенальти «Балтике», я уберег нас от возможного унижения на Волге».

- Что можете сказать про Александра Шкадова?

- Александр Иванович жил своей командой. Он очень многое сделал для «Кристалла», он мечтал, чтобы смоленская команда выступала в Высшей лиге. В 90-е во многих клубах случались длительные перебои с выплатой зарплат, а в «Кристалле», по крайней мере пока я там находился, такого не было никогда! По уровню зарплат наша команда была крепким середняком Первой лиги, но все выплачивали строго в срок. На мой взгляд, это намного важнее, чем когда тебе предлагают «золотые горы», но по факту оказываются копейки. А такая ситуация очень часто случалась в то время в России.

Александра Ивановича убили после нашего выезда в Краснодар. На юге страны мы сумели в непростом матче обыграть «Кубань» со счетом 2:1. Не успели порадоваться успеху, как новость о заказном убийстве президента.

После этого интерес к нашему клубу стал медленно, но верно затухать. Нам по-прежнему выплачивали зарплаты, но отношение к делу было совершенно другим.

На протяжении сезона-1998 у команды все было в порядке. Даже после «ухода» Александра Ивановича была вера, что «Кристалл» выйдет в «вышку». Но, увы, вместо футбола на первый план стали выходить отнюдь не футбольные моменты. «Забурлила» закулисная игра.

селен2.jpg

«Бердыев посадил на «банку»

- Как у вас складывались отношения с тренерами, которые руководили «Кристаллом»?

- С Валерием Нененко были отличные отношения. Валерий Георгиевич мне запомнился очень грамотным мастером. Он в 90-е доказал, что схема «бей-беги», которая очень часто встречалась в отечественном футболе, утопична. Мы играли в яркий комбинационный футбол, использовали пас.

Что касается Льва Платонова, то мнение о нем не сумел сформировать. Мы не так долго работали вместе.

После него пришел Курбан Бердыев, который сразу обозначил свое отношение ко мне как к игроку «на банке». Ближе к окончанию первого круга мы с ним поговорили, так как меня не устраивало практически отсутствие игровой практики. Я покинул Смоленск - оказался в череповецкой «Северстали». Добавлю лишь, что Бердыев меня не выгонял. Просто я хотел играть в основном составе!

- В СМИ профессиональные спортсмены часто жалуются, что безумно тяжело играть во Владивостоке из-за смены часовых поясов. Вы, как футболист, который отыграл за «Луч» не один десяток матчей, скажите, а насколько трудно переносить тяготы перелетов представителям дальневосточных команд?

- В Первой лиге-1995 принимало участие 22 команды, а выездные матчи были спаренными, то есть предстояло проводить два матча за три дня против соперников, которые находились географически недалеко друг от друга. Однако мы тогда прошли потрясающую предсезонную подготовку. Особенно запомнились сборы в Австралии и Южной Корее. Несмотря на длительные перелеты и постоянную смену часовых поясов, этого запаса прочности мне хватило до сентябряоктября. Я вообще не ощущал дискомфорта. Только осенью мы перестали справляться с нагрузкой. Можно сказать, что в конце чемпионата для «Луча» начался ад.

Забавно вспомнить, как к нам готовились соперники. Если нам предстояла встреча в Калининграде, то матч назначали в 20.00 (мск), а если в Ставрополе, то в 20.30 (мск). То есть в это время во Владивостоке было 3-4 часа утра. К концу таких матчей организм был уже достаточно сильно изношен. Порой слышал свое сердце и думал: «А на кой мне этот футбол вообще нужен?» Тогда мне было 23 года. Видимо, в силу молодости я с этой нагрузкой справлялся.

Сейчас в ФНЛ играть стало намного проще, ведь спаренных матчей нет. Команды соблюдают недельный цикл - последовательно проводят один матч дома, а потом - в гостях.

О прогрессе российского футбола

- Насколько сильно изменился российский футбол за эти 20 лет?

- Считаю, что меняется к лучшему. Раньше меня больше всего раздражало качество газонов. В ряде городов творился настоящий беспредел! Сейчас появилось очень большое число искусственных полей высокого качества. Да, у них есть минусы, но зато футболисты, которые не имеют противопоказаний к синтетике, теперь имеют возможность играть на ровном покрытии.

Что касается самой игры, то она стала значительно быстрее, у игроков остается все меньше и меньше времени для принятия решений. Сейчас в академии «Зенита», работая с ребятами 2006 года рождения, мы уделяем очень много внимания техническим аспектам. Средний уровень футболистов вырос по сравнению с 90-ми, хотя и тактические моменты тоже важны.

Смотрел игру «Рубин» - «Ахмат». Это было весьма «несмотрибельное» зрелище. Вся игра строилась через передачи назад и поперек поля, а в Испании, например, зрелищность достигается тем, что при каждой возможности игроки стараются играть только вперед.

В любом случае верю, что наследие чемпионата мира, который проходил в прошлом году в России, позволит рассчитывать на качественные изменения в нашем футболе.

- Вопрос по поводу арены «Санкт-Петербург». Это стадион - единственный в России, который стабильно заполняется на 80 процентов. Быть может, конкуренцию ему может составить арена «Спартака». Есть ли шанс, что каждый матч «Зенита» будет проходить при аншлаге?

- Да, это ультрасовременный стадион. Большое подспорье для России, что на нем комфортно (тепло) даже при серьезных холодах. Арена «Санкт-Петербург» принимала игры чемпионата мира. Впереди Евро-2020.

Уверен, что футболистам «Зенита» очень приятно видеть полные трибуны, но в первую очередь все будет зависеть от результатов команды. Если «Зенит» будет показывать яркий и результативный футбол, наверняка даже нетоповые матчи станут собирать аншлаги.

«Хочется, чтобы в «Зените» больше доверяли молодежи»

- Две недели назад «РП»- Спорт» беседовал с бывшим вратарем «Кристалла» Александром Мартешкиным, который сейчас трудится в минском «Динамо». Как «Зенит» сумел пройти минчан в двухматчевом противостоянии после сокрушительного поражения в первой игре со счетом 0:4?

- Я видел Александра на игре в Санкт-Петербурге, но мы не общались. Понятное дело, он был занят непосредственно матчем. Напомню, что встреча проходила без зрителей, а поэтому рассмотреть тренерский штаб минчан не составляло особого труда (улыбается).

Если говорить об общем исходе двухматчевого противостояния, то он меня не удивил. Меня больше поразило, как «Зенит» умудрился столь крупно проиграть в Минске! Вот это была сенсация!

- Вы работаете в академии «Зенита». Расскажите читателям «Рабочего пути», какие юношеские команды вы тренируете и с каким проблемами сталкиваетесь?

- В Санкт-Петербурге есть все необходимые условия для работы. Ранее на протяжении трех с половиной лет я тренировал команду 2001 года рождения, а сейчас тренирую детей не старше 13 лет. На мой взгляд, самая большая проблема, которая сейчас существует в академии, - то, что ее воспитанники редко добираются до основной команды. Буду очень рад, если молодым футболистам начнут больше доверять. У нас очень много талантов, но, видимо, у руководства клуба стоят настолько высокие задачи, что пока нам легче когото купить, чем обращать пристальное внимание на молодежь.

селен4.jpg

О самых успешных воспитанниках

- Какие ваши воспитанники играют на профессиональном уровне?

- Например, Никита Танков, которого смоленские болельщики хорошо помнят по выступлениям за «Днепр». В РПЛ за «Анжи» выступает Павел Долгов, в ФНЛ за «Томь» играет Алексей Гасилин, курскому «Авангарду» (ФНЛ) пригодился Илья Кубышкин, Игорь Обухов является вратарем «Тюмени», а Максим Рудаков стал чемпионом Финляндии в составе «ХИКа».

Как видите, каждый футболист индивидуален. У каждого своя судьба. Очень многое зависит от обстоятельств и тренеров. Они должны верить в молодежь. Так как это случилось в моей карьере.

Я же стараюсь максимально внимательно следить за своими воспитанниками. У нас даже есть предновогодняя традиция - собираться в конце декабря, вместе гонять мяч, а потом обсуждать успехи каждого игрока.

- Как думаете, почему Никита Танков выбрал именно «Днепр»?

- Я не настаивал на этом трансфере. Да, мы дружим с Сергеем Гунько, я ранее предлагал ему вариант с Никитой, но конечное решение было именно за футболистом. Отмечу, что для Никиты «Днепр» был хорошей возможностью получить нужную игровую практику, ведь понятно, что серьезных денег в Смоленске не заработаешь.

За последние годы Никита сильно изменился в лучшую сторону, прибавил в «физике». На днях он покинул «Днепр» и подписал контракт с армянским «Алашкертом». Эта команда идет на первом месте в чемпионате Армении.

- В завершение беседы, что бы вы пожелали смоленскому футболу.

- Я верю, что Смоленск может воспитать новых мастеров уровня Соляника или Гунько. Желаю, чтобы в вашем городе закончился период «разброда и шатания» и болельщик снова пошел на стадион. Так, как это было 20 лет назад.








Загрузка комментариев...
Читайте также
сегодня, 00:19
Мужчина решил своровать небольшую цифровую камеру в одном из...
вчера, 23:59
Третья игра турнира BrainShaker 2024 состоялась в 17 российс...
вчера, 23:01
Сроки утверждены постановлением администрации Смоленской обл...
вчера, 22:03
В Смоленской области приступили к проектированию трех межпос...
Новости партнеров